Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Профессиональное образование: по пути инновационного развития

2018-02-12 | Образование

Сегодня развитые страны активно внедряют инновационные технологии в сферу образования. Практическая работа в этом направлении осуществляется и в нашей стране. Только в 2017 году под председательством Президента нашей страны прошли 4 совещания по вопросам образования, на которых было указано на необходимость коренного реформирования системы образования и определены задачи на перспективу.

Важным руководством к действию в этом направлении служит Указ главы нашего государства "О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования" от 25 января 2018 года. Первый заместитель министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, директор Центра среднего специального, профессионального образования Муродулло Холмухаммедоврассказал корреспонденту УзА о сути и значимости данного документа: 

– Наша страна с учетом предложений и пожеланий родителей и учащихся перешла на систему 11-летнего обязательного общего среднего образования. Эта инициатива получила поддержку у широкой общественности. Далее стоит еще один важнейший вопрос - устранение недостатков в системе среднего специального и профессионального образования, внедрение в сферу новых инновационных технологий. Эта задача последовательно решается в соответствии с Указом Президента нашей страны "О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования". 

Наряду с успехами в системе образования наблюдался ряд недостатков. В чем они проявлялись? 

Прежде всего, некоторые колледжи расположены далеко от населенных пунктов, что часто становилось причиной пропуска учащимися занятий. Материально-техническая база профессиональных колледжей перестала отвечать требованиям, не хватало учебников и учебных пособий. Стали бросаться в глаза проблемы в подготовке кадров в колледжах, ее несоответствие реальным потребностям отраслей экономики. 

Теперь колледжи будут закреплены за министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями, коммерческими банками и крупными предприятиями. 

Перед рассмотрением будущего профессиональных колледжей Узбекистана стоит обратить внимание на образовательную политику Южной Кореи, Финляндии и Сингапура, которые за короткое время превратились из развивающихся в высокотехнологичные страны и совершили рывок в этой сфере. Они достигли успеха за счет внесения правильных изменений в свои системы образования. Они резко повысили оплату труда и авторитет учительской профессии для привлечения талантливых кадров в эту сферу. 

Узбекистан также идет по пути ускоренного развития системы образования на основе изучения передового зарубежного опыта. 

Так, по каждому направлению подготовки кадров будет разработана отдельная концепция, предусмотрено установить национальные квалификационные рамки и профессиональные стандарты. Их смысл заключается в определении минимальных навыков и квалификации, требуемых от работника, и формировании на этой основе модульных учебных планов. Учебный процесс будет постоянно совершенствоваться, чтобы профессиональное образование превратилось в необходимый компонент развития экономики. Так будет достигнута подготовка высококвалифицированных работников, специалистов среднего звена. 

Если прежде колледжи принимали только выпускников 9-х классов, то теперь профессиональное образование могут получить и другие категории граждан. Скажем, человек хочет изменить профессию и получить соответствующее профессиональное образование. Обратившись в профессиональные колледжи, такие граждане получали решительный отказ. Теперь в колледжах могут учиться не только выпускники школ, но и граждане, уже получившие среднее специальное или высшее образование, люди любого возраста, оказавшиеся под угрозой стать безработными. 

Прежде обучение в колледжах велось только днем. В дальнейшем будет налажено заочное, дистанционное и комбинированное обучение. 

Если ранее срок обучения в обязательном порядке длился 3 года, то отныне составляет от 6 месяцев до двух лет с учетом сложности профессии. 

Программы профессионального образования, требующие высокотехнологичной подготовки длительностью от 6 месяцев до 1 года, финансируются предприятиями, ведомствами и организациями-работодателями. Лица, не имеющие заказчика, могут оплатить свое обучение из собственных средств. Обучение по образовательным программам, рассчитанным на 1,5-2 года, осуществляется частично за счет гранта, частично на платно-контрактной основе. 

Экономически устойчивые министерства, ведомства, корпорации, крупные работодатели могут учреждать стипендии и оказывать иную финансовую поддержку учащимся, исходя из внутренних возможностей и средств своих акционеров. 

Упомянутым выше указом Президента определено, что обучение детей из малообеспеченных семей в профессиональных (многопрофильных) колледжах будет осуществляться бесплатно независимо от ведомственной принадлежности колледжей. Будет внедрен порядок, в соответствии с которым выпускники профессиональных колледжей, обучившиеся на основе государственного гранта, будут направлены в регионы работать по своей специальности на срок не менее трех лет. 

В целом эти изменения в системе профессионального образования послужат развитию экономики и других сфер жизни нашей страны. 

 

Улугбек Асроров, УзА

Поделиться