Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Повышение качества образования – основной приоритет

2019-11-07 | Образование

Министерство народного образования Республики Узбекистан определило основные приоритеты по повышению качества образования и начала практические работы по достижению постановленных задач.

Напомним, под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 23 августа состоялось видеоселекторное совещание по вопросам развития системы народного образования, повышения квалификации педагогов и их авторитета в обществе, духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

В ходе видеоселекторного совещания было отмечено, что местные хокимияты являются ответственными за улучшение инфраструктуры школ, бесперебойное обеспечение учебных заведений коммунальными услугами, подготовку школ к учебному году и осенне-зимнему периоду.

Министерству народного образования поручено повысить качество образования и обеспечить учебные заведения высококвалифицированными учителями, а также повысить статус учителей в обществе, улучшить учебную программу и содержание учебников. Также, министерство должно разработать национальную программу образования и внедрить международные системы по оценке знаний учащихся (PISA, TIMSS, PIRLS и т.д.).

Для реализации поставленных задач Министерство народного образования начала практические работы.

Создание системы по оценке качества образования

В первую очередь, Министерство изучила систему оценки качества образования в нашей стране. Изучение показало, что до сих пор в Узбекистане не существовала система оценки качества образования, которая обеспечила бы получение данных о реальной ситуации. В связи с этим, начаты работы по созданию системы для объективной оценки качества образования на базе данных нескольких внешних источников и международного опыта.

В частности, были проанализированы данные о поступлении выпускников школ в высшие учебные заведения в 2019 году. По итогам изучения, выявлено, что ни один из выпускников более 2 тыс. школ не смогли поступить в вузы.

Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров в этом году впервые объявила рейтинг школ. Рейтинг основан на четырех показателях: степень образовательной подготовки и показатель качества знаний по общеобразовательным предметам выпускников; степень знаний учеников 9-го класса; доля учителей высшей и первой категории; результаты опроса учеников и педагогического коллектива.

В 2020 году при сотрудничестве с Агентством США по международному развитию (USAID) будут проведены исследования по оценке навыков чтения (EGRA) и математики (EGMA) среди учащихся начальных классов (2 и 4 классов). Сейчас ведутся подготовительные работы для проведения исследований.

В 2021 году знания учащихся школ Узбекистана будут оценены в рамках исследований PISA и PIRLS. Эти международные исследования позволят сравнить систему образования с другими странами и определить недостатки.

В октябре 2019 года начаты работы по оценке качества образования Сырдарьинской области и превращению региона в образцовую территорию по качеству образования.

Также запланировано проведение аттестации и аккредитации школ (более 2 тыс. учебных заведений), выпускники которых не смоги поступить в вузы.

Создание системы непрерывного профессионального развития учителей и руководителей

Во время видеоселекторного совещания, которое прошло 23 августа 2019 года, было подчеркнуто, что учителя и наставники должны непрерывно работать над собой для повышения знаний, активно принимать участие в повышение статуса учителей. В тоже время, в ходе видеоселекторного совещания, были подвергнуты критике некоторые учителя, знания и навыки которых не соответствуют современным требованиям. Отмечено, что необходимо пересмотреть систему подготовки и переподготовки учителей.

В связи с этим, было разработано и опубликовано для обсуждения проект постановления Президента Узбекистана “О развитии системы непрерывного профессионального развития сотрудников системы народного образования”. Проектом постановления предложено:

а) разработать единый профессиональный стандарт компетенций учителей народного образования и систему оценки на базе международного опыта;

б) разработать и поэтапно внедрить механизм лицензирования (сертификации) педагогов с предоставлением права преподавать в общеобразовательных учебных заведениях;

в) внедрить кредитно-модульной системы повышения квалификации учителей, что позволит работникам народного образования самостоятельно поддерживать профессиональное развитие и учитывать их профессиональные потребности;

г) ввести должность «ментор» для постоянного развития и поддержки профессиональной деятельности учителей вместо методистов. Учителя высшей категории и высококвалифицированные специалисты будут работать менторами и их зарплаты будут 1,35 раза выше чем у учителей высшей категории.

д) создать Академию народного образования имени А.Авлони на базе Института повышения квалификации работников народного образования имени А.Авлони, также Института педагогических навыков на базе региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования;

е) ввести в Академии новые направления специальностей магистратуры: “Менеджмент образования” и “Обучение взрослых”.

