Правительственный портал
республики узбекистан
О мерах по ускоренному развитию химической промышленности Республики Узбекистан
2018-10-26 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
Принятые меры по внедрению рыночных механизмов реализации минеральных удобрений, реструктуризации задолженности предприятий химической промышленности способствовали их финансовому оздоровлению и повышению уровня загрузки производственных мощностей.
Вместе с тем сохраняются системные проблемы, ограничивающие дальнейшее развитие и диверсификацию химической отрасли, привлечение инвестиций в модернизацию действующих и строительство новых мощностей по производству химической продукции, расширение экспортных поставок.
В частности, низкая инвестиционная привлекательность и недостаточность собственных средств предприятий на развитие отрасли не позволяют внедрять передовые технологии по глубокой переработке сырьевых ресурсов, вследствие чего преобладающую долю в выпускаемой продукции занимают минеральные удобрения.
Отсутствуют фундаментальная научная база и современные проектно-инжиниринговые разработки в сфере производства химической продукции, учитывающие мировую тенденцию развития химической промышленности и значительный сырьевой потенциал республики.
В целях дальнейшей диверсификации химической отрасли, привлечения прямых инвестиций в создание новых производств и расширение номенклатуры востребованных на внутреннем и внешнем рынках видов продукции, создания современной научной и проектной базы с привлечением ведущих зарубежных институтов, а также повышения финансовой устойчивости предприятий АО «Узкимёсаноат»:
1. Определить основными направлениями дальнейшего развития и диверсификации химической отрасли республики:
расширение номенклатуры производимой химической продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной в отраслях экономики и на внешнем рынке, на основе глубокой переработки углеводородного сырья и минеральных ресурсов;
создание новых и модернизацию действующих производственных мощностей, направленных на удовлетворение потребностей республики в минеральных удобрениях и укрепление экспортного потенциала;
сокращение участия государства в уставном капитале предприятий химической промышленности, привлечение прямых инвестиций в отрасль, углубление переработки базовой продукции путем развития кооперационных связей между предприятиями отрасли и субъектами предпринимательства;
активное развитие науки и отраслевых научных исследований, а также интеграцию в производство передовых научных разработок, направленных, в первую очередь, на глубокую переработку углеводородного сырья и минеральных ресурсов;
повышение качества проектно-инжиниринговых работ и диагностических исследований, организацию эффективной системы подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям химии и химических технологий.
2. Утвердить «Дорожную карту» по реализации основных направлений расширения и модернизации производственных мощностей, углубления переработки базовой продукции, рационального использования активов и внедрения современных методов управления в деятельность АО «Узкимёсаноат» (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 1, предусматривающую увеличение в 2018-2030 годах выпуска химической продукции – в 4,5 раза, в том числе минеральных удобрений – в 2 раза (с 1,2 млн. тонн до 2,4 млн. тонн), экспорта продукции – в 4 раза, а также диверсификацию отрасли путем доведения доли продукций органической химии с 7 до 54 процентов, путем:
а) организации в краткосрочный период (2018-2020 годы) производства:
фосфорных удобрений на АО «Аммофос-Максам» за счет модернизации действующих производств с увеличением выпуска фосфорных удобрений на 20,0 тыс. тонн (в 100-процентном исчислении питательного вещества);
поливинилхлорида мощностью 100 тыс. тонн, каустической соды – 75 тыс. тонн, метанола – 300 тыс. тонн на АО «Навоиазот»;
азотной кислоты мощностью 500 тыс. тонн на АО «Навоиазот»;
аммиака мощностью 660 тыс. тонн, карбамида – 577,5 тыс. тонн на АО «Навоиазот»;
современных полимерных обоев мощностью 7,8 млн. единиц на АО «Ферганаазот» с привлечением прямых иностранных инвестиций;
в проектных объемах горнодобывающего комплекса в рамках инвестиционного проекта «Расширение производственных мощностей Дехканабадского завода калийных удобрений» (II этап);
б) реализации в среднесрочный и долгосрочный периоды (до 2030 года) перспективных инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию производства химической продукции, увеличение выпуска минеральных удобрений и химических средств защиты растений, развитие органической химии, в том числе производства полимерной продукции, синтетических волокон, резинотехнической и другой готовой продукции.
