Правительственный портал
республики узбекистан
Персональная ответственность, твердая дисциплина и инициативность – фундамент эффективной работы
2021-03-04 | Общество
10 февраля этого года Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым подписан Указ «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства».
Учитывая важность и значимость поднятых в Указе системных задач, стоящих перед органами управления и хокимиятами республики, главный редактор газет «Янги Ўзбекистон» и «Правда Востока» встретился с Управляющим аппаратом Кабинета Министров Абдукадыровым Р.В.
– Скажите, пожалуйста, каковы главные мотивы и причины принятия этого Указа? Разве эти вопросы не были предметом особого внимания ранее принятых актов законодательства?
– Для ответа на этот вопрос предлагаю обратиться к истории. Первое – 12 января 1999 года принято постановление Кабинета Министров № 12 «О мерах по укреплению исполнительской дисциплины». Прошедшие годы твердо подтвердили целесообразность принятия этого акта, а практика работы органов управления и достигнутые результаты – эффективность реализуемых механизмов, форм и методов укрепления исполнительской дисциплины.
Второе – начатые в 2016 году в стране коренные преобразования по развитию нового современного Узбекистана выдвинули на повестку дня, и это следует особо подчеркнуть, вопросы повышения персональной ответственности руководителей Кабинета Министров и его комплексов, органов государственного и хозяйственного правления, а также хокимиятов всех уровней за эффективное и результативное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан и дальнейшее укрепление исполнительской дисциплины.
В январе 2017 года на заседании Правительства, посвященном итогам социально-экономического развития республики в 2016 году, дана принципиальная и жесткая оценка каждому руководителю комплекса Кабинета Министров, большинству членов Правительства и хокимов регионов. Было особо подчеркнуто, что в основе серьезных недостатков и просчетов находится отсутствие личной дисциплины, ответственности и инициативности. Затем главой государства 11 апреля 2017 года было принято специальное постановление № ПП-2881. С принципиально новыми подходами этого важнейшего документа на отдельном совещании были ознакомлены все руководители и члены Правительства, органов государственного и хозяйственного управления, хокимы регионов республики.
Прошедшие пять лет убедительно подтвердили целесообразность и необходимость мер, принятых по инициативе Президента страны. Проделанная за 2016-2021 годы работа по внедрению в практику современных методов управления, совершенствованию форм контроля и проверки исполнения, усилению требовательности, а также принятые строгие меры по повышению персональной ответственности руководителей стали гарантией реализации многогранных задач государственного строительства, обеспечения углубления экономических и социальных реформ, стабильного и ускоренного развития республики в сегодняшних непростых условиях.
Третье – жизнь не стоит на месте, а выдвигает новые требования. 18 января этого года на расширенном селекторном совещании руководитель страны во главу угла коренных преобразований на современном этапе развития Узбекистана вновь четко и ясно определил комплекс задач по эффективной организации исполнения актов законодательства.
Закономерно спросить: чем вызвана такая постановка вопроса? Обратимся к отдельным основным и ключевым направлениям Госпрограммы «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения». В числе приоритетов в программе определены: обеспечение макроэкономической стабильности, продолжение активной инвестиционной политики, развитие экспортного потенциала, трансформация государственных компаний, формирование свободной конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, дальнейшее комплексное развитие территорий, особенно 33 отстающих в экономическом и социальном развитии районов, развитие промышленного потенциала в 84 городах и районах, создание технопарков, кластеров и логистических центров, отмена целого ряда лицензий и разрешительных документов для успешного ведения бизнеса.
Наряду с этим, в соответствии с проведенными в конце прошлого и начале этого года встречами предстоит обеспечить активизацию и наполнение новым содержанием реализацию комплекса мер по работе с различными категориями молодежи, в сферах образования и науки, здравоохранения и культуры, а также в духовно-просветительской сфере. И самое главное – необходимо обеспечить дальнейшее повышение уровня и качества социальной защиты всех категорий населения республики.
Все это, безусловно, потребует не только принятия целого пакета актов законодательства, но и более совершенного уровня организации их эффективного исполнения, достижения в полном объеме поставленных задач и целевых параметров.
Основные направления реализации требований Указа
– На какие принципиальные вопросы укрепления исполнительской дисциплины необходимо особо обратить внимание для достижения целей, определенных в Указе Президента страны?
– Вы корректно и четко поставили этот важнейший вопрос. К сожалению, у многих руководителей и специалистов органов управления бытует ошибочное мнение, что исполнительская дисциплина – это только своевременное, то есть к установленному сроку выполнение поручения, определенного в законодательном акте.