Внедрение системы профессионального лицензирования

Проектом постановления предлагается внедрить систему профессионального лицензирования учителей. Отметим, что Концепция развития народного образования до 2030 предусматривает лицензирование деятельности учителей и директоров через проведение экзаменов. Проектом постановления предлагает внедрение данного механизма. Согласно Концепции, система лицензирования будет внедряться поэтапно. Ожидается, что к 2021 году 5% от общего количества учителей получат лицензии,
а к 2030 году – 20%.

Отметим, что система профессионального лицензирования педагогов успешно функционируют в Великобритании, США, ОАЭ, Южной Корее, Финляндии и Японии.

Сейчас в системе народного образования работают более 466,46 тыс. учителей, из которых 3,1% являются учителями высокой категории, 14,6% - учителя первой категории и 29,4% - учителя второй категории. Остальные 52,9% учителей не имеют категории.

Лицензия для руководителей школ будет выдаваться на три года, а учителям – на пять лет. На первом этапе процесс лицензирования пройдут учителя, которые имеют категории, а потом те учителя, которые не имеют категорию.

В соответствии с Концепцией развития народного образования до 2030 года постепенное повышение заработной платы будет применяться только к учителям, которые имеют лицензию. Данное решение будет стимулировать учителей постоянно работать над собой.

Сейчас ведется обсуждение проекта постановления и документ будет совершенствоваться с учетом мнений общественности.

Эксперимент Ташкента

Для повышения качества образования предлагается провести “эксперимента Ташкента”.

В соответствии с поручением Президента Узбекистана, данные 23 августа в ходе видеоселекторного совещания, также для повышения качества образования и популяризации опыта Ташкента в сфере народного образования в регионах разработан проект постановления Кабинета Министров Узбекистана.

Проектом документа предлагается:

1) наладить сотрудничество между высшими и общеобразовательными учебными заведениями для обмена опытом между педагогами;

2) обеспечить высококвалифицированными учителями с высшим образованием общеобразовательные учреждения г. Ташкента

3) повысить знания школьных учителей английского языка до уровня C1-CEFR путем их прикрепления профессоров кафедр иностранных языков высших учебных заведений;

4) поэтапно реализовать проект IT-Nation для повышения знаний и навыков молодежи по информационно-коммуникационным технологиями;

5) организовать лабораторные центры STEAM для укрепления фундаментальных знаний учащихся путем проведения практических заданий, развития научного творчества и независимых исследований;

6) усилить работу по подготовке учащихся общеобразовательных учреждений
к международным исследованиям по оценке знаний (PISA, PIRLS, TIMSS);

7) внедрить с 2019-2020 учебного года должность «ассистент учителя» в начальных классах учебных заведений с инклюзивным образованием;

8) организовать специализированную школу резервов международных предметных олимпиад для подготовки учащихся к международным предметным олимпиадам
и соревнованиям;

9) повысить заработную плату сотрудников системы народного образования
г. Ташкента с 1 января 2020 года за счет средств местного бюджета для стимулирования труда.

Если этот эксперимент будет успешным, его планируется внедрить в других регионах страны.

Совершенствование учебных программ и учебников

Министерством народного образования Узбекистана ведется работа по созданию национальной программы образования на базе передового опыта зарубежных стран. На базе национальной программы образования будут разработаны учебники нового поколения. В этом направлении планируется внедрить опыт Президентских школ по преподаванию STEAM дисциплин.

Планируется, в соответствии с поручением Президента Узбекистана, внедрить новый предмет «Воспитание» на основе объединения таких предметов, как «Национальная идея», «Одобнома», «История религий», «Чувство Родины».

Начаты реформы по повышению качества преподавания узбекского языка, совершенствованию учебных программ и учебников. В частности, планируется разработать национальную систему оценки знания узбекского языка на базе 4 навыков (восприятия на слух, чтения, письменного и разговорного узбекского языка).

Министерством народного образования Республики Узбекистан планируется реализация проектов «Электронное образование» в школах Узбекистана, который направлен на обеспечение доступа учеников к высококачественному образованию
в каждой школе страны.

Поделиться