При этом реализация 29 инвестиционных проектов по модернизации, расширению и созданию новых перерабатывающих производств расчетной стоимостью проектов 4,8 млрд. долл. США осуществляется, преимущественно, с привлечением прямых иностранных инвестиций.
3. АО «Узкимёсаноат» с целью ускорения реализации инвестиционных проектов по:
модернизации, расширению и диверсификации производств АО «Ферганаазот» и АО «Кукон суперфосфат заводи» в срок до 30 декабря 2018 года обеспечить завершение независимой оценки активов данных обществ в целях реализации иностранным инвесторам;
строительству завода по производству аммиака и карбамида в городе Янгиере Сырдарьинской области обеспечить в трехмесячный срок заключение контракта на разработку предварительной проектной документации инвестиционного проекта с зарубежной компанией, имеющей опыт работы в химической отрасли, в порядке исключения на основе прямых переговоров, с последующим проведением комплексной экспертизы контракта в ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан»;
строительству комплекса по производству фосфорных удобрений в Навоийской области совместно с Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам и Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям обеспечить разработку в срок до 1 августа 2019 года концепции реализации инвестиционного проекта на основе оценки (экспертизы) месторождений фосфорного сырья международной организацией.
4. Государственному комитету по инвестициям совместно с Министерством экономики, Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее – Фонд) и АО «Узкимёсаноат» определить по результатам разработки проектной документации конкретные источники финансирования перспективных инвестиционных проектов, указанных в «Дорожной карте».
При этом установить, что реализация новых инвестиционных проектов по модернизации, расширению и созданию новых перерабатывающих производств в химической отрасли осуществляется, преимущественно, за счет привлечения прямых инвестиций.
5. Принять к сведению, что с привлечением международных консалтинговых компаний ведется работа по повышению инвестиционной привлекательности предприятий отрасли и энергоэффективности в производстве минеральных удобрений.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 15 апреля 2019 года внести предложения по реформированию системы химической промышленности и повышению ее инвестиционной привлекательности с учетом рекомендаций международных консалтинговых компаний.
6. Возложить персональную ответственность на:
Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. – за осуществление строгого контроля над обеспечением своевременной и полноценной реализации мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой»;
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова А.С. – за координацию деятельности министерств и ведомств по своевременной реализации и вводу объектов химической отрасли, а также выполнение мер, предусмотренных «Дорожной картой»;
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р. – за привлечение средств международных финансовых институтов и организаций, а также поиск потенциальных инвесторов и привлечение прямых иностранных инвестиций в химическую отрасль;
председателя правления АО «Узкимёсаноат» Абдуллаева А.А. – за своевременное освоение привлекаемых средств, а также обеспечение завершения строительства объектов по инвестиционным проектам и выхода их на проектные мощности строго в установленные сроки.
7. Согласиться с предложениями Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям, АО «Узкимёсаноат» о:
реализации частным инвесторам по рыночной стоимости государственной доли и доли АО «Узкимёсаноат» в уставных капиталах АО «Самаркандкимё», СП АО «Электрохимзавод» и АО «Жиззах пластмасса», а также государственной доли в уставном капитале АО «Ферганаазот», в том числе с условием принятия инвестиционных и социальных обязательств;
передаче в уставный капитал АО «Узкимёсаноат» государственной доли в уставном капитале АО «Узкимёсаноатлойиха» по номинальной стоимости и имущественного комплекса Кызылкумского фосфоритного комбината ГП «Навоийский ГМК» по остаточной балансовой стоимости в качестве вклада государства;
реализации по «нулевой» выкупной стоимости неиспользуемых объектов (включая цеха, объекты и прилегающие к ним территории) АО «Ферганаазот» общей площадью 6,5 га на промышленной площадке № 3 с условием принятия инвестиционных обязательств;
заключении инвестиционного соглашения с СП ООО «ECO TECH GROUP», имеющим запатентованную технологию, о безвозмездной передаче отходов производства капролактама для утилизации и переработки с условием принятия инвестиционных и социальных обязательств;
внедрении с 2020 года акционерными обществами, входящими в структуру АО «Узкимёсаноат», порядка публикации ежегодной финансовой отчетности и проведении ее внешнего аудита в соответствии с Международными стандартами аудита и Международными стандартами финансовой отчетности;
внедрении до 2021 года на основе международного опыта информационных систем управления инвестиционными и производственными процессами, материальными и финансовыми ресурсами, современных методов мотивации труда работников с применением показателей повышения эффективности.
