Правительственный портал
республики узбекистан
О мерах по дальнейшему совершенствованию применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью
2017-10-02 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях дальнейшего совершенствования применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью юридическими и физическими лицами при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг за наличный денежный расчет, а также расширения системы оперативного учета и контроля за осуществлением денежных расчетов с населением:
1. Принять к сведению, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года №УП-5116 «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» предусмотрено внедрение системы автоматизированного контроля за поступлением наличной выручки посредством применения контрольно-кассовых машин, обеспечивающих передачу органам государственной налоговой службы данных о расчетах в режиме онлайн, в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах, с последующим поэтапным введением данной системы в остальных регионах республики.
2. Согласиться с предложениями Государственного налогового комитета, Центрального банка, Министерства экономики, Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан о поэтапном внедрении в эксплуатацию современных моделей контрольно-кассовых машин с функцией передачи в режиме онлайн данных о денежных расчетах с населением, производимых в наличной форме, в органы государственной налоговой службы (далее – онлайн ККМ).
3. Установить, что:
с 1 января по 30 марта 2018 года в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах запускается пилотный проект по использованию от 500 до 1000 онлайн ККМ для определения нагрузки проводимых расчетов с населением в наличной форме при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг;
с 1 июля 2018 года в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах все юридические лица при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг обязаны осуществлять денежные расчеты с населением в наличной форме с использованием онлайн ККМ;
с 1 декабря 2018 года на территории Республики Узбекистан все юридические и физические лица обязаны осуществлять денежные расчеты с населением в наличной форме при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг исключительно с применением онлайн ККМ;
действие настоящего пункта не распространяется на отдельные категории юридических и физических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККМ в силу специфики своей деятельности, а также осуществляющих предпринимательскую деятельность в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, не охваченных сетями телекоммуникаций;
реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг юридическими и физическими лицами без применения онлайн ККМ по истечении сроков, установленных настоящим пунктом постановления, рассматривается как нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин, с привлечением к ответственности в установленном законодательством порядке.
4. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан и его территориальным органам обеспечить с 1 мая 2018 года в установленном порядке регистрацию, перерегистрацию и снятие с регистрации онлайн ККМ юридических и физических лиц в городах и районах по месту осуществления ими деятельности, в том числе с использованием возможности дистанционного оказания услуг через всемирную информационную сеть Интернет.
5. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (Шерматов Ш.Х.):
совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан (Парпиев Б.Р.) и другими заинтересованными министерствами, ведомствами в двухмесячный срок утвердить и ежегодно обновлять Перечень отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, не охваченных сетями телекоммуникаций;
ежегодно до 25 декабря каждого календарного года предоставлять Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан перечень отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, не охваченных сетями телекоммуникаций.
6. Установить, что прием, обработка, хранение, пакетирование и передача по запросу в Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан фискальных данных, поступающих от онлайн ККМ, осуществляется оператором фискальных данных.
Государственному налоговому комитету (Парпиев Б.Р.) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (Шерматов Ш.Х.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок утвердить Положение о порядке функционирования оператора фискальных данных и определить юридическое лицо, выполняющее функцию оператора фискальных данных.
7. Акционерной компании «Узэлтехсаноат» (Бокиев Ф.Х.):
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.Х.), Государственным налоговым комитетом (Парпиев Б.Р.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 ноября 2017 года разработать государственный стандарт, устанавливающий единые технические требования к онлайн ККМ с выдачей чека, в котором указан уникальный код, предназначенный для дальнейшей идентификации чека, и представить в агентство «Узстандарт» на экспертизу и государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством;
обеспечить открытость описания конфигурации единых технических требований к онлайн ККМ;
с привлечением других заинтересованных лиц обеспечить до 1 декабря 2017 года организацию серийного производства онлайн ККМ в республике и (или) специальных устройств для работы в составе ККМ с функцией передачи данных в режиме онлайн в органы государственной налоговой службы;
обеспечить предоставление юридическим и физическим лицам возможности приобретения онлайн ККМ в рассрочку.
8. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (Шерматов Ш.Х.) обеспечить:
а) предоставление операторами и провайдерами сетей телекоммуникаций, в том числе мобильной связи, услуг для бесперебойной передачи данных в органы государственной налоговой службы о денежных расчетах с населением;
б) принять меры по:
увеличению количества базовых станций, в том числе с применением технологии CDMA-450;
расширению зон покрытия сетей, особенно в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах;
разработке специализированных тарифных планов при использовании онлайн ККМ.
