Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур

2020-08-25 | Документы

Указ Президента Республики Узбекистан

В последние годы в республике осуществляются последовательные меры по кардинальному улучшению делового и инвестиционного климата, устранению излишних бюрократических барьеров, совершенствованию устаревших, не соответствующих современным требованиям процедур.

Работа, проведенная в данных направлениях, создала прочный фундамент для начала нового этапа либерализации и институционального реформирования системы лицензирования и выдачи разрешений.

В целях кардинального совершенствования лицензионных и разрешительных процедур, а также создания более широких условий для деятельности субъектов предпринимательства путем устранения бюрократических барьеров:

1. Согласиться с предложениями Министерства юстиции, Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, Антимонопольного комитета и Торгово-промышленной палаты, предусматривающими:

на первом этапе (в 2020 году) – сокращение и перевод на альтернативные методы регулирования некоторых видов лицензий и документов разрешительного характера, не причиняющих ущерб здоровью граждан и обществу, упрощение процедур с целью минимизации истребования излишних документов и уменьшения затрат времени и средств субъектов предпринимательства, обеспечение прозрачности путем полной цифровизации процессов выдачи соответствующих документов;

на втором этапе (в 2020–2021 годах) – систематизацию актов законодательства в сфере лицензирования и выдачи разрешений, разработку паспортов оказания государственных услуг, коренное сокращение количества нормативно-правовых актов путем внедрения типовых административных регламентов выдачи некоторых видов лицензий и документов разрешительного характера.

2. Установить, что с 1 января 2021 года:

а) некоторые виды лицензируемой деятельности и документов разрешительного характера:

отменяются согласно приложению № 1;

отменяются путем объединения согласно приложению № 2;

отменяются путем внедрения уведомительного порядка согласно приложению № 3;

б) сокращаются сроки оформления некоторых видов лицензируемой деятельности и документов разрешительного характера согласно приложению № 4.

Лицензии или документы разрешительного характера, оформленные на деятельность (действие), в отношении которой внедрен уведомительный порядок, продолжают действовать, и для осуществления данной деятельности (действия) не требуется уведомление уполномоченного органа.

Органам, уполномоченным выдавать лицензии и документы разрешительного характера, а также принимать уведомления (далее – уполномоченные органы), до 1 января 2021 года провести инвентаризацию и обеспечить ведение реестра ранее оформленных лицензий и документов разрешительного характера на основе нового порядка.

3. Утвердить план мер, направленных на дальнейшее сокращение и упрощение процедур получения лицензий и документов разрешительного характера, согласно приложению № 5.

4. С 1 января 2021 года:

а) установить, что при лицензировании туристской деятельности сертификация услуг туроператоров является добровольной;

б) отменить:

требование наличия документов, подтверждающих согласие на обмен кредитной информацией с как минимум 10 коммерческими банками при лицензировании деятельности кредитных бюро;

практику оформления отдельной лицензии для филиалов юридических лиц путем внедрения практики указания адреса каждого филиала в основной лицензии при лицензировании деятельности по розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения юридическими лицами, имеющими лицензию на данную деятельность, при создании их филиалов, осуществляющих аналогичную деятельность;

порядок истребования получения от заявителя гарантийных писем органов государственной власти на местах при получении лицензии на право пользования участками недр.

5. Установить, что:

к деятельности, осуществляемой в порядке уведомления, относятся виды деятельности, не требующие принятия решения со стороны уполномоченного органа для начала деятельности или совершения действия, но осуществляемые путем принятия обязательств по соблюдению требований и условий, установленных в актах законодательства для обеспечения государственного регулирования, а также ведения учета субъектов, занимающихся соответствующей деятельностью;

физические и юридические лица подтверждают путем направления уведомления соответствие требованиям и условиям, определенным в актах законодательства для осуществления деятельности или действий, в отношении которых введен порядок уведомления. При этом в процессе представления документов посредством автоматизированной электронной системы проводится проверка на соответствие требованиям и условиям, определенным в актах законодательства, приоритетно без вмешательства человека;

перечни видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензия, документы разрешительного характера и уведомление уполномоченного органа, утверждаются законом, и после принятия соответствующего закона не допускается требование прохождения физическими и юридическими лицами административных процедур для осуществления деятельности или действий, не включенных в данные перечни.

6. Запретить уполномоченным органам осуществлять следующие действия:

отказывать в оказании государственных услуг по причине наличия задолженности у соискателя лицензии по обязательным платежам за поставку электрической энергии, природного газа, услуги водоснабжения и канализации, по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также исполнительным документам при выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий;

заменять лицензии и документы разрешительного характера на договоры, заключаемые между государственными органами и субъектами предпринимательства;

прямо или косвенно принуждать субъекты предпринимательства к пользованию другими видами платных услуг или получению документов разрешительного характера, не предусмотренных в лицензионных и разрешительных требованиях и условиях, в процессе рассмотрения заявлений о выдаче лицензий и документов разрешительного характера, выдачи данных документов, а также осуществления контрольных функций.

