Правительственный портал
республики узбекистан
О мерах по усилению взаимосвязи образовательного процесса между высшими, средними специальными и профессиональными образовательными учреждениями, а также производственной практики с отраслевыми организациями
2021-08-31 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
В соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения», а также в целях закрепления техникумов при высших образовательных учреждениях за профильными высшими образовательными учреждениями и отраслевыми организациями соответствующего направления, дальнейшего совершенствования учебного процесса в средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях:
1. Начиная с 2021/2022 учебного года:
а) создать при высших образовательных учреждениях 24 техникума согласно приложению № 1.
Определить, что учащиеся, обучающиеся на сегодняшний день в образовательных учреждениях, на базе которых создаются техникумы, завершают учебный процесс в данных техникумах по действующим программам соответствующих профессий и специальностей.
Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.), а также министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями, в системе которых имеются техникумы, в срок до 1 октября 2021 года изучить с выездом в регионы месторасположение, мощность учебных зданий, состояние учебных аудиторий, уровень обеспеченности литературой, современным оборудованием и информационно-коммуникационными технологиями создаваемых техникумов, принять меры для полного формирования данных техникумов по установленным нормам.
Государственной комиссии по приему на учебу в образовательные учреждения Республики Узбекистан (Арипов А.) в двухнедельный срок утвердить параметры приема на учебу в создаваемые техникумы;
б) закрепить 213 техникумов за профильными высшими образовательными учреждениями и отраслевыми организациями
по основным направлениям согласно приложению № 2.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству занятости и трудовых отношений совместно с министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями, в системе которых имеются техникумы:
установить контроль за созданием в отраслевых организациях необходимых условий для организации производственной практики выпускников техникумов, разработать и обеспечить утверждение графиков прохождения практики;
ежегодно до 1 мая организовывать разработку программ, направленных на обеспечение занятости выпускников техникумов, и создать систему контроля их исполнения;
ежегодно в июле – августе в каждом районе и городе проводить ярмарки, включая «День карьеры», для выпускников техникумов с привлечением работодателей, на основе утвержденных планов-графиков в течение учебного года организовывать «День открытых дверей» в производственных организациях.
Предоставить Министерству высшего и среднего специального образования право на внесение изменений и дополнений в перечень техникумов, закрепленных за высшими образовательными учреждениями и отраслевыми организациями, указанный в приложении № 2 к настоящему постановлению, на основе предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также министерств, ведомств и хозяйственных объединений, в системе которых имеются техникумы.
Министерству высшего и среднего специального образования совместно с министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями, в системе которых имеются техникумы, ежегодно до 1 декабря наладить формирование базы данных по организациям, в которых учащиеся техникумов проходят практику, имеющимся в них рабочим местам и созданным условиям;
в) перевести техникумы из системы одного высшего образовательного учреждения в систему другого высшего образовательного учреждения согласно приложению № 3;
г) упразднить Джизакский техникум услуг и сервиса при Ташкентском государственном педагогическом университете и передать все его имущество, здания и сооружения вместе с соответствующей территорией Джизакскому техникуму информационных технологий при Ташкентском университете информационных технологий. При этом:
здания и сооружения вместе с территорией, принадлежащие Джизакскому техникуму информационных технологий при Ташкентском университете информационных технологий, расположенные по адресу: Джизакская область, Фаришский район, улица Файзобод, 25, передаются Джизакскому государственному педагогическому институту
для создания многопрофильного учебного центра и полигона прохождения практики;
учащиеся, обучающиеся в Джизакском техникуме услуг и сервиса, завершат обучение в Джизакском техникуме информационных технологий на основе действующих образовательных программ в установленном порядке.
2. Установить порядок, в соответствии с которым:
начиная с 2021/2022 учебного года квалификационные требования, учебные планы и программы, учебно-нормативная документация техникумов и академических лицеев разрабатываются базовыми высшими образовательными учреждениями с привлечением опытных профессоров-преподавателей и соответствующих специалистов
и утверждаются Министерством высшего и среднего специального образования;
высшие образовательные учреждения обеспечивают закрепленные за ними техникумы учебно-методической документацией (комплектами обучающих материалов, дидактическими материалами, практикумами, технологическими картами, электронными ресурсами, зарубежной учебной, научной и художественной литературой, периодическими изданиями, словарями, энциклопедиями, ведомостями и другими);
высшие образовательные учреждения осуществляют комплекс мер, направленных на обеспечение качества образования в закрепленных
за ними техникумах, при этом на директоров техникумов и ректоров (директоров) высших образовательных учреждений возлагается персональная ответственность за их реализацию;
высшие образовательные учреждения организуют краткосрочные учебные семинары для педагогических кадров закрепленных за ними техникумов с привлечением зарубежных профессоров и специалистов за счет собственных внебюджетных средств;
директор техникума одновременно является членом Ученого совета соответствующего высшего образовательного учреждения;
техникумы совместно с соответствующими высшими образовательными учреждениями организуют подготовку в техникумах специалистов среднего звена на основе совместных программ путем установления сотрудничества между техникумами и образовательными учреждениями зарубежных государств;
создание в техникумах учебных мастерских на основе международных стандартов (включая Worldskills), а также подготовка учащихся в соответствии с данными стандартами и обеспечение их участия в соревнованиях по рабочим профессиям в будущем, осуществляются при непосредственном содействии соответствующих высших образовательных учреждений.
Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.) совместно с министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями, в системе которых имеются техникумы, установить системный мониторинг за исполнением задач, указанных в данном пункте, а также вносить в соответствующие высшие образовательные учреждения, министерства, ведомства и хозяйственные объединения представления по устранению выявленных недостатков.
3. Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.), Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения с тщательным изучением вопросов по:
поэтапному увеличению с 2022/2023 учебного года государственного заказа на подготовку кадров среднего звена в таких сферах, как строительство, транспорт, сельское хозяйство, легкая промышленность, услуги и информационные технологии,
при формировании параметров приема в техникумы, по обоснованным расчетам исходя из фактической потребности в кадрах среднего звена
на рынке труда;
обеспечению техникумов и колледжей учебной литературой, групповыми журналами и другими документами государственного образца за счет бюджетных средств, выделенных Министерству высшего и среднего специального образования;
бесплатному обучению с 2022/2023 учебного года первой профессии или специальностям в техникумах и колледжах выпускников 11-х классов общеобразовательных школ, не поступивших на учебу в высшие образовательные учреждения, в целях обеспечения их занятости;
финансированию с 1 января 2022 года, в том числе за счет средств Государственного бюджета, расходов, связанных с оплатой труда
и приравненными к ней выплатами административно-управленческому персоналу, а также коммунальными услугами, в целях улучшения финансового положения техникумов и колледжей.
4. Высшим образовательным учреждениям, в ведении которых имеются техникумы и академические лицеи, ежегодно до 1 декабря представлять Министерству занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан, главным управлениям занятости областей и города Ташкента списки выпускников техникумов и академических лицеев,
не охваченных следующим этапом обучения, в целях обеспечения их занятости.
Министерству занятости и трудовых отношений ежегодно до 1 февраля формировать перечни наиболее востребованных в республике профессий и должностей, на которых могут работать кадры среднего звена, а также регулярно публиковать сведения о данных профессиях и должностях.
5. Возложить на министра высшего и среднего специального образования Тошкулова А.Х., министра занятости и трудовых отношений Хусанова Н.Б., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его реализацию, возложить на заместителя
Премьер-министра Республики Узбекистан Мусаева Б.А. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Город Ташкент,
31 августа 2021 года.
Источник: УзА