Правительственный портал
республики узбекистан
В Законодательной палате обсуждается проект Земельного кодекса в новой редакции
2021-04-29 | Политика
В нижней палате парламента состоялось мероприятие в формате видеоконференцсвязи, посвященное итогам разработки проекта Земельного кодекса в новой редакции. Мероприятие организовано под председательством Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Н. Исмоилова, с участием членов Комитета по аграрным и водохозяйственным вопросам, ответственных сотрудников министерств Сельского хозяйства, Юстиции, а также руководство Агентства по кадастру.
Как отмечено на заседании, сегодняшнее отношение к земле кардинально изменилось в положительную сторону. Вместе с тем, считаются более актуальными вопросы обеспечения продовольственной безопасности в нашей стране, рационального и эффективного использования земельных ресурсов, повышения продуктивности земель и их охраны.
На состоявшемся 15 октября 2020 года видеоселекторном совещании Президента Республики Узбекистан по вопросам эффективной организации новой системы ведения государственных кадастров главой нашего государства поставлена задача по разработке новой редакции действующего Земельного кодекса.
В целях обеспечения реализации этой задачи Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, министерствами Сельского хозяйства, Юстиции, Агентством по кадастру разработан законопроект, предусматривающий принятие Земельного кодекса в новой редакции.
Подчеркивалось, что основной целью разработки данного проекта кодекса является устранение существующих проблем в правоприменительной практике, законодательных актах в области использования и охраны земельных ресурсов.
Следует отметить, что Земельный кодекс Республики Узбекистан был принят в 1998 году, за прошедший период внесено более 20 дополнений и изменений. Кодекс содержит большое количество отсылочных норм на подзаконные документы.
На практике некоторые вопросы, которые необходимо решать в области рационального использования и охраны земельных ресурсов, также вызывают несогласие землепользователей. В частности, не обеспечено открытость и прозрачность при выделении земельных участков, предназначенных для ведения сельского хозяйства, в действующем законодательстве не определен вопрос о выделении земельных участков другим субъектам предпринимательства, кроме фермерских хозяйств. Также земельные участки не используются как рыночные активы, и не предусмотрен учет количества, качества и стоимости земли.
В регулировании земельных отношений отсутствует правовая основа для вопросов, связанных с залогом права пользования земельными ресурсами, земельным учетом, переводом видов земель из одного вида в другой. К примеру, в нашей стране всего на 6 140 гектарах создано 774 коллективных садоводческих и виноградарских предприятия. Существуют проблемы с регистрацией земли, кадастровой документацией 36 107 дворовых зданий-сооружений, построенных на этих земельных участках, а также с регистрацией граждан, проживающих в этих зданиях и сооружениях.
Кроме того, не обеспечены низкий балл бонитета земли, сохранение, восстановление и повышение плодородия почвы, а также ее использование и защита. В последние годы в стране сокращены наиболее ценные территории земли с оценкой более 60 баллов бонитета и средней нормативной урожайностью 32 центнеров.
Исходя из этого, разработана новая редакция проекта Земельного кодекса. Проект кодекса активно обсуждался в профильных министерствах и ведомствах, в Жогорку Кенеше Республики Каракалпакстан, региональных органах государственной власти, агрокластерах, а также во всех фракциях политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса. Всего по проекту кодекса внесено более 130 предложений и замечаний. Около 100 из этих предложений были отражены в проекте.
Принятие новой редакции Земельного кодекса создаст возможность для обеспечения рационального и эффективного использования земель, защиты земель, совершенствования механизма восстановления, сохранения и повышения плодородия почв и развития всех форм хозяйствования на равноправной основе, защиты прав юридических и физических лиц на земельные участки, регулирования земельных отношений по обеспечению земельной собственности.
Исходя из мнения выступивших на мероприятии руководителей министерств и ведомств, а также депутатов, сочтено целесообразным внести проект этого кодекса в Кабинет Министров, и в качестве инициатора закона, внести его в Законодательную палату в доработанном виде в установленном порядке
Источник: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан