Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Информационная система «Единый реестр социальной защиты»: как передовые технологии способствуют улучшению системы социальной защиты населения

2021-05-01 | Технологии

29 апреля текущего года в Министерстве финансов Республики Узбекистан состоялось совещание под председательством советника Премьер-министра Олимжона Умарова, посвященное дальнейшему совершенствованию функциональных возможностей информационной системы «Единый реестр социальной защиты» (далее - Единый социальный реестр). 

На встрече приняли участие представители более 20 министерств и ведомств, обсудили проделанную работу по разработке Единого социального реестра, а также дальнейшие действия по совершенствованию данной системы.

Совещание началось с рассмотрения результатов проделанной работы по внедрению Единого социального реестра. Единый социальный реестр был разработан Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане и Всемирным банком в целях широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в систему социальной защиты населения, упрощения и обеспечения прозрачности порядка оказания государственной социальной поддержки, а также повышения качества оказываемых государственных социальных услуг.

Единый социальный реестр - это информационная система предоставления государственных социальных услуг и помощи населению с применением межведомственного электронного взаимодействия. Автоматизация процессов назначения и выплаты социальных пособий позволила исключить человеческое вмешательство и соответственно сократить коррупционные факторы в процессе назначения социальных пособий, ликвидировать субъективность принятия решений и создать прозрачную систему предоставления государственной социальной помощи.

Пилотный проект по Единому социальному реестру был запущен в октябре 2019 года в Сырдарьинской области. В результате успешного завершения пилотного проекта, Президентом Республики Узбекистан 4 августа 2020 года было принято постановление №ПП-4797, предусматривающее развертывание Единого социального реестра во всех регионах республики. В результате, несмотря на пандемию коронавируса, к концу 2020 года Единый социальный реестр был внедрён во всех регионах республики.

На сегодняшний день Единый социальный реестр, при подаче гражданами заявления на получение социальных пособий, в автоматическом режиме получает электронную информацию о доходах, имуществе и трудовой занятости членов семьи, и исходя из указанных законодательством критериев, определяет малообеспеченные семьи, назначает им социальные пособия, автоматически оповещает всех заявителей о назначении или об отказе в назначении им социальных пособий, и осуществляет их выплату.

При этом, в 2020 году, в целях минимизации негативных последствий экономических потрясений, вызванных пандемией, Руководством страны было принято решение об увеличении количества семей - получателей социальных пособий к началу 2021 года в 2 раза, до 1,2 млн. семей. Единый социальный реестр позволил в короткие сроки выявить малообеспеченные семьи, и адресно доставить им социальные пособия, в которых они нуждались.

Принятые меры позволили охватить наиболее нуждающихся семей государственной социальной помощью. Так, в Республике Каракалпакстан каждая четвертая семья получает социальное пособие, в то время как в Джизакской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях каждая пятая семья получает социальное пособие. Предоставленная государственная социальная помощь способствовала улучшению материального положения нуждающихся семей, в первую очередь семей с детьми.

Также, необходимо отметить важные изменения в критериях отбора при назначении пособий и подаче заявления. В результате интеграции Единого социального реестра с базами данных ряда министерств и ведомств сократился список требуемых для предъявления документов. К примеру, более не требуются справки с места работы о доходах членов семьи, о регистрации по месту жительства, о составе семьи, справки с органов по труду и др.

По завершению вступительного обсуждения о внедрении Единого социального реестра и достигнутых результатов, участниками был поднят вопрос по прогрессу обновления критериев определения малообеспеченных семей в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №122 от 5 марта текущего года.

В результате, начиная с апреля при назначении пособий будут внедрены следующие критерии:

нормативные доходы от самозанятости, ведения предпринимательской деятельности, а также наличие домашнего скота (исходя из количества условных голов);

наличие ценных бумаг, стоимость которых превышает пятикратный размер минимального размера оплаты труда;

наличие средств в депозитных счетах членов семьи, сумма которых превышает пятикратный размер минимального размера оплаты труда.

Участвующие представители министерств и ведомств отметили, что на данном этапе информационный обмен налажен с электронными базами данных 11 министерств и ведомств (Государственный налоговый комитет, Министерство внутренних дел, Государственный центр персонализации, Министерство занятости и трудовых отношений, Кадастровое агентство, Пенсионный фонд и др.), что позволяет получать 23 вида информации.

4 министерства и ведомства отчитались о продолжающемся процессе интеграции соответствующих электронных баз данных с Единым социальным реестром, что позволит наладить обмен ещё по 30 видам информации. Остальные 8 министерств и ведомств обсудили вопросы по налаживанию обмена дополнительных 19 видов информации с их базами данных.

Последним вопросом, который поднимался в ходе совещания стало дальнейшее расширение функциональных возможностей Единого социального реестра. Участники пришли к мнению, что назначение и выплата трёх видов социальных пособий через Единый социальный реестр является лишь начальным этапом цифровизации государственной социальной помощи. В дальнейшем, планируется посредством данной системы автоматизировать и другие виды государственной социальной поддержки и превратить Единый социальный реестр в единую систему оказания государственных социальных помощи и услуг. В частности, все перечни уязвимых лиц и семей, а именно «Железная тетрадь», «Женская тетрадь», «Молодёжная тетрадь», будут интегрированы в Единый социальный реестр. Кроме того, планируется оказание более 30 видов социальных услуг в электронном формате.

В заключение совещания, по итогам состоявшегося обсуждения участники договорились о дальнейших шагах по совершенствованию Единого социального реестра и электронных баз данных министерств и ведомств, направленные на создание и обеспечение полноты их электронных баз данных, а также расширение взаимообмена информацией с Единым социальным реестром.

Источник: Министерство финансов Республики Узбекистан

Поделиться