Именно на этом начальном этапе организации работы такое ошибочное мнение, взятое на вооружение многими руководителями и специалистами, является одной из главных причин низкой исполнительской дисциплины. К примеру, без строгого соблюдения требований законодательных актов и установленных сроков крайне сложно создать высокотехнологичное и рентабельное производство, кластер или логистический центр, реализовать крупный инвестиционный проект, ввести в эксплуатацию социально-значимые объекты и так далее.
Не будет преувеличением, если скажу, что «исполнительская дисциплина», являясь своего рода интегрированным показателем, таким как, например, ВВП, включает в себя ряд важнейших компонентов, определяющих фундамент успешной реализации системных и приоритетных задач. В их числе:
первый компонент – всесторонний, тщательный и критический анализ состояния развития каждой отрасли экономики, социальной сферы, региона, города и района, а с учетом новых требований – и каждой махалли;
второй компонент – критический анализ на ежедневной системной основе эффективности реализации законов, актов и поручений Президента страны, обеих палат Олий Мажлиса, а также Правительственных решений. В Послании Парламенту республики было отмечено, что «…за последние 4 года приняты 150 законов, около 2 тысяч указов и постановлений, нацеленных на претворение в жизнь масштабных преобразований». И безусловно, все они должны быть реализованы в полном объеме, ибо за каждым актом стоят системные задачи развития страны, общества и благополучия людей. При этом должны обеспечиваться оценка деятельности каждого руководителя и персональная ответственность согласно достигнутым результатам;
третий компонент – формирование на постоянно обновляемой основе электронной базы данных как по отраслям экономики, так и территориям республики в разрезе городов и районов, а также махаллям, включающей следующие основные сведения: а) экономические и финансовые показатели; б) инвестиционную деятельность; в) расширение экспортного потенциала; г) вопросы трудозанятости; д) развитие предпринимательства и социальной сферы; е) особо должны быть отражены проблемные вопросы, требующие решения на отраслевом или территориальном уровне; ж) перечень системных задач, требующих реализации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Подготовительная работа по всем трем компонентам осуществляется ежегодно в декабре. Всестороннее обсуждение на коллегиях органов управления и заседаниях в хокимиятах – в начале января, с последующим подведением итогов в Кабинете Министров, как это было сделано в 2021 году во главе с Премьер-министром и руководителем Администрации Президента Республики Узбекистан. Накопленный, особенно за последние пять лет, опыт показал, что без формирования и реализации этих трех важнейших компонентов не представляется возможным выстроить прочную и надежную Единую систему организационной, исполнительской и контрольной деятельности. Именно эта задача определена в качестве приоритетной в Указе главы государства.
Механизмы, формы и методы укрепления исполнительской дисциплины
– Принятый Указ включает в себя пакет документов – приложений. В чем их суть и содержание, какие конечные цели они предусматривают?
– Да, вы правы. Именно практические механизмы, формы и методы, определенные в Указе главы государства, должны составлять единую и неразрывную «технологическую цепочку» по укреплению исполнительской дисциплины. Особое внимание при этом следует обратить на следующие приоритетные вопросы:
первый – совершенствование системы управления в соответствии с новым этапом развития современного Узбекистана, целевыми и приоритетными задачами отраслей экономики и социальной сферы, а также территорий республики. В этой связи особую значимость для эффективной реализации вышеуказанных трех компонентов приобретают вопросы грамотного формирования календарных планов работы органов государственного и хозяйственного управления, хокимиятов всех уровней. В 2010 году в Кабинете Министров была введена практика составления личных планов работы заместителей Премьер-министра, руководителей подразделений и специалистов аппарата, а также системного анализа достигнутых результатов. Прошедшие годы подтвердили их целесообразность и необходимость;
второй – один из главных аспектов – это грамотная и на высоком профессиональном уровне подготовка проектов актов – законов, указов, постановлений и других решений. Приведу некоторые данные. В 2020 году аппаратом Кабинета Министров совместно с министерствами и ведомствами, а также хокимиятами подготовлены и внесены в Администрацию проекты 344 актов Президента страны. Приняты 834 постановления и 580 распоряжений Правительства республики. Безусловно, это огромный пласт работы.
Однако низкий уровень экономической, финансовой и правовой экспертизы отдельных проектов, особенно концепций, программ и стратегий, недостаточная проработка четких и ясных механизмов, а также сроков реализации поручений в совокупности с отсутствием личной инициативы и требовательности становятся впоследствии одними из главных причин низкого уровня исполнительской дисциплины, несвоевременной и неполноценной реализации приоритетных задач и поручений.
Образно говоря, практически каждый пункт принимаемого акта должен четко и ясно отвечать на три главных вопроса: первый – кто (министерство, ведомство, хокимият или их руководители персонально); второй – что конкретно (четко сформулированные задача или поручение); третий – в какие сроки (оптимально конкретные) необходимо реализовать для достижения поставленных целей?
Перечисленные выше недостатки, а также отсутствие основательной аналитической базы, в том числе изучения и использования передового международного опыта, при подготовке проектов актов становятся главными причинами их длительного согласования в соответствующих органах управления и прежде всего в министерствах финансов, экономического развития и сокращения бедности, юстиции, Центральном и других банках. Более того, отдельные руководители органов управления лично не контролируют и не обременяют себя необходимостью проработки возникших вопросов и разногласий, а ограничиваются лишь тем, что перепоручают это своим заместителям, либо несогласованные в полном объеме проекты документов направляют в Правительство республики. Это, в свою очередь, приводит к нарушениям требований Регламента Кабинета Министров, а также установленных сроков исполнения поручений.
В этой связи представляется целесообразным и крайне необходимым напомнить установку главы государства о том, что руководители, какую бы должность они не занимали, обязаны прежде всего работать не с бумагой, а с возникшей проблемой или задачей, настойчиво искать и предлагать эффективные пути их решения в максимально сжатые сроки и с высоким конечным результатом. Поэтому теперь в соответствии с этим поручением и пунктом 5 Указа первые руководители обязаны обеспечить организацию персонального контроля не только за подготовкой и согласованием проектов актов, но и их защитой в подразделениях Администрации Президента Республики Узбекистан, у заместителей и советников Премьер-министра;
третий – организация исполнения принятого акта законодательства. В практику работы органов управления прочно вошли разработка и утверждение планов контроля и программ действий, а за последние годы – «дорожных карт» по реализации принятых решений. Это, безусловно, дает свои ощутимые результаты. К примеру, принятые с опережением нормативно-правовые акты прямого действия, оперативная организационная работа по реализации комплекса неотложных мер и жесткий уровень контроля позволили предотвратить и избежать серьезных последствий поистине в борьбе с пандемией COVID-19.
Вместе с тем настораживают нередкие факты, особенно в среднем и низовом звеньях органов управления, а также в аппаратах хокимиятов районов и городов, когда, во-первых, руководители глубоко не вникают и не владеют сутью проблемных задач, ограничиваются лишь поручениями «Для исполнения»; во-вторых, зачастую реализацию системных задач перепоручают своим заместителям, начальникам управлений или же специалистам; в-третьих, проверка исполнения на местах проводится поверхностно, без критического анализа и при отсутствии должной требовательности к безответственным исполнителям.
Все эти недостатки, безусловно, требуют решительного предупреждения и исключения из повседневной практики работы органов управления, особенно хокимиятов всех уровней. Для этого в Указе определен регламент еженедельного и ежемесячного критического обсуждения хода исполнения актов и поручений непосредственно у первых руководителей органов управления и хокимиятов. Оправдала себя внедренная недавно практика заслушивания посредством видеоконференцсвязи отчетов руководителей министерств и ведомств в секретариатах, управлениях и отделах Кабинета Министров, а также у заместителей и советников Премьер-министра.
В этой же связи представляется целесообразным внедрение на постоянной основе мониторинга и оценки уровня правовой грамотности руководителей и работников органов госуправления и хокимиятов. Кроме этого, освещение в средствах массовой информации под рубрикой «Решения Президента – исполнение и контроль» состояния исполнения актов законодательства с широким использованием общественного контроля должно стать серьезным инструментом повышения личной ответственности руководителей всех рангов;
четвертый – целевое изучение состояния исполнения актов законодательства и принятие оперативных мер по выявленным недостаткам. Как показало изучение положения дел, например, в 2020 году в системах министерств энергетики, строительства, инвестиций и внешней торговли, финансов, сельского хозяйства, здравоохранения, а также хокимиятах Навоийской, Самаркандской, Ташкентской, Сурхандарьинской и Хорезмской областей вопросы критического и системного изучения положения дел в подведомственных структурах являются одними из слабых звеньев системы органов управления.
Своего рода «зеркальным отражением» недостатков своевременного и в полном объеме исполнения принятых актов является также определенная часть обращений физических и юридических лиц в различные органы. Так, в прошлом году общее число обращений в Кабинет Министров, органы государственного управления и хокимияты составило более 806 тысяч, из них свыше 187 тысяч – в министерства, ведомства и хозяйственные объединения, причем с ростом числа обращений по сравнению с 2019 годом почти на 10 процентов. Значительная часть обращений адресована министерствам занятости и трудовых отношений, водного хозяйства, высшего и среднего специального образования, по поддержке махалли и семьи, АО «Худудгазтаъминот» и «Худудий электр тармоклари», АКБ «Агробанк», «Халк банк» и «Микрокредитбанк».
По инициативе главы государства вводится практика отчетов: заместителей и советников Премьер-министра – на заседаниях Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента; руководства областных хокимиятов – на заседаниях Кенгашей народных депутатов районов и городов, а хокимов районов (городов) и руководителей секторов – на собраниях сходов граждан в махаллях. Цель: во-первых, услышать мнения граждан, их заботы и нужды, во-вторых, определить слабые звенья в исполнении принятых актов и, в-третьих, принять оперативные меры по устранению выявленных проблем.
Конкретным подтверждением необходимости повсеместного внедрения такой практики стали личные встречи, беседы в махаллях, учреждениях и организациях Президента страны, принятие на местах оперативных мер, в том числе персональной оценки деятельности руководителей. Свидетельством тому являются недавние поездки в Ферганскую и Наманганскую области, которые для всех нас служат убедительными примерами контроля исполнения в реальности, максимально эффективного использования рабочего времени, особенно в период служебных командировок;
пятый – важная роль в укреплении исполнительской дисциплины отводится подразделениям (управлениям, отделам, секторам, группам и специалистам), на которые возложены функции координации этой работы в аппаратах органов управления и хокимиятах территорий. В целях тщательного отбора на эти должности достойных кандидатур Указом определен новый порядок их назначения после стажировки в Кабинете Министров и последующего согласования с Сектором по обеспечению исполнительской дисциплины Администрации Президента Республики Узбекистан;
шестой – внедрение системы «Ijro.gov.uz»,которая включает в себя весь процесс организации исполнения актов законодательства, начиная с даты принятия и завершая предоставлением последовательно критического анализа в Кабинет Министров, Счетную палату и Администрацию Президента Республики Узбекистан.
Основные задачи и функции по внедрению этой новой системы ведения контроля исполнения актов законодательства и поручений возлагаются на Министерство юстиции и создаваемые в его структуре специальные территориальные управления. Это крайне важно также в связи с тем, что необходимо, во-первых, обеспечить тщательный анализ своевременного и в полном объеме исполнения принятых актов, во-вторых, для принятия оперативных мер по проблемным вопросам и, в-третьих, для обеспечения своевременной и достоверной отчетности.
Особую значимость эти вопросы имеют прежде всего для хокимиятов регионов, районов и городов, по которым приняты протокольные решения главы государства, а также органов государственного и хозяйственного управления, от эффективной деятельности которых в решающей степени зависят положение дел в сферах здравоохранения, культуры, трудозанятости, пенсионного обеспечения и создание благоприятных условий труда, быта и досуга населения;
седьмой – пункт 5 Указа определяет персональную ответственность руководителей за результативность внедряемой Единой системы организационной, исполнительской и контрольной деятельности. Отмечается, что только в прошлом году за ослабление исполнительской дисциплины и отсутствие требовательности к кадрам от занимаемых должностей освобождены министры здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания, высшего и среднего специального образования, отдельные руководители государственных комитетов и агентств, а также хокимы 25 городов и районов.
Наряду с этим, глава государства постоянно подчеркивает, что применение только дисциплинарных взысканий не должно стать главным звеном в укреплении исполнительской дисциплины, а должна четко функционировать Единая система, в которой каждый руководитель и специалист обязаны трудиться ответственно, настойчиво и целеустремленно. Это гарантия достижения целей и задач, определенных не только в актах законодательства, но и в контрольных поручениях, которых немало, и они должны быть реализованы качественно и в установленные сроки.
К примеру, на сегодня выполнены: по протокольным решениям развития территорий 1455 поручений, отраслей экономики и социальной сферы – 2109; 960 пунктов «дорожных карт», принятых по итогам визитов на высшем уровне. Только в прошлом году изучены и направлены ответы по 26 парламентским запросам, 362 запросам сенаторов и депутатов, в ходе парламентских слушаний и «правительственного часа» заслушаны отчеты руководителей 36 министерств и ведомств.
Еще один важный аспект – это объективная оценка достигнутых результатов и конструктивная критика допущенных недостатков. Действующая сегодня в республике система материального поощрения работников, в том числе за стаж работы, ученую степень, классные чины, звания и так далее, безусловно, должна стимулировать каждого руководителя и специалиста трудиться с высокой самоотдачей, ответственно и обязательно результативно, то есть для каждого из нас эта работа должна стать осознанной потребностью и, если хотите, «железным» правилом.
