Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Определены точки роста Джизакской и Самаркандской областей

2020-07-06 | Экономика

3 июля рабочая группа под руководством заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан С.Умурзакова и в составе руководителей министерств, ведомств, отраслевых объединений и коммерческих банков в выездном формате начала работу по разработке новых инвестиционных проектов, развитию предпринимательства, сокращению бедности среди населения, а также выявлению точек экономического роста Джизакской и Самаркандской областей.

В Джизакской области в первую очередь рассмотрен ход реализации инвестиционных проектов в рамках региональной программы развития: в области на период 2020-2021гг. намечена реализация 726 проектов на 12,4 трлн сумов, из которых в текущем году будет реализовано 549 проектов на сумму 4,9 трлн сумов. Ввод данных проектов в эксплуатацию позволит к концу 2021 года создать 20,1 тыс. рабочих мест. Ответственным руководителям было поручено принять меры по своевременной реализации и вводу в эксплуатацию данных проектов, а также провести работу по поиску дополнительных резервов для формирования новых проектов и создания новых производственных мощностей в регионе.

Проработаны меры по увеличению благосостояния населения за счет развития надомного труда – в данном направлении разработано 44 проекта, в том числе 24 – крупномасштабных, на общую сумму 28,2 млн долларов преимущественно в текстильной отрасли, а также в сфере птицеводства и плодоовощеводства. Прорабатываются возможности для реализации дополнительных проектов в области животноводства, пчеловодства, кролиководства и рыболовства.

Изучен потенциал свободной экономической зоны “Джизак” как отдельного драйвера экономического развития региона. В ходе работы группы выявлено, что для ускоренной реализации ряда инвестиционных проектов имеется необходимость в укреплении имеющейся инженерной и коммуникационной инфраструктуры. В связи с этим, руководителям соответствующих ведомств даны поручения по строительству дополнительных трансформаторных подстанций, наращивания высоковольтных сетей электропередач, автоматических газораспределительных станций и линий газопроводов, реконструкции систем водообеспечения и водоотведения с расчетом конкретных технических параметров и сроков. Реализация данных мер не только позволит решить проблемы предприятий, ранее получивших статус участников СЭЗ и действующих в настоящее время, но и сформирует потенциал для размещения новых инвестиционных проектов на свободной части территории СЭЗ.

Выявлен значительный незадействованный потенциал свободной экономической зоны «Зомин-фарм», ввиду чего ответственными руководителями ведется работа по формированию конструктивных предложений по размещению на территории данной СЭЗ перспективных и высокотехнологичных проектов, ориентированных на производство качественной фармацевтической продукции, востребованной на внутреннем и внешних рынках.

Поставлена задача по развитию в Джизакской области сферы садоводства за счет внедрения модели экспортных кластеров. В общей сложности в Джизакской области имеется 11,3 тыс. гектаров, задействованных для выращивания фруктовых культур, в том числе 3,9 тысячи гектаров, отведенных под интенсивное садоводство. При этом, в 2020 году для развития данного сектора дополнительно выделено 4,1 тысячи гектаров, что позволит нарастить годовые объемы выращивания фруктов до 130 тысяч тонн к концу 2021г., что на 40 процентов превысит показатель 2019 года. В результате, степень переработки фруктов, выращиваемых в регионе, увеличится с 10,3% в 2019 году до 15% к концу 2021 года. Ведется работа по определению конкретных инициаторов и источников финансирования проектов.

В качестве отдельных точек экономического роста обозначены текстильная и электротехническая промышленность, а также отрасль строительных материалов. К примеру, в текстильной сфере намечен к реализации 31 проект на общую сумму 257,9 млн долларов, предусматривающий создание 8 218 новых рабочих мест. В результате, к 2021 году уровень локальной переработки хлопчатобумажной пряжи достигнет 60% (рост – 80%), рост производства тканей – 76%, трикотажного полотна – 78%, готовой швейно-трикотажной продукции – в 2,7 раза. В сфере строительных материалов намечено начать разработку 36 новых месторождений полезных ископаемых (мраморный оникс, цемент, природные декоративные камни, гипс и ангидрит, известняк, керамзит, силикатный песок ) и промышленное освоение добываемой продукции с целью производства цемента, извести, гипса, обожженного кирпича, песка, натуральной брусчатки, газобетона и железобетонных изделий.  В данном направлении сформирован пакет из 66 инвестиционных проектов на сумму 4,5 трлн сумов, в том числе за счет привлечения 198,1 млн долларов прямых иностранных инвестиций, из которых в текущем году будут осуществлены 36 проектов на сумму 556 млрд сумов. В результате будет создано порядка 2500 новых рабочих мест.

Изучено текущее состояние использования биологических ресурсов Айдар-Арнасайской системы озер – выявлено, что в связи со снижением продуктивности в данной системе происходит не только сокращение рыбного промысла, но и повышенный отвод пресной воды из реки Сырдарья на сельскохозяйственные нужды, что вызывает чрезмерное засоление территории.  Силами рабочей группы проведен анализ использования Айдар-Арнасайской озерной системы и выработаны предложения по повышению ее эффективности, среди которых – создание фонда развития озерных систем, оптимизация распределения водных ресурсов посредством внедрения электронной системы, а также организация квотирования промышленного рыболовства. Также ведется разработка механизмов интегрирования рыбоводства в единую систему, укрепления системы защиты от браконьерства, а также предложений по дальнейшему развитию логистической инфраструктуры.

Также в ходе выезда изучен ход работы по реализации инвестиционных проектов, созданию новых производственных мощностей и выявлению точек экономического роста в Самаркандской области.