8. Разрешить Фонду и рефинансирующим коммерческим банкам предоставлять АО «Узкимёсаноат» и входящим в его структуру хозяйственным обществам кредиты на разработку проектной документации и выполнение изыскательских работ в целях подготовки новых инвестиционных проектов в химической промышленности.
Установить, что:
кредиты Фонда на подготовку новых инвестиционных проектов предоставляются в размере, указанном в договоре, но не более в эквиваленте 5 млн.долл. США;
размер кредита Фонда на подготовку новых инвестиционных проектов может быть увеличен до эквивалента 10 млн.долл. США по проектам, финансирование подготовки которых осуществляется совместно с иностранными инвесторами;
основанием для выделения средств Фонда являются согласованное с отраслевым научно-техническим советом техническое задание, заключенный контракт на разработку предпроектной документации и выполнение изыскательских работ, прошедшие экспертизу в ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан»;
кредиты Фонда в соответствии с настоящим пунктом предоставляются по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям;
кредиты Фонда рефинансируются через обслуживающие банки и выделяются сроком на 5 лет, включая льготный период – 3 года, с процентной ставкой 2,25 процента годовых, включая маржу рефинансирующего банка в размере 0,25 процента годовых в период до пуска проекта в эксплуатацию;
кредиты и затраты по их обслуживанию включаются в стоимость проектов при утверждении технико-экономического обоснования и погашаются за счет доходов от реализации проектов, полученных после ввода объектов в эксплуатацию, и средств Фонда в установленном порядке, от реализации проектной документации инвесторам и доходов от общехозяйственной деятельности заемщика или средств АО «Узкимёсаноат».
9. Согласиться с предложением АО «Узкимёсаноат», Государственного комитета по инвестициям и Министерства экономики Республики Узбекистан о создании в сотрудничестве с Корейским исследовательским институтом химических технологий (KRICT) научно-исследовательского и проектного института – Центр химических технологий (далее – Центр) на базе ООО «Ташкентский научно-исследовательский институт химической технологии» и АО «Узкимёсаноатлойиха».
Государственному комитету по инвестициям, АО «Узкимёсаноат» и Министерству иностранных дел Республики Узбекистан обеспечить привлечение кредита Эксимбанка по линии EDCF (Республика Корея) в размере 50 млн. долл. США и грантовых средств для организации деятельности Центра.
АО «Узкимёсаноат» совместно с Государственным комитетом по инвестициям и Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по организации деятельности Центра с определением источников финансирования его деятельности.
10. Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить капитализацию дивидендов (за исключением дивидендов в размере 30 процентов, подлежащих направлению в Государственный бюджет Республики Узбекистан) по доле государства в уставных капиталах АО «Узкимёсаноат» и входящих в его состав хозяйственных обществ, начисляемых по итогам 2019-2021 годов, с условием их направления на финансирование инвестиционных проектов, в том числе погашение кредитов и займов, привлеченных для реализации инвестиционных проектов.
11. Согласиться с предложениями Министерства экономики, Министерства финансов, Центрального банка, Фонда, коммерческих банков и АО «Узкимёсаноат» о реструктуризации обязательств АО «Узкимёсаноат» и предприятий, входящих в его структуру, по кредитам Фонда и Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан согласно приложению №2.
Министерству финансов Республики Узбекистан внести в ранее выданные государственные гарантии по обязательствам предприятий АО «Узкимёсаноат» изменения, вытекающие из настоящего постановления.
12. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
13. АО «Узкимёсаноат» совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова А.С.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 25 октября 2018 года.