Правительственный портал
республики узбекистан
ИНФОРМАЦИЯ о четырнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
2021-04-25 | Политика
23 апреля 2021 года в городе Ташкенте состоялось четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В пленарном заседании, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, приняли участие члены Правительства, руководители министерств и ведомств, а также представители средств массовой информации.
Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте Сената Олий Мажлиса и его страницах в социальных сетях, а также на телеканале «Узрепорт».
Сенаторами из Сырдарьинской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Ташкентской областей были подняты актуальные проблемы регионов, в частности, вопросы обеспечения занятости лиц с инвалидностью, повышения уровня охвата дошкольным образованием за счет предоставления дополнительных льгот частным и семейным детским садам, изучения деятельности республиканского дорожного фонда, повышения качества и эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи, цифровизации системы СВП и центральных поликлиник.
Комитетам верхней палаты Олий Мажлиса по вопросам бюджета и экономических реформ, по вопросам науки, образования и здравоохранения, а также по вопросам обороны и безопасности было поручено провести системное изучение этих проблем. По данному вопросу заслушана информация председателей соответствующих комитетов Сената.
Заслушан первый вопрос повестки дня четырнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса – отчет Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении в первом квартале 2021 года Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения».
Отмечалось, что Государственная программа на текущий год состоит из 273 пунктов, в рамках исполнения которых предусмотрена реализация проектов на общую сумму 29,5 трлн сумов, 2,6 млрд долларов США и 57,5 млн евро. 32 из 41 задания, подлежащих исполнению в первом квартале, выполнены в полном объеме.
В результате принятых Правительством мер обеспечено выполнение задач по 15 пунктам Программы, срок исполнения которых не наступил.
Рост валового внутреннего продукта в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 103,0 %. Объем торгового оборота достиг 46,7 трлн сумов и по сравнению с предыдущим годом вырос на 102,8%. Расходы Государственного бюджета на социальную сферу составили 18,2 трлн сумов, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 38,6%.
В свободных экономических зонах реализовано 453 проекта на общую сумму 2,6 млрд долларов США, из которых 818 млн долларов – прямые инвестиции, в результате создано 35 897 новых рабочих мест.
В каждом районе (городе) налажено системное исполнение «молодежных программ», обеспечена занятость более 271 тысячи 495 молодых людей. 62 441 молодежь обучена профессиям и предпринимательству, а 27 236 — закреплены за предпринимателями и мастерами-ремесленниками на основе проекта «1+1».
Израсходованы средства новых созданных «Молодежных фондов» в размере 17 млрд 504 млн сумов, оказано содействие в решении проблем более 24 904 человек, включенных в «молодёжную тетрадь».
В целях укрепления здоровья населения завезено 660 тысяч доз вакцины AstraZeneca и 1 млн доз вакцины ZF-UZ-VAC 2001. Для проведения работ по вакцинации в республике созданы 3 138 пунктов и 862 мобильные бригады.
На заседании сенаторами отмечалось, что наряду с проведённой работой по обеспечению исполнения Программы имеются и некоторые недостатки.
В частности, не были своевременно выполнены некоторые задания, что предусмотрено Программой в I квартале. Так, в пункте 145 Государственной программы определена задача по налаживанию до 1 марта объявления минимальных потребительских расходов населения, нормативно-правовой акт по исполнению данного пункта не принят.
В пункте 120 Программы предусмотрено принятие до 20 марта постановления Кабинета Министров о внедрении современных и прозрачных механизмов дальнейшего совершенствования реформы земельных отношений в сельском хозяйстве, трансформации земель в рыночные активы и предоставления земельных участков в пользование на правах аренды. Однако данное поручение не выполнено.
Кроме того, отмечалось, что несвоевременная разработка исполнителями проектов отдельных документов негативно сказывается на проведении в регионах реформ в данном направлении.
В ходе активного обсуждения исполнения Государственной программы, прошедшего в форме диалога, сенаторы уделили особое внимание вопросам, вызывающим многочисленные нарекания населения. В частности, заслушаны ответы ответственных работников по таким вопросам, как обеспечение в 2021 году уровня инфляции не выше 10 % в рамках инфляционного таргетирования и сохранение стабильности цен в соответствии с пунктом 38 Программы, состояние выполнения задачи пункта 43 Программы по обеспечению открытости информации по государственному долгу, дальнейшее совершенствование реформы земельных отношений в сельском хозяйстве, внедрение современных и прозрачных механизмов предоставления земельных участков в пользование на праве аренды по пункту 120 Программы, принятые меры по коренному развитию системы обслуживания, эффективной защиты прав и интересов трудовых мигрантов Узбекистана в зарубежных странах в соответствии с пунктом 261 Программы.
По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Затем заслушан отчет Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2020 году.