9. Государственному налоговому комитету (Парпиев Б.Р.) совместно с Узбекским агентством по печати и информации (Тангриев Л.Х.), Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (Хаджаев А.Ж.) и заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить организацию и проведение мероприятий по широкому освещению целей, содержания и практической значимости настоящего постановления среди субъектов предпринимательства и населения.
10. Государственному налоговому комитету (Парпиев Б.Р.) совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
Министерствам и ведомствам привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. и председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Парпиева Б.Р.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 29 сентября 2017 года.
В соответствии со статьей 72 Налогового кодекса Республики Узбекистан на территории Республики Узбекистан реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг за наличный денежный расчет осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин.
Применение контрольно-кассовых машин с фискальной памятью регулируется положениями, утвержденными постановлением Кабинета Министров № 306 от 17 ноября 2011 года.
Сведения о расчетах, осуществленных субъектами предпринимательства с населением, хранятся в фискальной памяти контрольно-кассовых машин.
В настоящее время в целях сокрытия поступлений наличных денежных средств от сдачи их в кассы банков наблюдаются случаи предоставления субъектами предпринимательства уменьшенной суммы начисляемых налогов и других обязательных платежей, невыдачи чеков покупателям, порча контрольно-кассовых машин, умышленное изменение данных в фискальной памяти контрольно-кассовых машин, фальсифицирование данных о товарообороте, осуществляемом при утере контрольно-кассовых машин.
В связи с тем, что в крупных торговых сетях учет товаров, выдача чеков контрольно-кассовых машин покупателям осуществляется через единую компьютерную систему, по указанным причинам не гарантируется достоверность данных о наличных денежных поступлениях.
В целях определения реального объема наличных денежных поступлений сотрудники органов государственной налоговой службы регулярно привлекаются к мероприятиям хронометража, требующим значительных затрат времени.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года № УП-5116 «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» в качестве одного из важных направлений реформирования системы органов государственной налоговой службы предусмотрены широкое внедрение в процесс налогового администрирования информационно-коммуникационных технологий и передовых информатизированных методов анализа, переход к электронному обслуживанию налогоплательщиков, прежде всего, субъектов предпринимательства без прямого общения.
В целях обеспечения исполнения этих задач, а также пункта 8 Программы мероприятий по повышению эффективности деятельности органов государственной налоговой службы и налогового администрирования, утвержденной Указом, принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью».
Данным постановлением установлено, что в целях определения нагрузки проводимых расчетов с населением при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг для поэтапного внедрения системы автоматизированного контроля за поступлением наличной выручки посредством применения контрольно-кассовых машин, обеспечивающих передачу налоговым органам данных о расчетах в режиме онлайн, для испытания с 1 января 2018 года будет запущен пилотный проект в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах по использованию от 500 до 1000 контрольно-кассовых машин. При этом, начиная с 1 июля 2018 года все юридические лица этих регионов и с 1 декабря 2018 года все юридические и физические лица при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг будут проводить расчеты с населением в наличной денежной форме с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Прием поступающих фискальных данных от онлайн контрольно-кассовых машин, обработка, хранение, размещение и передача сведений в Государственный налоговый комитет будут осуществляться оператором фискальных данных.
Юридическое лицо, выполняющее функции оператора фискальных данных, будет определено совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, а также заинтересованными министерствами и ведомствами.
С принятием данного проекта:
во-первых, будет создана централизованная база данных кассовых чеков, выдаваемых покупателям, и торговые пункты, не использующие контрольно-кассовые машины, будут выявлены в онлайн-режиме и появится возможность принятия оперативных мер;
во-вторых, будут пресечены такие ситуации, как умышленное искажение данных в чеках, выданных через контрольно-кассовые машины покупателям, сокращение суммы поступлений, утеря, повреждение или использование незарегистрированных контрольно-кассовых машин, а также ведение двойной бухгалтерии;
в-третьих, в связи с тем, что номера на кассовых чеках онлайн контрольно-кассовых машин имеют уникальный код, по этой причине будет предупреждаться их фальсификация, субъектам предпринимательства предоставятся прямые электронные услуги, будет обеспечен подъем на новый уровень внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в процесс расчета с населением.
Вместе с тем, внедрение данной системы будет способствовать сокращению вмешательств в деятельность субъектов предпринимательства, связанную с наличными денежными поступлениями.