7. Продлить до 1 января 2021 года срок действия всех лицензий и документов разрешительного характера, срок действия которых истекает в 2020 году, и запретить привлечение к ответственности и применение других мер в связи с истечением их срока.

8. Отменить с 1 января 2021 года право на осуществление деятельности без получения соответствующей лицензии государственных унитарных предприятий и негосударственных организаций, занимающихся лицензируемыми видами деятельности, созданных решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров.

9. Министерству юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций до 1 января 2021 года обеспечить разработку и запуск информационной системы «Лицензия» со специальным мобильным приложением, охватывающей все процессы, связанные с процедурами лицензирования, выдачи разрешений и уведомления, имеющей возможность осуществления межведомственного электронного взаимодействия.

При этом принять во внимание, что информационная система «Лицензия» обладает следующими возможностями:

а) по прохождению лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур:

подача заявления о выдаче лицензии и документов разрешительного характера или продлении срока их действия и документов, приложенных к нему, получение электронных лицензий и документов разрешительного характера с проставленным QR-кодом (матричным штриховым кодом);

рассмотрение заявлений и принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий и документов разрешительного характера уполномоченными органами;

отправка уведомлений для извещения уполномоченного органа о начале или прекращении деятельности и получения подтверждений о принятии уведомления;

осуществление электронной оплаты государственной пошлины, сборов и всех видов платежей за рассмотрение заявления посредством Единой биллинговой системы;

принятие и рассмотрение заявлений о переоформлении, приостановлении действия и аннулировании лицензий и документов разрешительного характера;

б) по взаимодействию уполномоченных органов при осуществлении лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур:

самостоятельное получение из других уполномоченных органов дополнительных документов и информации, а также согласование с ними по принципу «одно окно» без участия субъекта предпринимательства;

ведение автоматизированных реестров выданных лицензий и документов разрешительного характера, а также субъектов предпринимательства, направивших уведомления;

проверка информации, связанной с лицензиями и документами разрешительного характера, а также уведомлениями через базы данных соответствующих ведомств в автоматическом режиме;

в) по проведению мониторинга выполнения требований и условий лицензий и документов разрешительного характера, а также уведомлений:

осуществление дистанционного контроля уполномоченными органами за соблюдением требований и условий лицензий и документов разрешительного характера, а также уведомлений;

наблюдение за рассмотрением обращений на каждом этапе оказания государственной услуги;

обращение уполномоченных органов в суд или другие ведомства в отношении действий, связанных с лицензиями или документами разрешительного характера, а также уведомлениями, в том числе по аннулированию и приостановлению;

внедрение общественного контроля за рассмотрением заявлений, решений о выдаче или отказе в выдаче, приостановлении действия лицензий и документов разрешительного характера, а также представления информации о занятии соответствующей деятельностью без лицензии или документа разрешительного характера либо без направления уведомления, а также фактах нарушения установленных требований и условий с прямым указанием места нарушения;

ведение автоматически формируемого рейтинга уполномоченных органов;

внедрение системы «риск-анализ» исходя из особенностей лицензий и документов разрешительного характера, выданных уполномоченными органами, а также деятельности, осуществляемой в порядке уведомления, с определением конкретных критериев контроля за деятельностью (действиями) физических и юридических лиц.

10. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2021 года:

лицензионные, разрешительные и уведомительные процедуры поэтапно осуществляются полностью в электронной форме через информационную систему «Лицензия», за исключением документов разрешительного характера, выдаваемых субъектам внешнеэкономической деятельности с использованием таможенной информационной системы «Единое окно», а также процедур, содержащих государственную тайну и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;

заявления о выдаче лицензии и документов разрешительного характера, а также об уведомлении уполномоченного органа и документы, приложенные к ним, принимаются в электронной форме через Интернет посредством Единого портала интерактивных государственных услуг;

все виды лицензий и документов разрешительного характера, а также письма о принятии уведомлений и включении их в реестр оформляются путем проставления QR-кода (матричного штрихового кода), предоставляющего возможность онлайн-проверки достоверности данных документов, и отменяется порядок их выдачи на специальных бланках, за исключением документов, требующих оформления на специальных бумажных бланках в соответствии с международными договорами;

