Правительственный портал
республики узбекистан
Информационное сообщение о девятнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
2019-05-06 | Политика
4 мая 2019 года в городе Ташкенте продолжило работу девятнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В работе заседания приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.
Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Нигматилла Йулдошев.
Членами Сената был заслушан отчет Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2018 году.
В ходе обсуждения отмечалось, что деятельность органов прокуратуры в 2018 году была направлена на обеспечение верховенства закона в стране, защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, профилактику преступлений и правонарушений.
В результате принятых мер в отчетном году достигнуто снижение преступности на 33,5% по сравнению с предыдущим годом. В 2301 (25,5%) махалле из 9022 не совершено ни одного преступления. По данным Всемирной организации «Global law and order» Узбекистан в рейтинге самых безопасных государств мира занял 5-место после Сингапура, Норвегии, Исландии и Финляндии.
В сфере борьбы с преступностью и правонарушениями, координации оперативно-розыскной и следственной деятельности органами прокуратуры основное внимание уделелось выявлению истинных причин преступлений и правонарушений, устранению условий, способствовавших их совершению. В этом направлении совместно с правохранительными органами внедрены системы «безопасный город», «безопасный туризм», «безопасный дом». В Академии Генеральной прокуратуры организован Центр анализа и изучения причин совершения преступлений, началась работа по внедрению электронных геоинформационных карт для анализа количества и видов преступлений в разрезе махаллей.
Функционирует информационная система «Электронная уголовно-правовая статистика», дающая возможность объективного решения ряда задач инновационным путем. Лица, склонные к совершению преступления, сгруппированы по 9 категориям. Исходя из этого, организованы адресные профилактические мероприятия.
Благодаря практической помощи прокуроров оказано содействие в реализации мероприятий по социальной защите, охране здоровья населения, созданию новых рабочих мест, защите нуждающихся в помощи и малообеспеченных граждан. Оказана адресная помощь 28807 семьям, решены проблемы более 400 тысяч граждан.
Защита прав и законных интересов предпринимателей – одно из основных направлений деятельности органов прокуратуры. Так, Департаментом борьбы с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре в целях эффективной защиты субъектов предпринимательства проведено 68,7 тысяч мероприятий по разъяснению законодательных актов и профилактике экономических правонарушений. Обеспечена регистрация 3483 лиц, незаконно занимавшихся предпринимательством, 9,2 тысячам граждан оказана практическая помощь в организации предпринимательской деятельности.
Кроме того, особое внимание уделяется борьбе с теневой экономикой и коррупцией. В этом направлении выявлено 8146 правонарушений, возбуждено 3392 административных и 4178 уголовных дел. 617 уголовных дел возбуждены по фактам, связанным с нарушением прав предпринимателей, 1731 – с должностными преступлениями, 542 - с незаконным оборотом денежных средств. Пресечена деятельность 986 подпольных цехов, изъято незаконной продукции на сумму 8,6 млрд. сумов. В результате пресечения валютных преступлений изъято 9,8 млн. долларов наличной иностранной валюты и 3,5 млрд. сумов.
В сфере противодействия коррупции в отчетный период к уголовной ответственности за должностные преступления привлечены к ответственности 1907 должностных лиц. В целях развития правовой культуры населения, формирования нетерпимого отношения к коррупции проведены 6819 встреч, 948 выступлений в средствах массовой информации. По телевидению регулярно демонстрируются видеоролики, посвященные противодействию коррупции.
В отчетный период органами прокуратуры особое внимание уделялось работе с обращениями граждан, восстановлению их нарушенных прав. Из поступивших 477495 обращений непосредственно органами прокуратуры рассмотрены 291413, осуществлен прием 270092 граждан. Из 104747 обращений, поступивших в органы прокуратуры из Виртуальной приемной и Народных приемных Президента Республики Узбекистан, 98 тысяч или 93% рассмотрены органами прокуратуры, 39531 или 37,7% удовлетворены, а по 52694 или 50,3% даны соответствующие разъяснения.
Постоянный надзор установлен за исполнением важнейших государственных программ, в частности “Благоустроенное село” и “Благоустроенная махалля”. В Генеральной прокуратуре организована рабочая группа по сбору и анализу ежедневной информации о проведенной работе, устранению имеющихся недостатков. Совместно с Министерством развития информационных технологий и коммуникаций разработана электронная программа, дающая возможность мониторинга исполнения программ в режиме онлайн.
Кроме того, оказано практическое содействие в выплате заработной платы, пенсий, алиментов и других средств в размере 11,4 млрд. сумов. Внесено 1437 протестов по незаконным актам, 539 представлений - по устранению правонарушений, 960 заявлений в суды - о взыскании ущерба в размере 11,8 млрд. сумов. 1580 лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 261 уголовное дело по случаям грубого нарушения закона.
В отчетном периоде органами прокуратуры реализованы важнейшие задачи по сокращению задолженности за энергетические ресурсы. В частности, Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре в результате принятых мер взыскано 28,1 трлн. сумов.
