Правительственный портал
республики узбекистан
Яркий пример нашего независимого развития
2017-07-18 | Экономика
Исполнился 21 год с момента выпуска первого автомобиля в Узбекистане
В эти дни по всей стране под девизом “Моя любовь и преданность – тебе, родной Узбекистан!” осуществляется активная подготовка к празднованию 26-летия независимости нашей Родины. История развития автомобильной промышленности в нашей стране является ярким примером колоссальных успехов, достигнутых нами за это время...
Еще четверть века назад было сложно представить, что дороги нашей страны будут заполнены современными автомобилями отечественного производства. Автомобильный завод, построенный по инициативе Первого Президента страны Ислама Каримова, положил начало автомобилестроительной отрасли, которая за годы независимости превратилась в одну из ведущих в нашей экономике. Узбекистан не только присоединился к числу немногих стран, имеющих собственную автомобильную промышленность, но и поступательно ее развивает.
На Асакинском автомобильном заводе изначально был налажен выпуск автомобилей марок “Damas”, “Nexia” и “Tico”. В 2008 году на базе завода было образовано совместное предприятие “GM Uzbekistаn”. Так наступил новый этап в развитии отечественного автомобилестроения. На сегодняшний день выпускаемые под брендом "Chevrolet" современные, отвечающие международным стандартам автомобили “Spark”, “Laсetti”, “Cobalt”, “Orlando”, “Сaptiva”, “Labo”, “Malibu” пользуются высоким спросом не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Начиная с прошлого года в рамках проекта T-250 под брендом “Ravon” в продажу поступили первые автомобили “Neхia-R3”, полностью соответствующие требованиям “Еuro-5”. Сделаны первые шаги в производстве автомобиля “Laсetti”, приспособленного с использованием итальянской технологии к езде на метане.
- Главный девиз нашего предприятия - производство современных, безопасных и комфортных автомобилей, с учетом запросов и пожеланий покупателей, - говорит исполняющий обязанности генерального директора АО “GM Uzbekistаn” Рустам Ражабов. - В этих целях продолжается последовательная работа по освоению производства новых моделей автомобилей. Планируем представить их к 26-летию независимости нашей Родины.
На заводе особое внимание также уделяется диверсификации производства, расширению географии экспорта. Если прежде автомобили АО “GM Uzbekistаn”, отмеченные десятками международных наград, экспортировались в Россию, Казахстан, Беларусь, Украину, Грузию, Туркменистан, Кыргызстан, Азербайджан, Армению, Молдову - всего в более чем 10 стран, то теперь данный список пополнили Гана, Кот-д’Ивуар, Иордания, Ливан, Габон, Ливия, Кабо-Верде, Ирак, Сенегал, Нигерия, Мадагаскар, Афганистан, Таджикистан. Ведется работа по дальнейшему расширению географии экспорта.
На сегодняшний день в АО “GM Uzbekistаn”, располагающем производственной мощностью около 300 тысяч автомобилей в год, трудится свыше 10 тысяч человек, 70 процентов из которых - молодые специалисты.
- В центре постоянного внимания находится вопрос повышения квалификации молодых специалистов, - говорит лидер первичной организации Союза молодежи Узбекистана в АО “GM Uzbekistаn” Дониёрбек Расулов. - За прошедший период свыше 400 молодых специалистов повысили квалификацию на крупных автомобилестроительных заводах за рубежом. В целях материальной и моральной поддержки наших молодых работников уделяется особое внимание обеспечению их жильем, выделению льготных кредитов для одаренных студентов, обучающихся в профильных вузах на платно-контрактной основе.
Ряд удобств для покупателей создается и в системе продажи отечественных автомобилей на внутренним рынке.
Так, в соответствии с постановлением Президента нашей страны Шавката Мирзиёева «О мерах по совершенствованию ценообразования на продукцию, производимую АО «Дженерал Моторс Узбекистан»» от 26 мая текущего года с 1 июня 2017 года реализация на внутреннем рынке всего модельного ряда легковых автомобилей АО «Дженерал Моторс Узбекистан» осуществляется за национальную валюту – сумы.
Постановлением также предусмотрены увеличение объемов экспорта за счет дальнейшей диверсификации рынков сбыта и номенклатуры экспортируемой продукции, расширение производства за счет реализации инвестиционных проектов, направленных на освоение новой конкурентоспособной продукции, сокращение доли импорта и снижение себестоимости продукции за счет углубления локализации производства комплектующих деталей, расширения межотраслевой кооперации.
Формируется электронная система реализации автомобилей на внутреннем рынке. Этот процесс будет осуществляться в два этапа. На первом этапе будут приниматься электронные заявки от покупателей и формироваться электронная очередь, на втором этапе будет осуществляться оформление договоров через единый портал.
- В 2010 году купил новый автомобиль “Nexia”, водил ее 6 лет. За это время не случилось ни одной серьезной поломки. Отличная машина, - говорит предприниматель Хаккул Ражабалиев. - На днях пересел на “Cobalt”. Записался в электронную очередь, и вскоре мне позвонили. Оформил все необходимые документы и забрал машину.
В нашей стране осуществляются широкомасштабные меры по дальнейшему развитию автомобилестроения. Сегодня на заводах Ташкента, Андижанской, Самаркандской и Хорезмской областей производится более 100 видов легковых и грузовых автомобилей, автобусов, специальных транспортных средств.
Развитие отрасли и увеличение количества транспортных средств требуют обеспечения бесперебойного снабжения комплектующими и запасными частями. Этим занимаются организованные в нашей стране совместные предприятия, выпускающие указанную продукцию для отечественных автомобилей.
Так, в Андижанской области действует более 30 предприятий по производству комплектующих изделий для автомобилей. Производимая ими продукция отвечает международным требованиям и нормам, благодаря своему высокому качеству пользуется доверием у покупателей.
На узбекско-южнокорейском совместном предприятии “O’zErae Climate Control” производятся радиаторы охлаждения, отопительные, вентиляционные модули и системы кондиционирования для автомобилей.
- В прошлом году мы произвели продукцию более чем на 21 миллиард 705 миллионов сумов, - говорит генеральный директор совместного предприятия Нодиржон Ахмедов. - Спрос на нашу продукцию растет и за рубежом. Поэтому в июле 2016 года наладили выпуск радиаторов отопления для производимых в России автомобилей "УАЗ Патриот". За прошедший короткий срок изготовили и отправили в Россию 15,3 тысячи штук радиаторов отопления.
Автомобилестроительная промышленность нашей страны стоит на пороге нового этапа развития. Это стало возможным благодаря постановлению Президента нашей страны Шавката Мирзиёева «О создании предприятия с иностранными инвестициями «Uzbekistan Peugeot Citroen Automotive» от 13 июня 2017 года.
В свободной экономической зоне "Джизак" сейчас активно ведется строительство этого автозавода, создаваемого акционерной компанией "Узавтосаноат" совместно с группой "Пежо Ситроен".
- Новым заводом будут выпускаться пассажирские и грузовые автомобили «Peugeot», а также легковые автомобили «Citroеn», - говорит вице-президент группы “Пежо Ситроен” Кристоф Бержеран. - Уставный капитал совместного предприятия составляет 30 миллионов евро. К проекту привлекаются инвестиции почти на 130 миллионов евро. В 2019 году предприятие начнет производство продукции и будет способно выпускать в год 16 тысяч современных автомобилей. Она будет поставляться не только на внутренний, но и на внешний рынок.
В целом скоро на широких и ровных дорогах нашей страны появятся новые красивые и качественные автомобили отечественного производства.