получение дополнительных документов или согласование с другими уполномоченными органами осуществляется основным уполномоченным органом самостоятельно, без участия субъекта предпринимательства, через информационную систему «Лицензия», в том числе путем подключения к интегрированной платформе, не требующей ответа, позволяющей получать информацию напрямую. В случае отсутствия ответа от других уполномоченных органов в установленные сроки дополнительные документы считаются полученными или согласованными с ними, при этом данные уполномоченные органы несут ответственность за все возможные последствия;

физические лица, выявившие факты ведения соответствующей деятельности без лицензии или без документа разрешительного характера либо без направления уведомления, связанные также с нарушением установленных требований и условий, а также случаи нарушения законодательства при рассмотрении уполномоченными органами заявлений, выдаче лицензий и документов разрешительного характера или отказе в их выдаче, а равно приостановлении их действия и сообщившие о них уполномоченным органам, поощряются денежным вознаграждением в размере 10 процентов от суммы взысканного штрафа при подтверждении правонарушения;

прекращение и аннулирование лицензий и документов разрешительного характера по инициативе уполномоченных органов осуществляются исключительно в судебном порядке, за исключением случаев неуплаты лицензиатом государственной пошлины за выдачу лицензии;

при обращении соискателя лицензии, имеющего лицензию на право осуществления вида деятельности в определенной сфере, с заявлением о выдаче лицензии на вид деятельности в этой же сфере, он представляет лицензирующему органу информацию, удовлетворяющую исключительно дополнительные лицензионные требования и условия;

при уведомлении уполномоченного органа о начале деятельности взимается сбор в размере до 50 процентов базовой расчетной величины, за исключением уведомлений о начале строительно-монтажных работ и розничной торговли алкогольной продукцией.

11. Принять к сведению, что информационная система «Лицензия» разрабатывается на основе открытого тендера с привлечением грантовых средств совместного проекта Агентства государственных услуг, Программы развития ООН и Европейского союза «Совершенствование предоставления государственных услуг и повышение уровня управления в сельских районах Узбекистана».

В связи с разработкой информационной системы «Лицензия» приостановить разработку государственными ведомствами и организациями всех электронных программ по осуществлению процедур лицензирования, выдачи разрешений и уведомления, а также контроля за их требованиями и условиями, при этом разработка данных программ может быть продолжена в соответствии с положительным заключением Министерства юстиции и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций.

Средства, предназначенные для программ, разработка которых приостанавливается, направить на создание ведомственной инфраструктуры и баз, необходимых для функционирования информационной системы «Лицензия».

12. Определить Агентство государственных услуг уполномоченным органом по ведению информационной системы «Лицензия» и уполномочить его осуществлять мониторинг соблюдения государственными органами и другими организациями процедур лицензирования, выдачи документов разрешительного характера и уведомления.

13. Работы по совершенствованию информационной системы «Лицензия», а также организации ее интеграции с ведомственными информационными системами государственных органов произвести за счет средств внебюджетного фонда Агентства государственных услуг и иных источников, не запрещенных законодательством.

Принять к сведению, что информационная система «Лицензия» является неотъемлемой частью системы «Электронное правительство», определить Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций органом, ответственным за ее техническую поддержку в дальнейшем.

Министерству юстиции в двухмесячный срок после полного запуска информационной системы «Лицензия» передать ее в установленном порядке в ведение Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций на безвозмездной основе.

14. Установить, что:

каждая лицензионная, разрешительная и уведомительная процедура пересматривается не реже одного раза в пять лет с оценкой целей, достигнутых в результате ее реализации, текущего состояния социально-экономического, инновационного и технологического развития, а также затрат субъектов предпринимательства;

если в проекте нормативно-правового акта предусматривается введение нового вида лицензируемой деятельности, документа разрешительного характера или порядка уведомления о начале деятельности, проведение оценки регуляторного воздействия данной процедуры является обязательным;

проект нормативно-правового акта, предусматривающий внедрение новых видов лицензий, документов разрешительного характера и порядка уведомления о начале деятельности, а также изменение форм их регулирования, вносится в Министерство юстиции исключительно при наличии положительных заключений Министерства экономического развития и сокращения бедности и Антимонопольного комитета, согласованных с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и Торгово-промышленной палатой.