Очевидно, что нельзя допускать факты, когда, получая высокую зарплату и премии, отдельные работники грубо нарушают исполнительскую дисциплину, на низком профессиональном уровне готовят проекты документов, не обеспечивают своевременное исполнение контрольных поручений, не проявляют должной инициативы. Таким фактам, безусловно, должна даваться принципиальная оценка.
Наряду с этим, отдельные руководители на практике, не разъясняя суть проблемы или задачи, не предлагая конкретные механизмы, формы и методы их решения, заняты лишь постоянной критикой и вынесением многочисленных, причем иногда необоснованных административных взысканий исполнителям документов и поручений. Но даже при этом в отдельных отраслях экономики и территориях республики не обеспечивается полноценная реализация системных задач.
В этой связи уместно напомнить слова, сказанные Президентом нашей страны на заседании Правительства республики в октябре 2016 года: «Руководителю, преданному своему делу, самоотверженно и ответственно выполняющему свои прямые обязанности, достаточно сказать всего один раз, чтобы он сделал должные выводы. Конструктивная и обоснованная критика способствует раскрытию и эффективному использованию имеющегося потенциала и неиспользованных резервов, а критика только ради критики создает неподъемную каменную глыбу».
Первоочередные практические меры, принятые по реализации Указа
– С даты принятия Указа прошло около месяца. Какие практические меры уже приняты по реализации его требований?
– Вы правы – время не ждет, тем более речь идет об укреплении исполнительской дисциплины на всех уровнях управления. На сегодня приняты следующие практические меры:
первое – Кабинетом Министров утвержден план контроля реализации Указа и его приложений. На заседаниях коллегий министерств, госкомитетов и хокимиятов регионов предметно рассмотрены и утверждены «дорожные карты»;
второе – разработаны и утверждены распоряжением Кабинета Министров от 12 февраля 2021 года № 48-ф образцы организации исполнения контроля и отчетности по актам законодательства на примерах Министерства энергетики, хокимиятов Андижанской области и Асакинского района. Начато комплексное изучение состояния исполнительской дисциплины с учетом требований настоящего Указа в системе Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, а также в хокимиятах Джизакской и Сырдарьинской областей;
третье – последовательно осуществляются меры по разработке и утверждению личных планов работы руководителей и специалистов органов управления и хокимиятов всех уровней. В качестве образцов направлены планы работы руководителей и специалистов структурных подразделений аппарата Кабинета Министров;
четвертое – в аппарате Кабинета Министров утверждена тематика отчетов структурных подразделений по реализации требований Указа и экономической учебы с приглашением руководителей министерств и ведомств, а также ученых. Материалы направлены в органы управления и хокимияты для внедрения аналогичной практики;
пятое – с 1 по 10 марта этого года в 118 министерствах и ведомствах, а также хокимиятах всех уровней совместно со Счетной палатой будут проведены практические семинары для руководителей и специалистов, на которых функционально возложены вопросы укрепления исполнительской дисциплины;
шестое – начата работа по изучению качественного состава руководителей и специалистов министерств, ведомств и хокимиятов всех уровней, на которых функционально возложены вопросы организации исполнения актов и поручений;
седьмое – в соответствии с пунктом 8 Указа Министерством юстиции совместно со Счетной палатой и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций ведется проработка предложений по обеспечению полноценного функционирования системы «Ijro.gov.uz».
Впереди предстоит значительный объем работы, который потребует максимальной концентрации усилий и, главное, практических мер руководства и аппарата Кабинета Министров, министерств, государственных комитетов, ведомств, а также Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, города Ташкента и районов республики по совершенствованию форм и методов укрепления исполнительской дисциплины.
В этой связи хотел бы обратиться ко всем руководителям органов управления и исполнительной власти на местах с просьбой: работники аппаратов являются вашими первыми помощниками в укреплении исполнительской дисциплины. Необходимы четкое руководство, личная ответственность, жесткая дисциплина и инициативность, которые должны стать фундаментом эффективной и результативной работы.
В этой многогранной работе каждый из нас должен руководствоваться установкой Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева: «Нельзя довольствоваться достигнутыми результатами, все мы, независимо от занимаемых должностей, обязаны постоянно думать об обеспечении дальнейшего поступательного развития страны. Жить и трудиться во имя будущего нового Узбекистана – высокая ответственность и честь!»
Беседовал
Салим Дониёров.
Источник: «Янги Ўзбекистон»