Правительственный портал
республики узбекистан
«Правительственный час»: на вопросы депутатов ответил министр высшего образования, науки и инноваций
2023-02-16 | Образование
15 февраля 2023 года в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялся очередной «Правительственный час». В нем народные избранники обсудили вопрос «О проводимой работе по подготовке современных педагогов в педагогических вузах».
На вопросы депутатов по данному вопросу ответил министр высшего образования, науки и инноваций И.Абдурахманов.
Отмечалось, в последние годы ведется масштабная работа по системному развитию высших учебных заведений, готовящих педагогические кадры и совершенствованию в них управленческой деятельности, разработке современных образовательных программ с внедрением передового зарубежного опыта, выведению подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров на новый уровень, обеспечению гармонизации образования, науки и практики в области педагогики.
В «Правительственном часе» депутаты выразили заинтересованность в проведении методики подготовки педагогов в педагогических вузах в соответствии с современными образовательными требованиями.
Как отметил И. Абдурахманов, сегодня в стране 14 педагогических вузов готовят педагогические кадры по 27 специальностям. В этих учебных заведениях методика подготовки педагогов проводится в соответствии с современными образовательными требованиями. В частности, с учетом международных требований было полностью пересмотрено и усовершенствовано содержание 59 учебных планов на 2022/2023 учебный год и 1 004 предметных программ образовательных направлений и специальностей.
Также к подготовке учебных планов и научных программ в качестве экспертов и соавторов научных программ были привлечены специалисты зарубежных вузов. Учебный план и предметные программы приведены в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (MCKO+2011) и международными оценочными программами (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS).
Для прохождения квалификационной практики студентов 2-4 курсов вузов по подготовке педагогов, организуется стажировка в порядке «4+2» в президентских, творчески-специализированных, общеобразовательных и специальных школах, дошкольных образовательных организациях. Это, в свою очередь, послужит обеспечению гармонизации образования, теории и практики.
Депутаты, отметив работу, проводимую в данной сфере, обратились с вопросом к министру, насколько необходима четырехлетняя образовательная программа подготовки педагогов, в то время как в мировой практике обучаются лишь три года.
Как отметил министр И. Абдурахманов, в результате оптимизации процесса подготовки педагогов высшего образования с 2020/2021 учебного года срок обучения по таким направлениям как музыкальное и технологическое образование, физическая культура, допризывная военная подготовка, изобразительное искусство и инженерная графика, физическая культура и спорт в дошкольном и начальном образовании устанавливается в три года.
В соответствии с Указом главы нашего государства «Об утверждении Национальной программы по развитию народного образования в 2022-2026 годах» с 2022/2023 учебного года внедрить порядок присвоения основной и дополнительной специальности (квалификации) по направлениям образования бакалавриата с близкими друг другу учебными программами, в частности, в текущем учебном году по 4 направлениям: Математика и информатика (дополнительно учитель по информатике), Педагогика (дополнительно учитель по воспитанию), Биология (дополнительно учитель по естественным предметам), Специальная педагогика: сурдопедагогика (дополнительно сурдопереводчик).
Отмечено, что внедрение практики по присвоению основной и дополнительной специализации (квалификации) послужит эффективной организации педагогической деятельности будущих педагогов. Исходя из этого, отмечено, что четырехлетняя образовательная программа подготовки педагогов обоснована.
В ходе «Правительственного часа» народные избранники также обратились с вопросами о проводимой работой по подготовке педагогов со специальными педагогическими и психологическими навыками для преподавания учебников «Воспитание» в общеобразовательных школах.
Как отметил министр высшего образования, науки и инноваций, начиная с 2022/2023 учебного года внедрен порядок присвоения основной и дополнительной специализации (квалификации) по направлениям образования бакалавриата с близкими друг другу учебными программами. В частности, с 2022-2023 учебного года на базе образовательного направления Педагогика и психология создано направление Педагогика (дополнительное образование).
Профессорами и преподавателями высших учебных заведений для будущих педагогов-воспитателей создается новое поколение учебной литературы из специализированных предметов, как «Теория и история педагогики», «Креативная педагогика», «Социальная педагогика», «Национальное воспитание», «Диагностика и коррекция образования» и «Методика преподавания предмета «Воспитание» в средних общеобразовательных школах».
Кроме того, для подготовки педагогов-воспитателей создана учебная литература по предмету «Методика преподавания предмета «Воспитание» в средних общеобразовательных школах». В данной учебной литературе дается ряд образовательных технологий и методик, а также рекомендации по подготовке будущих педагогов со специальными педагогическими и психологическими навыками обучения с использованием ситуативного образования, художественной педагогики, буктрейлеров, витагенного образования и эвентного образования.
Проводятся также лекции и практические занятия по выбору методов и технологий на основе креативного подхода, обеспечение их соответствия с национальным менталитетом, по эффективному использованию современных и вспомогательных форм организации учебного процесса и развитию профессиональной компетенции.
В ходе «Правительственного часа» депутаты дали ряд предложений и рекомендаций по развитию сферы.
По итогам обсуждений было решено обеспечить действенный парламентский контроль над вопросом повестки дня.
Источник: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан