Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

ИНФОРМАЦИЯ о четырнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

2021-04-25 | Политика

24 апреля 2021 года в Ташкенте продолжилась работа четырнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В заседании, которое прошло в форме видеоконференцсвязи, приняли участие члены Правительства, руководители министерств и ведомств, а также работники средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Ход обсуждения вопросов пленарного заседания транслировался в прямом эфире через официальный веб-сайт Сената и страницы Сената в социальных сетях.

Сначала сенаторами был обсужден Закон «О мерах по обеспечению населения отдельными видами продовольственных товаров». Целью данного Закон аявляется гарантированное обеспечение потребностей населения республики основными видами продовольственных товаров и недопущение необоснованного повышения цен в период продолжающейся в настоящее время глобальной коронавирусной пандемии.

На заседании отмечалось, что формирующиеся на внешних рынках негативные оценочные показатели по семенам и маслу подсолнечника также оказывают свое влияние на ценообразование и социальное положение на внутреннем рынке нашей страны.

Это также видно из того, что примерно половина среднегодовой потребности в растительном масле на потребительском рынке нашей страны в объеме 460 тысяч тонн покрывается за счет импорта.

В данных продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН также отмечается, что в марте 2021 года средние цены на растительное масло в мире подорожали на 86% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, а по сравнению с началом текущего года – на 21%.

70% подсолнечного масла импортируется в нашу страну из Российской Федерации. Если стоимость тонны подсолнечного масла в России в декабре 2020 года составляла в среднем 900 долларов, то в марте 2021 года она подорожала до 1 250 долларов или на 39 %.

Вместе с тем, Россией планируется введение с 1 сентября текущего года таможенной пошлины на экспорт подсолнечного масла сроком на один год.

В результате этих изменений в прошлом году цена на подсолнечное масло в нашей стране подорожала в среднем на 38 %.

В целях недопущения резкого роста цен на растительное масло на внутреннем рынке нашей страны данным Законом вносятся изменения в Налоговый кодекс, согласно которым освобождаются с 1 мая по 31 декабря 2021 года от налога на добавленную стоимость:

ввоз на территорию Республики Узбекистан растительного масла, семян подсолнечника и льна, а также соевых бобов;

оборот по производству и (или) реализации растительного масла.

Кроме того, настоящим Законом в период с 1 мая по 31 декабря 2021 года вводятся экспортные таможенные пошлины в отношении отдельных видов продовольственных товаров.

Ожидается, что с одобрением данного Закона будет установлен строгий мониторинг посевов масличных культур.

Данный Закон одобрен сенаторами.

Далее рассмотрен вопрос об образовании Янги Наманганского района в составе города Намангана Наманганской области.

Отмечалось, что последовательные реформы по развитию страны создали основу для грандиозных перемен и в Наманганской области. В городах и районах реализуются созидательная работа и перспективные инвестиционные проекты.

В частности, в области в 2020 году объем валового регионального продукта увеличился на 4,8 %, производство промышленной продукции – на 15,8 %. Особую роль в этом играют осуществляющие в области деятельность субъекты малого бизнеса и предпринимательства.

18-19 февраля текущего года глава государства посетил Наманганскую область с целью ознакомления с осуществляемыми на местах созидательной и благоустроительной работой, ходом социально-экономических реформ, а также общения с народом.

В ходе визита выдвинут ряд новых идей, направленных на всестороннее повышение потенциала данной области, ответственным работникам даны соответствующие практические указания и определены задачи.

Инициатива создания Янги Наманганского района в составе города Намангана Наманганской области также была выдвинута в ходе данного визита. Положительное решение этого вопроса станет одним из важных факторов реализации в полной мере местных программ, утверждаемых исходя из специфики территории.

Город Наманган основан в 1926 году, на сегодняшний день его население составляет 640,1 тыс. человек, общая площадь – 18 тыс. гектаров.

Необходимо отметить, что в 2019 году в состав города Намангана присоединено 6,3 тысячи гектаров земельных площадей Чартакского и Наманганского районов области, где проживает 57 тысяч человек, в результате чего возникли различные проблемы с доступом здешнего населения к центру города и в других сферах.

Медицинские учреждения, обслуживающие население района, находятся в 15-20 км от центра города, промышленных предприятий мало, в связи с чем возникают проблемы с трудоустройством граждан, что вызывает нарекания населения.

