Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

26-27 мая в Бухаре состоялся международный Форум по сокращению бедности в Узбекистане

2022-05-27 | Экономика

Сокращение бедности, повышение уровня жизни и благосостояния людей как один из приоритетов политики каждого государства, нашли отражение в многочисленных выступлениях глав государств, а также в повестке дня международных организаций.

В частности, Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев в своем обращении в 75-й и 76-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН подчеркнул необходимость объединения глобальных усилий, особенно в борьбе с бедностью во время и после пандемии. В начале 2020 года Президент определил сокращение бедности как ключевую задачу государственной политики.

В целях эффективного выполнения поставленных перед нами задач, а именно сокращения бедности, повышения качества жизни, а также обсудить с мировыми и региональными экспертами проделанную в нашей стране работу и планы на будущее по достижению целей устойчивого развития, еще больше укрепить сотрудничество с международными  экспертами 26-27 мая в Бухаре впервые прошёл “Международный форум по сокращению бедности Узбекистана”.

В последние годы вопрос сокращения бедности в нашей стране стал одним из важнейших вопросов государственной политики, а также работа, проводимая в этом направлении, и результаты достигнутые за короткий промежуток времени  вызывают интерес к Форуму у многих международных организаций и экспертов.

Пандемия коронавируса послужила большим опытом и уроком, а также возможностью сделать выводы в дальнейших направлениях политики борьбы с бедностью. Мир в очередной раз стал свидетелем важности инвестиций в человеческий капитал, систему образования и здравоохранения, а также наличия финансовых и экономических резервов, позволяющих противостоять таким непредвиденным процессам.

В частности, существующие макроэкономические резервы во многом помогли Узбекистану привлечь необходимые ресурсы в краткосрочной перспективе и сформировать Фонд для борьбы с кризисом. Это позволило нашей стране работать по трём основным направлениям.

1. Укрепление системы здравоохранения (строительство новых больниц, увеличение числа коек, закупка нового медицинского оборудования, медикаментов и вакцин, стимулирование медицинского персонала и др.).

2. Совершенствование системы социальной защиты (в том числе расширение охвата семей, нуждающихся в социальной защите, а также населения, пострадавшего от пандемии и оказание им государственной помощи).

3. Предоставление налоговых льгот и отпусков, отсрочка платежей по кредитам, а также поддержка предприятий реального сектора экономики посредством других видов финансового посредничества.

В частности, в целях расширения масштабов и эффективной организации поддержки социально уязвимого слоя населения сформирована система “Железная тетрадь”.

За прошлый период 651,0 тыс. семей включены в "Железную тетрадь", 705,2 тыс. трудоспособных безработных из более чем 2,7 млн. членов этих семей обеспечены работой, тем самым 601,3 тыс. семей были выписаны из "Железной тетради". Были приняты меры по созданию постоянного источника дохода для семей, включенных в тетрадь. В частности, 96,6 тыс. человек были трудоустроены на постоянной основе, а 34,7 тыс. занялись предпринимательской деятельностью. Также, 16,5 тыс. граждан прошли обучение по профессии.

Принимаются меры по поддержке семей, нуждающихся в социальной помощи, потерявших кормильца и имеющих инвалидность.

Для справки: зарегистрировано 20,0 тыс. малообеспеченных семей, потерявших кормильца, 38,0 тыс. семей с инвалидностью, нуждающихся в социальной помощи. В результате было отремонтировано 1,8 тыс. домов (75,0%), из 2,4 тыс. семей с гражданами определённой группы инвалидности, нуждающихся в ремонте жилья.

Кроме того, семьи, включенные в тетрадь, получают регулярные медицинские, психологические и юридические услуги. В частности, медицинские осмотры прошли 13,6 тыс. членов малообеспеченных семей (93,8%) из 14,5 тыс.

На сегодняшний день за счет фонда поддержки “Саховат ва кумак” в “Железную тетрадь” перечислено 293,2 млн сум.

На сегодняшний день 293,2 тыс. семей, включенных в программу "Железный тетрадь", из средств фонда " Саховат ва кўмак" выделено 279,7 млрд. сумов.

Параллельно велась работа по созданию и укреплению основных институциональных основ реализации новой программы по сокращению бедности. В частности, в 2020-2021 годах количество семей, получающих пособия за счет государственного бюджета, увеличилось более чем в 2 раза, их доля достигла почти 15 процентов.