В результате проведенной работы по итогам 2018 года задолженность за энергетические ресурсы и питьевую воду по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 70,3 млрд. сумов.
В плане обеспечения исполнения судебных актов взыскано 16,4 трлн. сумов. В отношении лиц, своевременно не исполнивших судебные акты, применены штрафы в размере 13,1 млрд. сумов.
Органами прокуратуры совместно с сответствующими ведомствами проведено более 100 тысяч разъяснительных мероприятий, в том числе осуществлено 7945 выступлений в средствах массовой информации.
Вместе с тем отмечалось, что по некоторым направлениям деятельности необходимо дальнейшее усиление прокурорского надзора. В частности, подчеркивалось, что не полностью ликвидированы случаи сокрытия преступлений от учета, нарушения прав, унижения чести и достоинства человека работниками правоохранительных органов.
В результате того, что оперативно-розыскные мероприятия не проводились на должном уровне, 3737 или 15,7% преступлений не раскрыты, не задержано 8188 или 59,5% лиц, находящихся в розыске.
То, что в отчетном периоде 1100 несовершеннолетними совершены преступления, подтверждает необходимость уделения особого внимания работе по социальной защите, образованию этой категории граждан, профилактие беспризорности и правонарушений среди них.
Кроме того, отмечалось, что органы прокуратуры должны уделять приоритетеное внимание пресечению фактов нарушений органами государственного управления и контроля прав предпринимателей, необоснованного вмешательства в их деятельность, допущения инертности в решении их проблем. По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената.
Затем члены верхней палаты парламента заслушали отчет о деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан в 2018 году.
Отмечалось, что эффективное выполнение задач, возложенных на Счетную палату, способствует исполнению Государственного бюджета на должном уровне, целевому использованию средств внебюджетных фондов и кредитных ресурсов. Деятельность Счетной палаты в прошлом году была направлена на выполнение задач, определенных в Указе Президента Республики Узбекистан “О Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан 2017-2021 годах” и других документах, а также на выявление ресурсов по формированию Государственного бюджета и увеличению его доходов, а также исполнение инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.
В частности, в результате изучения и анализа, принятых мер и оказанной практической помощи непосредственно с выездом на места проанализирована деятельность налогоплательщиков – юридических и физических лиц, в Государственный бюджет дополнительно взыскано доходов в размере 4,7 трлн. сумов.
Наряду с обеспечением надлежащего контроля проведен анализ причин недостатков, допущенных в вопросе использования бюджетных средств, осуществлены меры по их предупреждению. В результате выявлены финансовые недостатки и упущения, а также неэффективные расходы в размере 1,2 трлн. сумов и 74,2 млн. долл.
На основе предложений Счетной палаты, касающихся совершенствования законодательных актов, принято более 30 нормативно-правовых актов и протоколов.
Наряду с этим, требуется продолжить на системной основе работу по обеспечению полноты поступлений в Государственный бюджет, в государственные целевые фонды, их целевого формирования и эффективного исполнения, по реализации реформ в налоговой сфере и выявлению дополнительных источников доходов в бюджет.
При этом указана необходимость уделения особого внимания государственным и территориальным программам социально-экономического развития, выявлению и мобилизации резервов формирования и увеличения доходов государственного бюджета, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей, обеспечению исполнения документов, подписанных в ходе визитов Президента Республики Узбекистан на Высшем уровне, а также обеспечения выполнения инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.
Отмечалась также необходимость разработки предложений по выявлению и устранению системных недостатков, препятствующих полному и эффективному исполнению государственных и территориальных программ социально-экономического развития. По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената.
Далее сенаторы заслушали отчет хокима Ташкентской области о развитии территорий и деятельности местных Кенгашей народных депутатов.
Отмечалось, что доля Ташкентской области в валовом внутреннем продукте республики составляет 10,4%. В 2018 году объем валового территориального продукта области достиг 38,3 трлн. сумов, рост по отношению к 2017 году составил 106,4%. Доля промышленности в валовом территориальном продукте достаточно высока, в данном направлении в 2017–2018 годы реализовано 2418 проектов общей стоимостью более 7 трлн. сумов, создано свыше 29 тысяч новых рабочих мест. За счет запуска новых проектов в сферах обслуживания и сервиса, а также в сельском хозяйстве в 2018 году организовано более 4 тысяч рабочих мест.
В результате работы по привлечению инвестиций в экономику области в 2017 году освоено 147,1 млрд. сумов, в 2018 году - 1,25 трлн. сумов.
В целях развития предпринимательства в области в 2018 году коммерческими банками выделено всего 2,3 трлн. сумов кредитных средств, благодаря чему налажена деятельность более 5 тысяч субъектов малого бизнеса. Их общее количество достигло почти 29 тысяч.
В рамках исполнения более 800 поручений, озвученных в ходе визитов Президента Республики Узбекистан в область в 2017- 2018 годах, реализуется более 560 проектов. Так, в феврале 2018 года организован Областной скрининговый центр, благодаря чему отпала необходимость направления беременных женщин области в Республиканский скрининг-центр.
Масштабная работа ведется в области и в рамках программ “Благоустроенное село”, “Благоустроенная махалля” и Государственной программы “Молодежь – наше будущее”. В частности, в 2018 году 229 молодым людям выделено льготных кредитов в размере 28,7 млрд. сумов, создано более 830 новых рабочих мест.
За последние два года на сессиях местных Кенгашей народных депутатов области обсуждены более 120 актуальных вопросов социально-экономической направленности. Кроме того, местными Кенгашами народных депутатов заслушаны отчеты более 450 должностных лиц исполнительной власти, руководителям соответствующих структур направлено более 400 депутатских запросов по различным проблемам, волнующим население.
Вместе с тем, в Ташкентской области имеется немало проблем и недостатков, негативно влияющих на развитие территорий и повышение эффективности работы местных Кенгашей народных депутатов.
Из-за отсутствия комплексного подхода к решению имеющихся проблем некоторых министерств и ведомств, эти вопросы не теряют актуальности. Так, из-за недостаточно эффективного взаимодействия министерств иностранных дел, инвестиций и внешней торговли и местных органов власти еще не достигнуты ощутимые результаты в части уменьшения объемов импорта. Так, в 2018 году в области объем экспорта составил 1,6 млрд. долларов США, тогда как объем импорта достиг 2,5 млрд. долларов США.
Среди проблем, беспокоящих население области, коммунальные вопросы не находят своего разрешения годами. Так, в 46% многоэтажных домов, расположенных в отдаленных от районных центров территориях, вышли из строя отопительные системы. В 80% квартирах многоэтажных домов отопительные батареи не подключены к соответствующей системе.
Несмотря на то, что предусмотрено возведение локальных котельных, все это требует от должностных лиц более ответственного подхода к поставленным задачам и координированной совместной работы с профильными министерствами и ведомствами. По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената.
Далее сенаторы рассмотрели вопрос о внесении изменений и дополнений в Программу организации и развития многопрофильных фермерских хозяйств в 2019 году.
Как сообщалось ранее, соответствующим постановлением Сената на семнадцатом пленарном заседании была утверждена Программа организации и развития многопрофильных фермерских хозяйств в 2019 году. После принятия Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по оптимизации земельных участков фермерских хозяйств и других предприятий сельского хозяйства, а также эффективному использованию посевных площадей сельского хозяйства», земельные участки фермерских хозяйств были оптимизированы. В связи с этим в Программу внесены соответствующие изменения, утвержденные постановлением Сената.
Далее сенаторы рассмотрели вопрос о направлении Премьер-министру Республики Узбекистан парламентского запроса по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении предпринимательской деятельности.
Отмечалось, что несмотря на предоставленные льготы и преференции имеются случаи несоблюдения хозяйствующими субъектами правил и норм санитарии, гигиенических нормативов, что приводит к негативным последствиям. В связи с этим возникла необходимость направления парламентского запроса. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
Далее сенаторы рассмотрели вопрос о направлении парламентского запроса первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан – министру транспорта по проблемам, связанным со сбросом сточных вод в водные объекты.
Отмечалось, что Комитетом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии изучено исполнение Закона “О воде и водопользовании” в части соблюдения условий допущения сброса сточных вод в водные объекты. В результате выявлен целый ряд проблем, требующих немедленного решения, в связи с чем возникла необходимость направления соответствующего запроса. Вопрос одобрен сенаторами.
Сенаторы рассмотрели результаты парламентского запроса, направленного Премьер-министру Республики Узбекистан относительно состояния исполнения законодательства по поступлению и прохождению военной службы по контракту и правоприменительной практике в данной сфере.
В соответствии с постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 декабря 2018 года данный парламентский запрос был направлен Премьер-министру Республики Узбекистан.
В представленном 20 марта 2019 года обстоятельном ответе на парламентский запрос отмечается, что приняты практические меры по устранению имеющихся проблем и недостатков, в частности в действующей системе поступления и прохождения военной службы по контракту. С учетом передового опыта зарубежных стран разработаны новый проект положения о порядке прохождения воинской службы, а также предложения по совершенствованию порядка поступления на воинскую службу по контракту, устранению имеющихся бюрократических барьеров и преград.
В ходе пленарного заседания были рассмотрены также и другие вопросы, касающиеся назначения Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Польше, внесения изменений в состав Верховного суда и утверждения постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса. По обсужденным вопросам приняты соответствующие постановления Сената.
В ходе девятнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса рассмотрено 23 вопроса, в том числе 8 законов. Подчеркивалось, что одобренные сенаторами законы Республики Узбекистан направлены на дальнейшее укрепление правовых основ всех сфер общества и обеспечение последовательной реализации реформ и преобразований, а также развитие международного сотрудничества.
На этом девятнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.