Кроме того, 7 махаллей не обеспечены питьевой водой в полной мере, а внутренние дороги сегодня требуют ремонта.

В 2020 году в составе города Намангана образован Давлатабадский район, включающий 4,9 тысячи гектаров земли и 151 тысячу жителей.

В результате в Давлатабадском районе сегодня ускорился процесс урбанизации, строятся новые инфраструктурные объекты, что способствует дальнейшему развитию системы обслуживания населения.

Именно поэтому в Намангане предлагается создать еще один Янги Наманганский район, охватывающий земельную площадь 8,2 тысячи га с населением 155,6 тысячи человек, и тем самым принять меры по устранению проблем граждан и созданию удобств для населения.

Согласно обсуждаемому проекту Постановления Сената, образуемому новому району передаются 24 махаллинских схода граждан, 21 общеобразовательная школа, 40 дошкольных образовательных организаций, 2 медицинских учреждения и 12 больниц.

В целях повышения роли промышленности и производства Янги Наманганского района в перспективе планируется ввод в эксплуатацию 16 промышленных предприятий и 4 малых промышленных зон.

Благодаря этому общий удельный вес в промышленности города объема продукции, производимой промышленными предприятиями, будет доведен до 1 трлн сумов, будут созданы тысячи новых рабочих мест.

Образование Янги Наманганского района будет способствовать созданию современной инфраструктуры и дальнейшему развитию системы государственных услуг и, самое главное, повышению уровня жизни населения.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем были обсуждены результаты изучения решения Уйчинского районного Кенгаша народных депутатов от 13 января 2021 года № 86/22-06 «О пересмотре решений хокима Уйчинского района № 217 от 12 марта 2012 года, № 1140 от 19 ноября 2015 года, районного Кенгаша народных депутатов № 14/03-06 от 20 марта 2020 года, хокима района № 222 от 25 марта 2020 года».

Сегодня деятельность областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов приобретает важное значение в нашем обществе. Однако при анализе решений некоторых Кенгашей и изучении их соответствия законодательству возникает необходимость их повторного обсуждения.

В частности, отмена решением Уйчинского районного Кенгаша народных депутатов от 13 января 2021 года № 86/22-06 решения о выделении земельного участка фермерскому хозяйству «Дедамирза Тожиддин» Наманганского района Наманганской области изучена Комитетом Сената по аграрным, водохозяйственным вопросам и экологии.

Как известно, статьей 5 Закона «О фермерском хозяйстве» установлено, что при предоставлении земельных участков фермерское хозяйство берет на себя обязательство обеспечить урожайность сельскохозяйственных культур (в среднегодовом исчислении урожайности за три года) не ниже нормативной урожайности, установленной законодательством, статьей 7 определено, что фермерское хозяйство считается созданным после его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством, и его учредитель заключает договор о долгосрочной аренде земельного участка. Согласно статье 11 данного Закона договор об аренде земельного участка подписывается главой фермерского хозяйства и хокимом района.

Вместе с тем, Положение о порядке предоставления земельных участков в долгосрочную аренду фермерским хозяйствам, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 30 октября 2003 г. № 476, регламентирует предоставление земельных участков в долгосрочную аренду фермерским хозяйствам.

Однако стороны не заключили договор аренды земельного участка в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса:

право владения или право постоянного либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а также аренды земельного участка может прекращено при нерациональным использовании земельного участка, выражающимся для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного в течение трех лет (по кадастровой оценке);

прекращение права владения земельным участком или права постоянного или временного пользования земельным участком при наличии спора между сторонами производится судом в установленном порядке.

Несмотря на это, в нарушение действующего законодательства решения хокима района № 217 от 12 марта 2012 года и № 1140 от 19 ноября 2015 года о выделении земельных участков фермерскому хозяйству «Дедамирза Тожиддин» были отменены на основании решения районного Кенгаша народных депутатов от 13 января 2021 года.

В соответствии со статьей 29 Закона «О фермерском хозяйстве» государство гарантирует соблюдение прав и защиту законных интересов фермерских хозяйств. Государственные органы обязаны содействовать развитию и укреплению фермерских хозяйств.

