Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Будут усилены внимание международным договорам и требование к обращению валютой

2018-11-23 | Общество

22 ноября 2018 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. В нем депутаты рассмотрели ряд законопроектов, направленных на правовое обеспечение реформ, осуществляемых в социальной, экономической, судебно-правовой системе страны.

Включенные в повестку дня заседания все вопросы были предварительно обсуждены на заседаниях фракций политический партий в нижней палате парламента и депутатской группы Экологического движения Узбекистана.  

Известно, что международные соглашения страны являются неотъемлемой частью правовой системы государства. В связи с этим, в начале заседания депутаты приступили к работе с всестороннего обсуждения проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан».

Основная цель данного проекта закона, разработанного Министерством иностранных дел Республики Узбекистан по исполнению пункта 3 «Программы комплексных мер по коренному совершенствованию деятельности Министерства иностранных дел Республики Узбекистан», утвержденной Указом Президента страны от 5 апреля 2018 года, заключается в определении порядка составления, опубликования, регистрации, хранения, выполнения международных договоров, приостановления и прекращения их действия, а также мониторинга их выполнения.

Комплексный анализ вопроса принятия в новой редакции закона «О международных договорах Республики Узбекистан» показал, что ныне действующий закон был принят в 1995 году, а в период почти четверти века в Узбекистане произошли масштабные изменения в данной сфере. Это привело также к определенным изменениям и в правоприменительной практике. Поэтому в данном законопроекте отражен ряд новых изменений касательно сферы.

Текст проекта дополнен «аппаратом понятий». Определены механизмы проведения правовой, экономической, финансовой, научной, экологической и лингвистической, а также других видов экспертиз международных договоров. Расширен механизм проведения Министерством иностранных дел мониторинга по выполнению международных договоров. Определено правовое состояние международных актов (декларация, совместное заявление, меморандум взаимопонимания и другие), не являющихся документом, возлагающим юридическое обязательство.

По мнению депутатов, принятие законопроекта послужит формированию и совершенствованию договорно-правовой базы международного сотрудничества, как одного из основных средств реализации внешней политики страны.

Очередным вопросом, рассмотренным депутатами, стал проект закона «О защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса», разработанный Верховным судом в целях обеспечения исполнения пункта 7 Государственной программы по противодействию коррупции на 2017-2018 годы.

Известно, что согласно статье 270 Уголовно-процессуального кодекса, при наличии достаточных данных, что потерпевшему, свидетелю или другим участвующим в деле лицам, а также членам их семей или близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями, дознаватель, следователь, прокурор, суд обязаны принять меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц, а также к установлению виновных и привлечению их к ответственности. Однако до сих пор в нашем законодательстве конкретно не установлены порядок определения системы мер защиты, основы их применения.

В данном проекте закона отражены основы и порядок определения системы мер защиты и их применения с изучением опыта зарубежных государств. Конкретно устанавливаются нормы применения таких мер безопасности, как охрана полномочными органами участников уголовного процесса, охрана жилища и иного имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты и технических средств, временное помещение в безопасное место, переселение на другое место жительства, изменение места работы (службы) или учебы, замена документов.

Предметом бурных обсуждений депутатов также стал проект закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Основная цель данного проекта закона, разработанного Министерством строительства по исполнению пункта 2 Программы, утвержденной Указом Президента страны от 2 апреля 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере строительства», заключается во внесении изменений и дополнений Кодекс об административной ответственности в части нарушения законодательных актов о градостроительстве. Отмечалось, что на практике в большинстве случаев индивидуальными предпринимателями – физическими лицами (гражданами) проводятся незаконные строительно-монтажные работы. Согласно изучениям, в сфере строительства в 2013 году совершено 299 правонарушений, в 2014 году – 389, в 2015 году – 588 и в 2016 году – 911. В отношении граждан, выполняющих строительно-монтажные работы, за такие правонарушения в настоящее время четко не решен вопрос применения административной ответственности. В связи с этим, в статьи 99 и 160 Кодекса об административной ответственности предлагается усиление и применение мер ответственности в отношении граждан и должностных лиц.

Депутаты обратились с вопросами к инициаторам законопроекта. Депутаты выразили свое несогласие в связи с тем, что в данном проекте закона не отражены мнения и предложения депутатов, изложенные в ходе его предварительного рассмотрения.

Затем проект закона был поставлен на голосование. Однако документ не набрал достаточных голосов.

Очередным вопросом повестки дня заседания стал проект закона «О внесении изменений в статью 177 Уголовного кодекса Республики Узбекистан и статью 170 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности».

Подчеркивалось, что несмотря на проводимые реформы, направленные на внедрение рыночных механизмов валютного регулирования, все еще часто выявляются факты незаконного приобретения и сбыта иностранной валюты. Например, проведенные органами Департамента при Генеральной прокуратуре изучения показывают факты резкого увеличения подобной категории преступления: только за 9 месяцев т.г. выявлены 2 069 фактов незаконного оборота иностранной валюты (за этот же период 2017 года – 1 656).

Подготовленный с учетом этого проект закона предусматривает путем внесения изменения в санкцию статьи 170 Кодекса об административной ответственности, в статью 177 Уголовного кодекса об определении мер наказания за незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей, а также повышение размера штрафов.

По мнению депутатов, принятие данного закона будет способствовать усилению эффективности профилактики правонарушений данной категории, повышению размера покупки обменными пунктами у населения иностранной валюты, снижению уровня теневого сектора экономики и устранению каналов неконтролируемого оттока иностранной валюты.

На заседании также рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан министру экономики Республики Узбекистан Б. Ходжаеву «О перспективах эффективного использования энергоресурсов в Узбекистане и применения энергосберегающих инновационных технологий».

На заседании также обсуждены другие вопросы, входящие в полномочия нижней палаты парламента, приняты соответствующие решения.

Поделиться