Проведен анализ реализации региональной программы развития, включающей в себя 1268 проектов на сумму 16,4 тлрн сум, из которых 1183 проекта на сумму 10,3 трлн сумов будут реализованы к конце первого квартала 2021 года. Данные проекты создадут в регионе порядка 25 тыс. новых рабочих мест к концу 2021 года.

Проработаны к реализации 153 проекта, в том числе 27 крупных проектов, в сфере текстиля, плодоовощеводства, пищевой промышленности, шелководства, животноводства, птицеводства, рыбоводства, ремесленничества,  пчеловодства и ювелирного дела, ориентированные на развитие кооперации с населением и повышению его занятости путем организации надомного труда. Общая сумма данных проектов составляет 104,2 млн долларов.

Рассмотрен ход реализации инфраструктурных проектов регионе. Отмечено, что общая сумма проектов в данном направлении составляет 273,5 млн долларов, при этом 90 млн долларов, привлеченных из Абу-Дабийского Фонда развития направляется на модернизацию системы питьевого водоснабжения г. Самарканда, 66 млн долларов, выделенных Всемирным банком – на строительство и реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения области в целом и отдельно – г.Каттакургана. Дополнительные средства международных финансовых институтов в размере 117,5 млн долларов будут направлены на строительство и модернизацию систем канализации 6 районных центров и населенных пунктов городского типа.

В данном контексте будет ускорена проработка новых проектов по модернизации центральных улиц г.Самарканда, а также строительства и оснащения магистральных дорог региона, общая сумма которых составляет 217 млн долларов.

Проанализирована деятельность свободной экономической зоны «Ургут» – разработаны меры по ускорению реализации на территории данной зоны проектов в сферах ковроткачества, выпуска готовой кожевенной и обувной продукции, а также бытовой техники. Также опредены конкретные участки для расширения данной зоны путем присоединения к ней 730 гектаров в Ургутском и Пахтачинском районах, а также в г.г.Самарканде и Каттакургане. 

Проработан ряд перспективных проектов, реализация которых будет осуществляться силами соотечественников, живущих и ведущих предпринимательскую деятельность за ­рубежом – в данном направлении будет реализовано 43 проекта на сумму 366,1 млн долларов.

Учитывая климатические условия региона особое внимание поручено уделить развитию сфер садоводства и виноградарства путем широкого внедрения модели экспортных кластеров, включающих в себя процессы выращивания, сбора, переработки, хранения, сертификации и транспортировки продукции. В 2020-2021 гг., под данные проекты будет выделено 3,1 тыс. гектаров, в том числе 800 гектаров, ранее использовавшихся для выращивания хлопка и пшеницы. При этом ожидается, что в результате реализации данных проектов годовой объем производства фруктов увеличится с 334 тыс. тонн до 431,5 тыс. тонн (рост – 30%).

В целях обеспечения выполнения поставленных задач, решения имеющихся вопросов предпринимателей, а также определения конкретных инициаторов и источников финансирования вышеуказанных проектов, рабочая группа продолжит работу в Джизакской и Самаркандской областях

Также в ходе выезда под руководством заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан С.Умурзакова в формате видеоконференции были обсуждены итоги экспортной деятельности за первое полугодие текущего года, а также предпринимаемые меры и выработанные предложения по стимулированию комплексного социально-экономического развития отдельных регионов Республики.

Озвучено, что за 6 месяцев текущего года отечественными предприятиями было экспортировано продукции на сумму 6,1 млрд долларов. При этом, к экспортной деятельности были привлечены 950 новых предприятий, а также освоены поставки за рубеж 85 новых наименований продукции.

Были заслушаны отчеты руководителей отраслевых ведомств и органов местной власти, на базе которых проведен анализ системных факторов, препятствующих осуществлению экспортной деятельности и оценена эффективность предпринимаемых мер по оказанию практического содействия предприятиям-экспортерам. Так, к примеру, в результате адресного и своевременного выделения предприятиям текстильной отрасли кредитов на пополнение оборотного капитала, объем экспорта текстильной отрасли составил 828 млн долларов. Даны поручения о разработке программы практических мер по минимизации возможного негативного влияния внешних негативных факторов на внешнеэкономическую деятельность отраслей и регионов Республики во втором полугодии текущего года.

Отдельно была отмечена результативность деятельности дипломатических представительств Республики Узбекистан за рубежом, целенаправленная работа которых по итогам 6 месяцев текущего года позволила обеспечить дополнительные экспортные объёмы в размере 2,7 млрд долларов.

Также были обсуждены конструктивные предложения, направленные на дальнейшее наращивание экспортного потенциала регионов и отраслей. Ответственным руководителям поручено задействовать все имеющиеся ресурсы, а также в полной мере применить разработанные механизмы поддержки предпринимателей в целях увеличения экспортных поставок отечественных производителей и с принятием конкретных мер по диверсификации экспортных рынков и номенклатуры товаров.

Отдельно рассматривался ход исполнения поручений, данных в ходе визита Президента Республики Узбекистан в Ферганскую область, в частности касающихся стимулированию ускоренного социально-экономического развития Сохского района. В 2020-2021гг. в данном районе запланирована реализация 98 инвестиционных проектов на общую сумму 216,1 млрд сумов с созданием 4920 новых рабочих мест. Отмечено, что в данном направлении уже начата работа – за счет ресурсов коммерческих банков и средств инвесторов выделяются ресурсы для активизации предпринимательской деятельности и поддержки бизнеса в районе.

По итогам видеоконференции ответственным руководителям министерств, ведомств, коммерческих банков и органов местной власти были даны адресные поручения с указанием конкретных сроков их реализации.

Источник: Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан

Поделиться