Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Пресс-релиз

2019-05-03 | Экономика

2 мая текущего года в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан состоялся брифинг, организованный Министерством финансов Республики Узбекистан при участии эксперта Международного валютного фонда – г-жи Аманды Сайег.

Справочно: г-жа Аманда Сайег – экономист Отдела управления государственными финансами Департамента по фискальным вопросам Международного валютного фонда, имеет более чем 15-летний опыт работы в области государственной политики и управления государственными финансами.

В рамках брифинга г-жа Аманда Сайег выступила с презентацией касательно основных направлений сотрудничества Узбекистана с МВФ по вопросам повышения открытости бюджетных данных и совершенствования составления статистики государственных финансов. В ходе презентации были представлены результаты оценки прозрачности в налогово-бюджетной сфере, проведенной со стороны МВФ в июне 2018 года, а также итоги обновления данной оценки, проведенного в марте 2019 года.

Следует отметить, что в настоящее время в Узбекистане осуществляются широкомасштабные реформы по укреплению системы управления государственными финансами, в рамках которых проводится последовательная работа по внедрению новых механизмов повышения доступности бюджетных данных и открытости бюджетного процесса. Для оценки результатов проводимых реформ экспертами МВФ в июне 2018 года была проведена оценка налогово-бюджетной прозрачности на основе Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ.

Справочно: Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ является основным элементом в системе стандартов фискальной прозрачности и определяет основу для оценок соблюдения изложенных в нем принципов в различных странах.

По результатам оценки было сделано заключение, что Узбекистан соответствует базовому стандарту или более высоким стандартам по 16 из 36 принципов, что выявило необходимость проведения комплексной целенаправленной работы в данном направлении. В докладе, подготовленном по итогам проведенной оценки, эксперты МВФ отметили ряд важных направлений, в которых возможны улучшения, а также представили рекомендации по усилению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере в Узбекистане.

Необходимо отметить, что за период, истекший с даты проведения оценки в июне 2018 года, правительство Узбекистана предприняло конкретные шаги и действия по повышению фискальной прозрачности. Так, впервые был подготовлен и утвержден среднесрочный бюджет (на 2019 год и бюджетные ориентиры на 2020-2021 годы), в бюджетном послании были проанализированы и представлены макроэкономические фискальные риски, разрабатывается и публикуется на периодической основе информационное издание «Бюджет для граждан», в Министерстве финансов был создан новый Отдел по ведению государственной финансовой статистики и обеспечению открытости бюджета, а также осуществлен запуск открытого портала бюджетной информации «Openbudget.uz».

В марте текущего года миссия МВФ провела обновление оценки прозрачности в налогово-бюджетной сфере. Благодаря предпринятым мерам по повышению открытости бюджетных данных показатели практики налогово-бюджетной прозрачности улучшились по 8 принципам Кодекса МВФ по сравнению с оценкой, проведенной в июне 2018 года. Так, по состоянию на март 2019 года Узбекистан соответсвует 23 из 36 принципов Кодекса МВФ.

Вместе с тем, все еще остаются вопросы, по которым необходимо проведение дальнейших реформ:

1) расширение охвата и полноты налогово-бюджетной отчетности и полноты бюджета. Эксперты МВФ рекомендуют завершить расширение охвата бюджета и отчетности по статистике государственных финансов, с тем чтобы включить в них все фискальные потоки бюджетных организаций и внебюджетных фондов;

2) привести отчетность в соответствие с международными стандартами и совершенствование бюджетной классификации в соответствие с рекомендациями РСГФ 2014. Пользователи данными о Государственном бюджете, а это в основном инвесторы и рейтинговые агентства должны иметь четкое понятие об устойчивости Государственного бюджета и сопоставления их с другими странами;

3) обеспечение полного охвата Единым казначейским счетом всех операций бюджетных единиц сектора государственного управления, в том числе операций в иностранной валюте;

4) повышение эффективности управления бюджетом. Согласно рекомендациям МВФ необходимо обеспечить поступление всех обязательных поступлений (налоги сборы) в государственный бюджет с последующим распределением в рамках обычного бюджетного процесса. В среднесрочной перспективе провести оптимизацию внебюджетных фондов (за исключением, возможно, Пенсионного фонда, Фонда занятости и Накопительного пенсионного фонда), с включением их деятельность в государственный бюджет.

Проект оценки прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (презентация на русском языке)

Fiscal Transparency Evaluation (презентация на английском языке)

Поделиться