Вместе с тем, в результате изучения в сведениях, представленных представителями прокуратуры Наманганской области, областного управления сельского хозяйства, отдела юстиции Уйчинского района, областного Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель также отмечены нарушения требований законодательства в документах, принятых по данному вопросу.

С учетом вышеизложенного, Сенат Олий Мажлиса признал противоречащим законодательству решение Уйчинского районного Кенгаша народных депутатов от 13 января 2021 года № 86/22-06 «О пересмотре решений хокима Уйчинского района № 217 от 12 марта 2012 года, № 1140 от 19 ноября 2015 года, районного Кенгаша народных депутатов № 14/03-06 от 20 марта 2020 года, хокима района № 222 от 25 марта 2020 года», и принял соответствующее постановление о его отмене.

Далее обсуждены результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан о проблемах в обеспечении населения питьевой водой.

Отмечалось, что во исполнение вопросов, поднятых в парламентском запросе, Кабинетом Министров принято постановление «О мерах по совершенствованию системы питьевого водоснабжения и канализации» от 23 декабря 2020 года, а также проводится соответствующая работа.

В частности, отмечалось, что постановлением утверждены «Дорожная карта» по развитию сферы оказания услуг по питьевому водоснабжению и канализации и порядок формирования и распределения средств организаций водоснабжения, входящих в систему акционерного общества АО «Узсувтаъминоти».

“В «Дорожной карте» определены такие задачи, как анализ уровня очистки воды на введенных в эксплуатацию с 2017 года канализационных сооружениях в районах (городах), оформление заключений по проектам, реализуемым за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и международных финансовых институтов, привлеченных под гарантию правительства.

Определены также основные условия обеспечения питьевой водой сельских населенных пунктов на основе государственного социального заказа и задачи в области обеспечения питьевой водой сельских населенных пунктов на основе государственного социального заказа.

В целях обеспечения эффективности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств, привлеченных из Государственного бюджета, международных финансовых институтов и других источников для обеспечения населения питьевой водой, при Министерстве инвестиций и внешней торговли создано Агентство международного сотрудничества и развития.

Компания по строительству объектов водоснабжения и канализации из структуры Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан передана в состав АО «Узсувтаъминоти», организована деятельность заинтересованных сторон в качестве заказчика и приемщика для эксплуатации, налажена новая система для осуществления контроля за эффективностью проекта.

Вместе с тем, в мероприятиях Кабинета Министров не предусмотрена подготовка заключений по запущенным с 2017 года проектам по обеспечению населения питьевой водой.

Сенаторы подчеркнули, что Кабинетом Министров будут представлены в Сенат заключения по проектам обеспечения населения питьевой водой, введенным в эксплуатацию в районах (городах) с 2017 года.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем обсуждены результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан об условиях, созданных для развития женского предпринимательства.

Отмечалось, что Кабинетом Министров приняты специальные меры по исполнению вопросов, поднятых в парламентском запросе, осуществляется определенная работа по проведению адресной работы с женщинами для развития женского предпринимательства, упрощению выделения кредитов, организации постоянно действующих учебных семинаров по укреплению знаний и навыков женщин в области предпринимательства, повышению их правовых знаний, осуществлению необходимой и адресной работы путем изучения деятельности женщин-предпринимателей, прекративших свою деятельность.

Отмечалось, что сегодня запущена единая интегрированная система женского предпринимательства «Махалля – район (город) – регион–республика».

В 2020 году 5,5 тысячи женщин выделены 102 млрд сумов на основе льготных кредитов для реализации проектов малого бизнеса, женщинам созданы 4364 новых рабочих мест.

В настоящее время Народным банком 28 % из 69 877 женщин или 19 643 женщинам, изъявившим желание заняться предпринимательской деятельностью, выделены кредиты.

В сельской местности созданы онлайн «Бизнес-клиники», чтобы вовлечь временно безработных женщин и выпускников средних школ в предпринимательство, повысить их финансовую грамотность.

Министерство по поддержке махалли и семьи, Министерство занятости и трудовых отношений и Торгово-промышленная палата разработали и реализовали «Программу мероприятий по оказанию организационной, социально-правовой, финансовой, психологической и иной помощи женщинам-предпринимателям».

