Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О Стратегии социальной защиты населения Республики Узбекистан

2022-07-28 | Общество

Президентом Республики Узбекистан утверждена стратегия социальной защиты населения Республики Узбекистан. Стратегия предусматривает создание системы гарантий минимального уровня социальной защиты для всех граждан в соответствии с рекомендацией Международной организации труда №202 "О минимальных уровнях социальной защиты".

Стратегия социальной защиты охватывает четыре направления в этой области. В частности, в Стратегии определены изменения в программах социальных услуг, социального страхования, социальной помощи и содействия занятости. Также в качестве пятого направления добавлена глава об институциональных реформах в системе социальной защиты.

По первому направлению, то есть в сфере социальных услуг, предусматривается внедрение системы предоставления социальных услуг на уровне махалли. Данная мера будет реализовываться посредством возложения на женских активисток махалли работу с нуждающимися семьями. В 2022-2023 годах планируется обучение женских активистов социальной работе с нуждающимися семьями. При этом, женские активистки будут заниматься индивидуальным изучением состояния и проблем нуждающихся семей. Каждая активистка будет обеспечена специальным планшетом для ввода данных по результатам их бесед и изучений, проведенных в семье.

К примеру, рассмотрим семью, живущую в отдаленном селе. Мать в этой семье не работает поскольку занята уходом за больным ребенком. Она не осведомлена о программах поддержки и услуг, предоставляемых государством таким детям. В новой системе, женская активистка будет выявлять именно такие семьи. Она при посещении семьи изучит трудности, с которыми сталкивается семья, условия их жизни. В частности, семью в этом примере, она направит на соответствующую оценку инвалидности. После того, как будет установлена инвалидность ребенка, женская активистка поможет семье подать заявление для получения государственных услуг. В результате, ребенку будут предоставлены соответствующие средства технической реабилитации, ему будет назначено ежемесячное пособие по инвалидности, а матери – пособие по уходу за ребенком с инвалидностью исходя из болезни ребенка. Кроме того, если ребенок в школьном возрасте и не посещает школу, женская активистка поможет с устройством ребенка в школу. Таким образом, система в полной мере обеспечит комплексную социальную защиту этой семьи.

Таким образом, соответствующая государственная социальная помощь и услуги будут оказываться исходя из индивидуальной ситуации каждой семьи.

По второму направлению, а именно сфере развития системы социального страхования, предусматривается учреждение Фонда социального страхования в августе текущего года. Источниками средств данного Фонда определены бюджетные средства. В последующем, исходя из расчетов Министерства финансов, будут определены дополнительные источники Фонда. В чем же преимущества данной системы?

На самом начальном этапе, то есть с сентября текущего года, будет налажена выплата части пособий по беременности и родам женщинам, формально занятым в юридических лицах (вне бюджетных) на основании трудового договора и включенных в межведомственный комплекс «Единая национальная система труда». Размер пособия исходя из минимальных потребительских расходов приравнен 2 млн. сумов за четыре месяца нетрудоспособности. Оставшаяся часть пособия будет выплачиваться в установленном порядке работодателем. Это, в свою очередь, освобождает работодателей от части социальных выплат, стимулируя найм женщин фертильного возраста, а женщин, работающих неформально, то есть без заключения трудового договора и ведения трудовой книжки, поощряет к оформлению своей трудовой деятельности. Ведь если женщина работает неформально, ни работодатель, ни государство не могут выплачивать ей пособие по беременности и родам. В последующем, предусматривается поэтапное освобождение работодателей от выплат пособий по беременности и родам.

На следующем этапе, исходя из возможностей Фонда, планируется охватить системой социального страхования выплаты пособий по временной нетрудоспособности и выходных пособий.

По третьему направлению, то есть в сфере социальной помощи, предусмотрен переход в предоставление социальной помощи путем заключения социального контракта. То есть при оформлении выплат социальной помощи на семью будет возлагаться социальная ответственность. Например, в качестве социальной ответственностью на начальном этапе определяется условие посещения детьми образовательных учреждений. Так почему же перед семьей ставится такое условие? Потому что образование детей определяет их будущее. Дети, получившие надлежащее образование имеют больше возможности успешно трудоустроиться, а это в свою очередь прерывает цикл попадания в состояние малообеспеченности. Другим видом социальной ответственности может служить вакцинирование  детей, направленное на профилактику различных видов заболеваний.

По четвертому направлению, то есть в сфере содействия занятости, основной целью является обеспечение безработного населения стабильным источником доходов. В настоящее время отдельные лица, обратившиеся в органы по труду, привлекаются к оплачиваемым общественным работам. Недостатком этой меры является ее краткосрочный и временный характер, в результате чего лицо вновь может стать безработным. Поэтому, для эффективного содействия занятости населению, будет расширена программа по профессиональной подготовке и переквалификации безработных лиц, что позволит им успешно трудоустроиться. Преимуществом такого подходя является ориентация на долгосрочную перспективу, а не на временную.

Кроме того, будут внедрены механизмы назначения субсидий по предпринимательству и содействию занятости посредством заключения социального контракта. Рассмотрим пример, в котором безработному выделена субсидия на приобретение определённого оборудования в целях налаживания домашней мастерской. Но этот человек после покупки оборудования на выделенные субсидии может просто отказаться от идеи вести свою мастерскую, либо, в целях быстрого получения дохода в крупной сумме просто перепродать закупленное оборудование. Итак, этот человек снова останется безработным и без дохода. Для исключения таких случаев на лицо получающее субсидии предусматривается возложение социальной ответственности в рамках социального контракта, а в нашем конкретном примере наладить свою мастерскую. Помощник хакима в свою очередь будет посещать мастерскую получателя субсидии до истечения шести месяцев в целях мониторинга соблюдения условий контракта. Таким образом, уменьшается вероятность повторного попадания лица в ряды безработных. Кроме того, помощник хакима сможет оказать сопровождение лицу при возникновении каких-либо трудностей в налаживании дел в мастерской.

Исходя из вышесказанного, основной целью стратегии является повышение эффективности всех инструментов социальной защиты,   усиление государственной поддержки, оказываемой населению. Принятие данного Указа еще раз подчеркивает важность человеческого достоинства и интересов народа в Республике Узбекистан. При этом четко определяется, что социальная защита населения является одним из приоритетных направлений государственной политики. Стратегия четко расписывает среднесрочные и долгосрочные цели в сфере социальной защиты населения, что в свою очередь, создает возможность сотрудничества с международными организациями и институтами, а также их технической и экспертной поддержке для дальнейшего развития системы социальной защиты в Узбекистане.

Источник: Министерство финансов Республики Узбекистан

Поделиться