Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Проанализировано состояние работы по развитию предпринимательства и гарантированному обеспечению поступлений в государственный бюджет

2019-09-12 | Политика

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 11 сентября состоялось видеоселекторное совещание по вопросам дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства, а также гарантированному обеспечению поступлений в госбюджет.

Отмечалось, что в нашей стране создается совершенно новая система развития малого бизнеса и частного предпринимательства, всемерной поддержки субъектов сферы, устраняется множество бюрократических преград.

Данная система предусматривает скоординированную работу Приемных Премьер-министра по рассмотрению обращений предпринимателей, Бизнес-омбудсмана, Торгово-промышленной палаты, Министерства юстиции, организаций экономического комплекса во главе с первыми заместителями хокимов на местах при координирующей роли организованного недавно Агентства по развитию малого бизнеса и предпринимательства, в направлении ускоренного развития данной сферы.

Внедряется в жизнь новая концепция, согласно которой коммерческие банки выступают бизнес-партнерами субъектов предпринимательства и оказывают им финансовую поддержку.

В результате принятых системных мер за минувшие 8 месяцев этого года создано 70 тысяч субъектов предпринимательства, что в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вместе с тем в регионах имеется множество незадействованных резервов и возможностей для развития бизнеса. Многие руководители на местах еще слабо понимают, как должна работать новая система по развитию предпринимательства.

За три месяца с момента открытия Приемных Премьер-министра поступило свыше 12 тысяч обращений, основная часть которых касается вопросов кредитования и выделения земли. 

Наибольшее количество обращений подано в Ташкентской, Кашкадарьинской, Андижанской и Самаркандской областях. Из них 9 тысяч или 75 процентов решены на месте, в том числе 40 процентов – непосредственно на районном уровне. Это свидетельствует о том, что прежде руководители нижнего звена совсем не занимались проблемами предпринимательства.

Кабинету Министров совместно с Агентством по развитию малого бизнеса и предпринимательства поручено регулярно обсуждать проблемы, изложенные в обращениях субъектов предпринимательства в Приемные Премьер-министра, акцентируя внимание на их решении на местном уровне. 

В частности, на рабочие группы возложена задача разработать практические предложения по специализации каждого района и города на конкретное направление, изучив их возможности и особенности, а также обеспечить реализацию новых инвестиционных проектов соответственно данным направлениям. Поручено также проводить открытый диалог с предпринимателями на местах по интересующим их вопросам и проблемам, принимать меры по ликвидации препон.

На совещании особо затронуты предстоящие меры по совершенствованию законодательных основ, необходимых для улучшения бизнес-климата. 

В частности, подвергнут критике тот факт, что нововведения в сфере ведения бизнеса, выдачи лицензий и разрешений все еще не заработали в полной мере. 

Так, лишь 103 из 693 или 15 процентов видов услуг, включенных в Единый реестр государственных услуг, оказываются через центры госуслуг и в электронном виде. Это является одним из факторов, препятствующих желающим заниматься предпринимательством.

В связи с этим Министерству юстиции поручено в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект соответствующего постановления, предусматривающего внедрение для предпринимателей информационно-консультационных услуг в режиме онлайн, цифровизацию всех государственных услуг, которые оказываются в бумажном виде.

Определены также меры по полному задействованию единой электронной системы согласования строительной документации.

Во многих странах субъекты предпринимательства разделены на 3 категории (малый, средний и крупный бизнес), государство реализует отдельную политику поддержки для каждой категории. Однако в Узбекистане целиком отсутствует понятие среднего бизнеса, которое сегодня играет особую роль в развитии экономики.

С учетом этого Кабинету Министров и соответствующим министерствам поручено ввести категорию "средний бизнес", пересмотреть критерии малого и крупного бизнеса, а также в трехмесячный срок разработать конкретные предложения по государственной поддержке с отдельными для каждой категории механизмами.

В ходе рассмотрения второго вопроса на повестке совещания – состояния обеспечения поступлений в государственный бюджет, отмечалось, что за минувшие 8 месяцев поступления были выполнены сверх прогнозных показателей. 

Обсуждены вопросы задействования резервов для увеличения поступлений, расширения налогооблагаемой базы. Отмечена важность повышения собираемости фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей, легализации теневой занятости. 

Подвергнут критике тот факт, что по городу Ташкенту, Сурхандарьинской и Наманганской областям имеются многомиллиардные не взысканные налоги, а руководители ряда районов и городов бездействуют и продолжают выполнять прогнозные показатели за счет крупных налогоплательщиков. 

Инспекция по работе с крупными налогоплательщиками, организованная с участием экспертов Международного валютного фонда и Всемирного банка, служит важным фактором для изучения резервов и увеличения поступления налогов. Отмечалось, что для дальнейшего повышения эффективности этой работы необходимо перевести крупных плательщиков налогов на электронные счета-фактуры и интегрировать их к компьютерным программам бухгалтерского учета. 

Поручено оказать содействие около 30 тысячам фермерских хозяйств, переходящих с 1 октября текущего года на уплату налога на добавленную стоимость, в ведении отчетности, внедрить соответствующее программное обеспечение во всех регионах. 

Перед Министерством финансов поставлена задача разработать конкретные обоснованные предложения по снижению ставки налога на добавленную стоимость. 

Для непосредственной работы с 20 городами и районами, обеспечивающими 21 процент всех поступлений в бюджет, за ними закреплены ответственные руководители.

Руководители территориальных налоговых ведомств, ведущих слабую работу по выполнению доходной части государственного бюджета, строго предупреждены. Президент отметил, что категорически запрещено выполнение прогноза за счет взимания предоплаты.   

Указано на необходимость тщательной проработки проекта новой редакции Налогового кодекса с учетом предложений, озвученных в ходе обсуждений с участием предпринимателей, экспертов и представителей научно-исследовательских учреждений. 

По обсужденным на видеоселекторном совещании вопросам заслушаны отчеты и предложения ответственных руководителей и хокимов.

Поделиться