Введен новый критерий определения уровня бедности - минимальные потребительские расходы. Это позволило пересмотреть минимальный уровень социальных выплат и пособий. Например, в 2021 году на 10-50% увеличились размеры минимальных пенсий и пособий для инвалидов, а также семей, потерявших кормильца.

Кроме того, эффективное сотрудничество с рядом стран и международных организаций сыграло важную роль в процессе принятия необходимых мер и решений для смягчения последствий пандемии.

Узбекистан начал активную реализацию стратегии развития "Новый Узбекистан" на 2022-2026 годы, которая основывается, в первую очередь, на принципах "За честь и достоинство человека". Основные задачи по развитию экономики исходят из цели сокращения уровня бедности в два раза к 2026 году. При этом основным условием достижения поставленных целей является обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивого развития экономики.

В частности, она направлена ​​на увеличение ВВП на душу населения с нынешних 2000 долларов до 2800 долларов в 2026 году. Это проложит путь к вхождению в первую группу стран со средним уровнем дохода в 2030 году. В рамках поставленных задач необходимо продолжить проводимые экономические реформы, такие как преобразование и приватизация государственных предприятий и банков, развитие сельского хозяйства, переход на зеленую модель экономического роста, улучшение условий для предпринимательской деятельности, повышение частных и прямых иностранных инвестиций, реформы земельных отношений.

Одним из новых направлений совершенствования системы экономического управления для продолжения реформ на местах страны является введение института помощников хокима, которые прикреплены к каждой махалле.

Основной целью данной инициативы, выдвинутой Президентом Республики Узбекистан, является финансовое содействие реализации предпринимательских инициатив населения, дальнейшее совершенствование механизмов обеспечения занятости доходообразующим трудом и сокращением бедности.

Особое внимание в новой стратегии уделяется развитию человеческого капитала. В частности, за последние годы охват дошкольным и высшим образованием в Узбекистане увеличился почти в два раза. В этой области охват дошкольным образованием планируется увеличить до 80% (в настоящее время 69%) к 2026 году, а высшим образованием - до 50% (28%).

Согласно стратегии развития, на период до 2026 года запланировано профессиональное обучение 1 млн безработных (особенно женщин и молодежи).

Устойчивый экономический рост является одной из основ сокращения бедности. На сегодняшний день Узбекистан считает, что единственный способ сократить бедность и улучшить благосостояние населения - это обеспечить высокий, стабильный и инклюзивный экономический рост.

 

Следует отметить, что в 2015 году Узбекистан приступил к реализации Целей устойчивого развития до 2030 года, разработанных по инициативе ООН. Достижение этих целей, несомненно, послужит основным инструментом экономического роста, что, в свою очередь, приведет к постепенному снижению уровня бедности в стране. В целом, большинство реформ, проведенных в нашей стране в последние годы, в основном служили достижению ЦУР.

На "Международном форуме по сокращению бедности Узбекистана", который прошёл в нашей стране по вышеупомянутым актуальным вопросам, в частности, в сфере, которая организована для обсуждения планов на будущее и обмена мнениями, в общем приняли участие около 250 участников, в том числе более 100 представителей  Шаньхайской Организации Сотрудничества (ШОС), наблюдатели и партнеры стран, международные институты развития, академические круги.

В частности, на форуме приняли участие заместитель Генерального секретаря ООН и помощник Администратора Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) Уша Рао-Монари, региональный директор Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Лалита Мурти, турецкий политик, бывший министр финансов и казначейства Турции Лютфи Эльван, профессор деловой практики Университета Джорджа Вашингтона Дэнни Лейпцигер, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Чжан Минь, директор Оксфордской инициативы по борьбе с бедностью и человеческому развитию Сабина Алкайр, директор Китайского международного центра по борьбе с бедностью Лю Жунвен.

В мероприятии также приняли участие представители международных организаций и финансовых институтов, таких как Организация Объединенных Наций, Исламский банк развития, Международный валютный фонд, ЮНИСЕФ, Французское агентство развития, Азиатский банк развития, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Глобальный институт зеленого роста.

В то же время на форуме организовалась мотивационная панельная сессия с участием местных предпринимателей, в частности, молодых людей, добившихся успеха в области предпринимательства. На этом мероприятии был представлен пример и изучение передового опыта, важность веры в будущее, энтузиазма, позитивного мышления и оптимистичного поведения.

В запланированных на форум 10 панельных сессиях, в частности, на сессии «Внедрение лучших мировых практик в стратегию сокращения бедности в Узбекистане», участники обменялись мнениями по обобщенным данным по снижению бедности, конкретным аспектам стратегического планирования, постановке целей, балансу между ростом и социальным развитием, увязке местных ресурсов с целями, взаимодействию между общественностью и другими заинтересованными сторонами, принятие стратегий, в частности, внедрение наиболее эффективных международных стратегий.

На панельной сессии "Экологичное и устойчивое развитие: вызовы и возможности для повестки дня по сокращению бедности" обсуждалась взаимосвязь между бедностью и окружающей средой, смягчение последствий глобального изменения климата и сетевые системы безопасности, экологичный и устойчивый рост и создание рабочих мест, влияние энергоснабжения на бедность.

На сессии по теме "Сокращение бедности и влияние регионального развития" речь шла о балансе между урбанизацией и региональным развитием, стратегиях географической ориентации, территориальной сплоченности и сокращении неравенства, сбалансированном территориальном развитии, стратегиях развития в неразвитых регионах, поощрении местных сообществ вносить свой вклад в правительственные инициативы.

В ходе сессии "Переосмысление развития Узбекистана за последние годы: выводы из накопленного опыта" эксперты поделились со своими взглядами на эффективность государственных программ в области социального обеспечения, занятости, предпринимательства, профессионального развития, реформ в сельском хозяйстве, образования и здравоохранения, санитарии и гигиены, зеленого развития, гендерное равенство, успешные эксперименты и сотрудничество.

На встрече по теме "Объединение усилий по сокращению бедности на пространстве ШОС и разработка совместных подходов" обсуждались методы измерения бедности, новые подходы и механизмы, прикладные программы социального обеспечения, обследования домохозяйств, меры по целенаправленному сокращению бедности, обмен опытом, лучшими практиками и т.д.

В части "Развитие человеческого капитала и инклюзивный рост, разработка эффективных профессиональных программ за счет использования информационных технологий" состоялся обмен мнениями о сокращении бедности, политике профилирования, помощи населению, нуждающемуся в социальной защите, "социальном лифте", равных возможностях для всех, системе медицинского страхования, качества образования, учебные центры, потенциал трудоустройства в ИТ-секторе.

На панели "Занятость, частное, малое и среднее предпринимательство и улучшение инвестиционного климата" шла речь о создании подходящих рабочих мест, программах занятости женщин и молодежи, гибкости рынка труда, миграционной политике, приватизации и социальной политике, развитии бизнес-среды для развития предпринимательства.

В рамках круглого стола на тему "Обеспечение продовольственной безопасности и устойчивых рабочих мест посредством трансформации сельского хозяйства" состоялось обсуждение вопросов изменения цен на продовольствие, мер по смягчению будущих негативных последствий, земельной реформы, создания сельскохозяйственных агрегаторов, обеспечения продовольственной безопасности.

В ходе сессии на тему "Баланс между разработкой и продвижением программ социальной защиты" участники обменянись мнениями об эффективности программ социальной защиты, социального страхования, социальных услуг и программ занятости, методов целевого выявления бедности, полного формирования систем социальной защиты.

Также были организованы круглые столы по вопросам трудоустройства лиц с ограниченными возможностями имеющих возможности и зарубежного опыта (возможности для людей с ограниченными возможностями, создание и адаптация рабочих мест и зарубежный опыт в условиях, созданных для людей с ограниченными возможностями), расширения экономических возможностей сельских женщин (возможности для женщин и молодежи в сельской местности: создание цифровых навыков, стартапов, предпринимательства, зеленых рабочих мест, организация практических занятий по психологии и менеджменту для женщин предпринимателей) и многоаспектной бедности (международный опыт, разработка политики сокращения бедности, проблемы и возможности, связанные с многомерным подсчетом бедности в Узбекистане).

Кроме того, был подписан ряд документов о сотрудничестве и объявлено о новых совместных проектах, в том числе церемония подписания Программы сотрудничества по сокращению бедности на 2022-2023 годы между Министерством экономического развития и сокращения бедности и Китайским международным центром сокращения бедности, а также прошло меропритяие по присоединению Узбекистана к Глобальному обязательству по сокращению выбросов метана.

Также в рамках данного форума 27 мая во второй половине дня для участников форума запланировано посещение центров развития предпринимательства и человеческого капитала (field trip) и культурное мероприятие.

 

Источник: Министерство Экономики и финансов Республики Узбекистан

Поделиться