Правительственный портал
республики узбекистан
Законодательно регламентируется порядок функционирования Единого электронного списка избирателей
2019-02-20 | Выборы
С первых лет независимости в нашей стране было уделено особое внимание формированию сферы государственного управления в частности должности Президента, Олий Мажлиса а также местных представительских органов на основе демократических выборов.
В нашей стране этот процесс развивался поэтапно в соответствии с национальным опытом, международными стандартами, а также ростом политического и правового сознания в обществе. Несмотря на это он всё более совершенствуется.
22 декабря 2017 года в своём первом Послании Олий Мажлису Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзиёевым на повестку дня была поставлена задача разработать и принять Избирательный кодекс.
За прошедший период депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса, представителями Центральной избирательной комиссии, академии Государственного управления, других специалистов и экспертов а также с участием представителей институтов гражданского общества был разработан проект Избирательного кодекса Республики Узбекистан.
Избирательный кодекс предусматривается взаимное объединение 5 действующих законов. Это создаст условия нашим гражданам для полного усвоения избирательных норм при практическом его применении и позволит не дублировать нормы.
Следует отметить, что Кодекс не ограничивается только объединением законов в данной сфере, а предусматривает также ряд новых демократических положений. Например:
– исключается институт квотирования депутатских мест
в Законодательной палате для представителей Экологического движения;
– законодательно регламентируется порядок функционирования Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан;
– исключается понятие «избирательный лист» посредством внедрения единого документа – избирательного бюллетеня, как для досрочного голосования, так и голосования в день выборов;
– предоставляется возможность проставления подписи избирателя
в поддержку нескольких кандидатов либо партий в ходе сбора подписей политическими партиями;
– на законодательном уровне определяется порядок избрания членов Сената, с отменой Положения о порядке избрания членов Сената Олий Мажлиса, ранее утвержденного постановлением ЦИК;
– исключается ограничение по участию в выборах лиц, содержащихся
в местах лишения свободы за совершенные преступления,
не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления;
– определение единого дня начала предвыборной агитации кандидатов – день, следующий за последним днем, установленным для их регистрации.
В Кодексе можно насчитать ещё множество подобных новых демократических норм.
Следует особо отметить, что были организованы общественные обсуждения и экспертизы проекта Кодекса 5 видов.
В частности обсуждение среди общественности в сети Интернет, общественная экспертиза со стороны экспертов институтов гражданского общества, научная экспертиза, обсуждение среди практиков, т.е. специалистов избирательных комиссий и Кенгашей народных депутатов на местах, а также экспертиза со стороны международных организаций.
Сегодня в Законодательной палате Олий Мажлиса прошло очередное общественное обсуждение Избирательного кодекса.
В котором приняли участие члены всех фракций политических партий и депутатской группы в Законодательной палате Олий Мажлиса, представители Центральной избирательной комиссии, научных учреждений, негосударственных некоммерческих организаций, печатных и электронных средств массовой информации, а также представители других институтов гражданского общества.
В ходе обсуждений участниками мероприятия было отдельно отмечено о большой и кропотливой работе, проделанной по подготовке Кодекса. Особенно отмечено, что со стороны депутатов были приняты множество предложений и рекомендаций данных после проведения общественных обсуждений и экспертиз.
В частности в центре бурных обсуждений участников были введённые нормы направленные на ограничение участия в процессе выборов руководителей местной исполнительной власти (хокимов), создание более благоприятных условий политическим партиям при назначении своих полномочных представителей, исключение из Кодекса отсылочных норм.
В ходе мероприятия представители общественности и журналисты получили ответы на интересующие их вопросы. Кроме этого с их стороны были даны предложения по решению вопросов которые могут возникнуть при применении Кодекса на практике.
Например с их стороны было отмечено, что с принятием Кодекса нужно будет вносить изменения и в другие законы.
На основании полученных предложений членами инициативной рабочей группы, другими депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса запланировано разработать план мероприятий по практическому внедрению Кодекса. Кроме этого с их стороны была дана информация о подготовке проекта закона Республики Узбекистан по внесению изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Избирательного Кодекса.