16 500 женщинам, прекратившим свою деятельность, были оказаны консультационные услуги по вопросам трудоустройства, трудовых прав и охраны труда, а 11 890 женщинам – содействие в возобновлении предпринимательской деятельности и возмещены их расходы на обучение.

Для развития женского предпринимательства, повышения эффективности работы по их всесторонней поддержке сенаторы подчеркнули целесообразность создания особой целостной электронной платформы отчетности по вопросам обучения женщин профессиям или предпринимательству, выделения им кредитов, а также выведения женщин, начавших предпринимательскую деятельность, на уровень получения доходов путем оказания им содействия в реализации товаров и услуг.

Вместе с тем, подчеркнута необходимость внесения ответственные министерства и ведомства таких направлений, как выявление женщин, желающих заняться предпринимательской деятельностью, повысить свою финансовую грамотность по направлению предпринимательства, в том числе усиление информационно-пропагандистской деятельности в обществе в разрезе махаллей в части выделения кредитов, повышения эффективности финансовой поддержки высокоэффективных предпринимательских проектов женщин, а также включение в учебные программы, предназначенные для женщин, их привлечение в  сферу IT технологий и повышение уровня IT грамотности, развитие фрилансерской деятельности, обучение получению дохода умственным трудом.

По этому вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Далее обсуждены результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан по вопросам практической деятельности садово-виноградарских товариществ и совершенствования их организационно-правовых основ.

Отмечалось, что проделана определенная работа по реализации определенных задач. В частности, разработан план мероприятий по исполнению Постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан № ПК-179-IV от 20 ноября 2020 года.

Кроме того, Кабинетом Министров Республики Узбекистан 13 ноября 2020 года создана республиканская рабочая группа для изучения деятельности садово-виноградарских товариществ, выявления возникающих проблем, их устранения и регулирования сферы.

Рабочая группа изучила земельные участки, здания и кадастровые документы 730 садово-виноградарских товариществ республики, занимающих площадь 6 140 га.

Как известно, на территории области находится 74 082 дачно-дворовых объектов, из которых 37 847 объектов имеют кадастровые документы и 19 095 из них прошли государственную регистрацию.

Однако, на заседани подчеркивалось, что наряду с проделанной работой в данной сфере, сохраняются некоторые проблемы.

Рабочей группой выявлено, что деятельность некоторых товарищества прекращена или они переданы населенным пунктам. Кроме того, при анализе документов о выделении земли товариществам выяснилось, что они занимают излишние земельные площади.

Хотя на большей части территорий дач и дворов товариществ имеются здания и сооружения, членами товариществ кадаастровые документы на них не оформлялись.

Около 11 тысяч дач и дворов на территории товариществ используются без документов как жилье, а почти 400 - как нежилые помещения.

Кроме того, сохраняются системные проблемы, связанные с возвращением в категорию резервных земель самовольно занятых и неэффективно используемых земельных участков, а также государственной регистрацией построенных на территории товариществ зданий и сооружений.

По этому вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

На четырнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен вопрос об утверждении некоторых указов Президента Республики Узбекистан.

Сенаторами принято постановление об утверждении указов Президента Республики Узбекистан «О социальной поддержке престарелых и лиц с инвалидностью, а также дальнейшем развитии системы домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват»» и «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления в сферах туризма, спорта и культурного наследия».

Кроме того, рассмотрен вопрос о составе Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по регламенту и этике.

Некоторые члены Комиссии по регламенту и этике были исключены из состава Комиссии в связи с переходом на другую работу.

Кандидатуры в обновленный состав Комиссии были одобрены сенаторами. В частности, председателем Комиссии утвержден председатель Комитета Сената по вопросам обороны и безопасности Кутбидин Нукритдинович Бурханов, заместителем председателя Комиссии – заместитель председателя Комитета Сената по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции – Шухрат Аскарович Чўллиев и членом Комиссии – сенатор Санобар Зарфуллаевна Суярова.

Также на заседании рассмотрен вопрос о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан. В частности, постановлением Сената судьи Верховного суда Нодира Алохоновна Бобохонова и Жанагул Исмайловна Балкибаева освобождены от должности судьи Верховного суда в связи с переходом на другую работу.

Также утверждены постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса.

На пленарном заседании обсуждены 21 вопрос, в том числе 8 законов.

На этом работа четырнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилась.

Источник: Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Поделиться