Правительственный портал
республики узбекистан
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о семнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
2018-12-14 | Политика
14 декабря 2018 года в городе Ташкенте семнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан продолжило работу.
В работе заседания приняли участие члены правительства, руководители министерств и центральных ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.
Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Нигматилла Йулдошев.
Членами Сената была заслушана информация министра внутренних дел о деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений.
Отмечалось, что в русле проводимых в стране демократических реформ особое внимание уделяется превращению органов правопорядка в демократическую структуру, высокоэффективно выполняющую возложенные задачи. В результате проводимых преобразований, коренным образом реорганизована структура органов внутренних дел, оперативная служебная деятельность, перед работниками данной сферы ныне поставлены совершенно иные требования с тем, чтобы они действительно служили народу и были близки к нему.
При этом особое внимание уделяется активизации работы соответствующих структур в отдаленных населенных пунктах. Для этого дополнительно организованы отделения и опорные пункты внутренних дел, повышено количество инспекторов профилактики.
Подчеркивалось, что в последнее время внимание всех правоохранительных органов направлено на раннее предупреждение преступности непосредственно в махаллях и формирование у населения бескомпромиссного отношения к любым видам правонарушений. В этом направлении региональными рабочими группами Республиканской комиссии по раннему предупреждению преступности и борьбе с правонарушениями проводится целенаправленная работа. При этом акцент делается на отдельном обсуждении каждого преступления среди населения.
На сегодняшний день по итогам каждого месяца перед районными и городскими Кенгашами народных депутатов отчитались о проделанной работе 198 заместителей начальников отделов внутренних дел по вопросам молодежи, и перед жителями махаллей – 6 тысяч 896 инспекторов профилактики. По их итогам поощрены инспекторы профилактики, ответственно выполняющие свои задачи, а к дисциплинарной и административной ответственности привлечены те, кто недобросовестно относится к своим служебным обязанностям.
Несмотря на это, нельзя сказать, что на сегодняшний день доверие граждан к работникам внутренних дел находится на должном уровне. Хотя резко сократились факты нарушения служебной дисциплины, все еще встречаются случаи правонарушений, грубости в отношениях с гражданами. В связи с этим сенаторами подчеркнута необходимость дальнейшего усиления работы в этом направлении, повышения ответственности работников правоохранительных органов. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Сенаторы заслушали отчет об информации министра иностранных дел Республики Узбекистан о деятельности Министерства иностранных дел по выполнению возложенных задач. Отмечалось, что в этом направлении проделана определенная работа. В частности, Министерством иностранных дел и загранучреждениями страны оказано содействие в подписании между министерствами, ведомствами, хокимиятами и компаниями Республики Узбекистан и зарубежными партнерами более 80 документов в сфере торгово-экономического сотрудничества на общую сумму более $6 млрд.
Ведется последовательная работа, направленная на привлечение иностранных инвестиций. В частности, по состоянию на конец ноября 2018 года на проработке представительств Узбекистана за рубежом находится 372 проекта на общую сумму $21 млрд.
Загранучреждениями проведены около 250 презентаций туристического потенциала Узбекистана. Дипломатические миссии приняли участие в более 50 туристических выставках и ярмарках.
Вместе с тем, изучение и анализ полученных данных показывает наличие существенного неиспользованного потенциала, а также ряда не решенных проблем и недостатков.
В частности, сохраняется нехватка межведомственной координации, отсутствует четкий механизм «обратной связи» с министерствами и ведомствами Республики Узбекистан о ходе реализации проработанных проектов или об итогах визитов, что ограничивает доступ к реальной картине двустороннего взаимодействия, подготовке актуальных рекомендаций по его дальнейшему развитию.
При взаимодействии с министерствами и ведомствами по вопросам продвижения экспорта отечественных товаров, привлечения инвестиций и туристов Министерство иностранных дел и дипломатические представительства все еще сталкиваются с проблемой длительного рассмотрения профильными ведомствами и хокимиятами областей предложений, поступающих по линии загранучреждений. Это становится причиной вынужденной отмены или переноса ряда важных двусторонних мероприятий.
В работе хокимиятов сохраняется нехватка межведомственной координации, формальное отношение к выработке конкретных планов по сотрудничеству с зарубежными партнерами. До визита не проводится дистанционная работа с инвесторами, не обговариваются условия сотрудничества, сумма контрактов. В итоге, встречи ограничиваются подписанием типовых меморандумов о сотрудничестве вместо заключения конкретных контрактов и целевых соглашений.
На эффективность работы загранучреждений негативно влияет их чрезмерная загруженность подготовкой многочисленных отчетов. Данное обстоятельство, особенно с учетом ограниченности штата работников, не позволяет концентрироваться на работе, направленной на конкретный результат.
На сегодняшний день все еще наблюдается недостаточность качественно оформленных и содержательных материалов об инвестиционном потенциале Узбекистана на иностранных языках.
Сенаторы высказали рекомендации по дальнейшему повышению эффективности деятельности Министерства иностранных дел. Так, при формировании планов работы на 2019 год загранучреждениями Республики Узбекистан необходимо обеспечить опережающие темпы экспорта по сравнению с импортом, а также увеличение туристического потока, особенно из стран дальнего зарубежья.
Также отмечалась необходимость введения в практику организации регулярных ознакомительных групповых поездок в регионы республики для вновь прибывших сотрудников дипломатических представительств, аккредитованных в Узбекистане, для продвижения инвестиционного и туристического потенциала Республики Каракалпакстан и областей страны. По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Сенаторы заслушали также отчет хокима Ферганской области о развитии территорий и деятельности местных Кенгашей народных депутатов.
Отмечалось, что в 2018 году проведена определенная работа по комплексному развитию региона и привлечению в этот процесс потенциала местных Кенгашей народных депутатов. За девять месяцев текущего года рост объемов валового территориального продукта области достиг 105,3%, объем привлеченных иностранных инвестиций – 90 миллионов долларов США, этот показатель возрос по отношению к тому же периоду прошлого года в более чем два раза. За прошедший период текущего года свою деятельность начали 2930 субъектов малого бизнеса и их количество достигло почти 29 тысяч. Объем их инвестиций составил более 1,5 триллионов сумов. В результате в регионе растет количество новых рабочих мест, на которые в основном трудоустраиваются юноши и девушки.
За девять месяцев текущего года в целях финансовой поддержки сферы предпринимательства коммерческими банками выделено 2 триллиона 552 миллиарда 665 миллионов сумов кредитных средств.
В рамках исполнения поручений Президента Республики Узбекистан, озвученных в ходе посещения Ферганской области 22-23 июня 2017 года и 12-13 июня 2018 года, утверждено 380 проектов.
В решении актуальных социально-экономических проблем важное значение приобретает деятельность некоторых местных Кенгашей народных депутатов и их депутатов. В частности, в местных Кенгашах заслушаны отчеты более 500 должностных лиц по решению актуальных, волнующих население проблем, руководителям ответственных структур направлено более 300 депутатских запросов (обращений).
Вместе с тем, сенаторы отметили, что в Ферганской области имеется ряд проблем и недостатков, негативно влияющих на повышение эффективности деятельности местных Кенгашей, не в полной мере используется имеющийся потенциал.
По итогам обсуждений принято постановление Сената Олий Мажлиса, направленное на повышение ответственности министерств и ведомств, а также местных органов исполнительной власти по решению вопросов развития области.
Далее сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О ратификации Конституции Международной организации по миграции (Брюссель, 19 октября 1953 года)».
Члены Сената обсудили вопрос о Программе по организации многопрофильных фермерских хозяйств в 2019 году. Отмечалось, что проект Программы внесен Кабинетом Министров в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 октября 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию системы защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, эффективного использования посевных площадей сельского хозяйства». По итогам рассмотрения принято постановление Сената Олий Мажлиса.
Сенаторы также рассмотрели вопрос о направлении Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. парламентского запроса о состоянии исполнения законодательства по поступлению и прохождению военной службы по контракту и правоприменительной практике в данной сфере. Отмечалось, что в результате мер, принятых в данной сфере, поднят уровень профессионализма военнослужащих, их интеллектуальная и военная подготовка, усилилась их правовая и социальная защита, резко возрос престиж и авторитет военной службы среди населения, особенно среди молодежи.
Однако, проведенные на местах изучения, контакты с населением и ознакомление с их обращениями показало, что имеется ряд проблем, связанных с поступлением на военную службу по контракту, продлением срока и увольнением со службы.
Изучение показало, что поступление на военную службу по контракту является сложным процессом. Существует множество бюрократических препятствий, к тому же данная процедура не прозрачна. Сроки проведения и окончания некоторых этапов, а также ответственность должностных лиц, связанная с этим, не определены. Кроме того, нет единого организационно-правового механизма по социальной адаптации бывших военнослужащих, особенно военнослужащих, не имеющих стажа, дающего право на получение пенсии, путем обеспечения их занятости, профессиональной подготовки и переподготовки.
В связи с этим, возникла необходимость направления Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. парламентского запроса о состоянии исполнения законодательства по поступлению и прохождению военной службы по контракту и правоприменительной практике в данной сфере. По обсужденному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Сенаторы рассмотрели вопрос о направлении заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан А.Абдухакимову парламентского запроса об условиях, созданных для образования молодежи с ограниченными возможностями.
Отмечалось, что по инициативе Главы государства в последние 2 года жильем обеспечено более 21,5 тысяч лиц с инвалидностью, социально уязвимых семей. Коренным образом усовершенствована система государственной поддержки людей с ограниченными возможностями, разработан порядок их приема на учебу в высшие образовательные учреждения на основе дополнительных государственных грантовых квот.
Однако, несмотря на то, что в Конституции Республики Узбекистан, законах «Об образовании», «О гарантиях прав ребенка», «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» закреплено право каждого получать знания, лица с ограниченными возможностями не могут полноценно использовать это право.
До сих пор сохраняется ряд проблем, препятствующих реализации их прав на образование. В связи с этим возникла необходимость направления заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан А. Абдухакимову парламентского запроса об условиях, созданных для образования молодежи с ограниченными возможностями. По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Далее члены верхней палаты парламента рассмотрели вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан, по итогам которого принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан были рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к его полномочиям.
В ходе семнадцатого пленарного заседания рассмотрено 30 вопросов, в том числе 18 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности реализуемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
На этом семнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.