15. Министерству юстиции, Министерству экономического развития и сокращения бедности, Государственному налоговому комитету и Торгово-промышленной палате для реализации второго этапа комплексного и системного реформирования лицензионных и разрешительных процедур с привлечением субъектов предпринимательства:

а) в трехмесячный срок путем объединения законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» внести в Кабинет Министров целостный проект закона, предусматривающий:

установление единого и прозрачного порядка прохождения лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур;

определение полномочий уполномоченных органов и организаций, оформляющих и согласовывающих лицензии и документы разрешительного характера, а также принимающих уведомления;

внедрение единой системы защиты прав и интересов физических и юридических лиц, вступающих во взаимоотношения с уполномоченными органами и организациями в процессе прохождения лицензионных и разрешительных процедур;

утверждение перечня лицензируемых видов деятельности, документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности, а также деятельности и действий, осуществляемых в порядке уведомления уполномоченного органа;

установление в актах законодательства лицензионных требований и условий путем отказа от практики оформления лицензионных договоров;

уточнение порядка осуществления филиалами и представительствами юридических лиц видов деятельности, требующих лицензирования, получения разрешения либо уведомления;

конкретное определение порядка отзыва лицензии и видов деятельности, подлежащих отзыву в соответствии с данным порядком;

осуществление контроля за состоянием соблюдения лицензионных и разрешительных требований и условий путем внедрения системы «риск-анализ»;

б) совместно с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, Антимонопольным комитетом и уполномоченными органами в целях систематизации актов законодательства в сфере лицензирования и разрешительных процедур до 1 февраля 2021 года внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта о разработке и кодификации их паспортов.

16. Министерству юстиции внести в Кабинет Министров:

совместно с Генеральной прокуратурой в трехмесячный срок проект закона, устанавливающий ответственность юридических и физических лиц за занятие деятельностью, требующей получения лицензии или документа разрешительного характера либо обязательного уведомления, без получения лицензии или разрешения либо без направления уведомления, а также за представление уполномоченному органу ложной либо недостоверной информации о выполнении установленных требований для осуществления деятельности в порядке уведомления;

до 1 декабря 2020 года порядок поощрения физических лиц, выявивших и направивших в уполномоченные органы сообщения о соответствующих фактах правонарушений;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

17. В целях обеспечения эффективной и своевременной реализации мер, предусмотренных в настоящем Указе:

а) заместителю Премьер-министра Кучкарову Д. в связи с внедрением порядка уведомления вместо некоторых видов лицензионных и разрешительных процедур обеспечить утверждение положений об уведомительном порядке после принятия соответствующего закона;

б) Министерству юстиции (Давлетов):

утвердить график организации встреч с уполномоченными органами, в том числе посредством системы онлайн-видеосвязи;

на основе утвержденного графика разъяснять уполномоченным органам порядки, предусмотренные в настоящем Указе, и принципы функционирования информационной системы «Лицензия»;

оказывать уполномоченным органам практическую помощь в подготовке соответствующих проектов;

в) Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков):

совместно с Министерством юстиции принять меры для обеспечения интеграции с информационной системой «Лицензия» ведомственных информационных систем всех государственных органов, выдающих лицензии и документы разрешительного характера, принимающих участие в процессах согласования;

обеспечить бесперебойное функционирование информационной системы «Лицензия», при обнаружении Агентством государственных услуг сбоев и неисправностей в ее функционировании – обеспечить по заявке Агентства их устранение в течение трех дней;

г) уполномоченным органам:

в двухмесячный срок принять меры для подключения к информационной системе «Лицензия» и интеграции своих электронных систем, создания соответствующей инфраструктуры и формирования своих электронных баз;

своевременно и качественно разработать положения о порядке прохождения лицензионных и разрешительных процедур некоторых видов осуществляемой деятельности, а также порядке уведомления;

обеспечить в установленном порядке выдачу лицензий организациям, созданным решениями Президента Республики Узбекистан и правительства и занимающимся лицензируемой деятельностью, до принятия настоящего Указа, на основании их обращений;

д) Генеральной прокуратуре (Йулдошев):

совместно с Агентством по борьбе с коррупцией и Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства установить системный контроль за исполнением законодательства в сфере процедур лицензирования, выдачи документов разрешительного характера и уведомления;

анализировать причины и условия, повлекшие за собой автоматическую выдачу лицензий, документов разрешительного характера, в том числе положительных заключений при межведомственном согласовании вследствие несоблюдения установленных сроков, принять меры по предупреждению возникновения коррупционных проявлений;

е) Антимонопольному комитету (Шарипов) предупреждать ограничение конкуренции путем воспрепятствования доступу (ведению деятельности) новых хозяйствующих субъектов на рынки посредством необоснованного отказа или бездействия в процессе выдачи лицензий, документов разрешительного характера и уведомления, а также осуществлять контроль за обоснованностью формирования размеров сборов за разрешительные процедуры;

ж) Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Касимов) осуществлять контроль за проведением уполномоченными органами проверок деятельности субъектов, имеющих лицензию и разрешительные документы, в пределах требований лицензий и документов разрешительного характера;

з) Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана принять меры по широкому освещению среди населения мер, установленных в настоящем Указе, с привлечением средств массовой информации, отечественных и зарубежных экспертов, а также институтов гражданского общества.

18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

 

Президент Республики Узбекистан                                                                Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 24 августа 2020 года.

Источник: УзА

Поделиться