Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Внедрение международных стандартов технического регулирования строительства – требование времени

2018-10-15 | Общество

Как известно строительная индустрия является важной частью экономики любого государства. Продуктами строительства являются законченные и введенные в эксплуатацию объекты в виде жилых домов, заводов и фабрик, железных и автомобильных дорог, электростанций и других сооружений, образующих основные фонды для всех отраслей национального хозяйства.

Налоговые и таможенные льготы, упрощенная разрешительная процедура, устойчивая нормативно-правовая база, а также гарантии защиты частного капитала создают благоприятные условия для ее развития, в том числе привлечения иностранных инвестиций. 

Министерством юстиции в целях оценки состояния действующих строительных нормы и правил (СНиП), а также нормативных актов, регулирующих сферу строительства проведено их изучение на предмет соответствия осуществляемым в стране реформам в сфере архитектуры и строительства. 

Необходимо отметить, что за последние 10 лет (2008-2017гг.) ВВП Узбекистана вырос в 2,1 раза, а доля строительства в ней составляет 6,8%, при этом в мировом ВВП удельный вес строительной индустрии составляет около 6%.

Численность предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере строительства, ежегодно растет (в 2005 г. – 16,4 тыс., 2010 г. – 22,4 тыс., 2016 г. – 23,8 тыс.), а численность занятого населения в ней достигла отметки 9,5%. 

Вместе с тем, в ходе изучения выявлены системные проблемы и недостатки, сдерживающие стремительное развитие сферы строительства и препятствующие скорейшему внедрению современных стандартов, инновационных идей и технологий. Это обуславливает необходимость их критического пересмотра, упрощения и приведения в соответствие с международными стандартами.

 Во-первых, отсутствует единый реестр и учет СНиП. В частности, законодательство не предусматривает ведение реестра СНиП, в связи с чем их конкретный учет не ведется, тексты 60 СНиП не имеются в наличии. Изучением были охвачены 274 СНиП (всего 334), из которых 11 выходят за рамки нормативно-технического регулирования и являются нормативно-правовыми актами. 

Во-вторых, не обеспечивается своевременное обновление СНиП, отдельные СНиП на сегодняшний день утратили свою актуальность. До настоящего времени действуют СНиП, регулирующие нормы оснащения инвентарем учебных заведений (кодоскоп, фильмоскоп и рулонные диафильмы, видеодвойка, трюмо, кондиционер БК-2500 и др.), ограничивающие этажность жилых зданий (для массового жилищного строительства – не выше 4 этажей, для неканализированных городских и сельских поселений – 1, 2 этажа) и другие. Данные СНиП были разработаны в 60-70-годах прошлого века. СНиП не предусматривают применение современных инновационных методов проведения архитектурно-строительных работ, энергоэффективных, энергосберегающих и других новых технологий, которые активно используются в строительной практике. 

В-третьих, наблюдается нехватка молодых и квалифицированных специалистов, способных разработать национальные стандарты на основе международных строительных стандартов.

Как показывает анализ, разработкой и пересмотром СНиП в Узбекистане занимаются около 30 организаций государственного сектора. К их деятельности в основном привлекаются специалисты, знания которых базируются на учебных материалах и научных достижениях ХХ века. В частности, 18 (50%) из 36 специалистов старше 60 лет (окончили ВУЗы до 1980 г.), 5 (13,9%) от 50 до 60 лет (окончили ВУЗы в 1980-90 гг.), 11 (30,6%) от 30 до 50 лет (окончили ВУЗы в 2002-09 гг.), и только 2 (5,5%) до 30 лет (окончили ВУЗы после 2010 г.). 

В-четвертых, отдельные СНиП и некоторые законодательные нормы негативно влияют на развитие строительной отрасли.

На данном этапе развития СНиП создают преграду рыночному саморегулированию цен в строительной отрасли и не предусматривают достаточную рентабельность, отсутствует прозрачный механизм получения прибыли строительных организаций как субъектов предпринимательства (на практике прибыль составляет около 3%).

Также со строительных организаций удерживается гарантийная сумма в размере 5% от стоимости проекта, которая возвращается после завершения строительства и сдачи объекта, при этом она превышает сумму рентабельности почти в два раза.

Для поддержания своей финансовой стабильности строительные организации применяют различные «серые схемы», экономят путем использования дешевых, некачественных стройматериалов, привлекают неквалифицированных специалистов, разнорабочих и т.д., что приводит к нарушениям законодательства. 

В-пятых, в законодательстве отсутствуют требования к лицам, занимающимся техническим и авторским надзорами, не предусмотрено их обучение, повышение квалификации и сертификация. В отдельных случаях технический и авторский надзор осуществляется лицами, не являющимися специалистами в сфере строительства. 

Вместе с тем, изучение передового зарубежного опыта показало, что во многих странах в данной сфере неоднократно проводились реформы с целью адаптации национальных стандартов к международным, таким как Еврокоды (в Германии, Великобритании, Франции, Финляндии, Турции, Сингапуре, Малайзии и др.) и IBC (США, Гаити, Ямайке, Мексике, Грузии, Саудовской Аравии, ОАЭ и др.), на практике широко используются BIM-технологии – информационное моделирование зданий, при котором создается трехмерная модель сооружений с сопровождением строительства «под ключ».

Различие Еврокодов, IBC и СНиП заключается в том, что в Еврокодах и IBC ставится параметр, который нужно достичь, и приводится алгоритм расчета, а СНиП же содержат прямые параметры и инженерные способы их достижения, охватывающие весь комплекс требований, начиная от конструктивной надежности и заканчивая санитарными и социальными стандартами.

Еврокоды и IBC более гибкие к адаптации новых технологий, а СНиП ставят жесткие ограничения и тяжело адаптируемы к внедрению новых технологий. 

Предложения, разработанные Министерством юстиции по итогам изучения, внесены в Администрацию Президента Республики Узбекистан на рассмотрение.

Поделиться