Отмечалось, что органами прокуратуры Республики Узбекистан проведена определенная работа, направленная на всестороннюю поддержку в условиях коронавирусной пандемии населения, в том числе нуждающихся семей, их социальную защиту, установление действенного контроля за исполнением законов, направленных на сохранение стабильности отраслей экономики, предупреждение правонарушений и преступлений.
Вместе с тем, по мнению сенаторов, наряду с проделанной органами прокуратуры положительной работой, необходимо дальнейшее усиление контроля в отдельных направлениях деятельности.
В частности, из-за недостатков в обеспечении исполнения законодательных актов, касающихся охраны репродуктивного здоровья, охраны материнства и детства, по сравнению с прошлым годом младенческая смертность увеличилась на 428 (6 432-6 860), материнская смертность – на 10 (145-155).
Имеются недостатки в обеспечении исполнения задач, определенных по поддержке субъектов предпринимательства, находящихся в трудном финансовом положении.
Кроме того, отмечалось, что не покончено с недостатками, связанными с ранним выявлением преступности и правонарушений, устранением причин и факторов, способствующим им, а также недостатками по ряду других вопросов.
41 087 из 62 081 или 66 % преступлений, зарегистрированных по всей республике, относятся к категории преступлений, которые можно было предотвратить.
Практически не ведется работа по изучению оперативно-розыскных и розыскных сводок, проведению острых дискуссий по нераскрытым делам, ускорению мероприятий. В результате не задержаны 6 761 человек из 9 790 или 75 % разыскиваемых по республике лиц.
Кроме того, остается высоким количество обращений граждан в Сенат по вопросам, связанным с деятельностью органов прокуратуры.
Эти обстоятельства требуют дальнейшего усиления контроля в данном направлении, принятия решительных и действенных мер в отношении каждого выявленного случая нарушения закона.
В ходе обсуждения сенаторы, проанализировав организацию работы в секторах на основе таких новых механизмов, как «железная тетрадь», «женская тетрадь», «молодежная тетрадь», и достоверность проводимых отчетов, дали рекомендации по установлению действенного контроля за исполнением задач по принятию мер по устранению существующих нарушений закона, обеспечению социальной защиты и занятости женщин и молодежи, закреплению безработной молодежи за предпринимателями на основе принципа «Каждый предприниматель – помощник молодежи», обучению молодежи профессиям и предпринимательству в рамках программы «Молодежь: 1+1», изучению и решению проблем, предложений и пожеланий в разрезе махаллей, систематизации работы по пресечению преступности, разделив все махалли и районы (города) на «красные», «желтые» и «зеленые», исходя из криминогенной обстановки.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Далее заслушан отчет Счетной палаты Республики Узбекистан о ее деятельности в 2020 году.
Отмечалось, что Счетная палата сосредоточила свою деятельность в 2020 году на контроле реализации мероприятий по обеспечению стабильности социально-экономического положения в стране и Государственного бюджета, несмотря на карантинные меры, принятые в связи с пандемией коронавируса.
Счетной палатой в 2020 году в рамках возложенных на нее задач проведено 87 контрольных мероприятий и тематических аналитических изучений.
В результате по использованию в 2020 году средств Государственного бюджета и государственных целевых фондов определены возможности оптимизации выявленных незаконных расходов, недостачи и хищения, а также неэффективных расходов на сумму 671,3 млрд сумов и излишних расходов на сумму 1 трлн сумов.
Выявлены недостачи и незаконные расходы средств Антикризисного фонда на сумму 23,8 млрд сумов, возвращены в фонд излишне профинансированные средства в размере 8,4 млрд сумов и предотвращены излишние и необоснованные платежи в размере 2,6 млрд сумов.
Проанализирована выплата дивидендов в бюджет 2232 предприятиями с государственной долей и обеспечено перечисление в бюджет дивидендов на сумму 4,8 трлн сумов.
Выявлены ошибки и недостатки общей стоимостью 12,6 млрд сумов в 24 из 81 завершенного в 2010-2019 годах проекта с привлечением средств государственного внешнего долга.
Взяты на контроль исполнение 15 518 поручений Президента по 796 документам.
Разработано 28 предложений по 10 направлениям для устранения и исключения повторения выявленных фактов.
Соблюдая принципы открытости и прозрачности своей деятельности, Счетная палата в целях раннего предупреждения финансовых правонарушений опубликовала более 40 материалов на официальном сайте, в средствах массовой информации и в социальных сетях.
Вместе с тем, сенаторы отметили, что, несмотря на результаты контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой, из года в год увеличивается количество негативных случаев незаконных расходов, недостачи и хищения при использовании средств Государственного бюджета и государственных целевых фондов.
Подчеркивалась необходимость усиления деятельности Счетной палаты при обеспечении выполнения определенных законом задач, используя передовой международный опыт.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Далее заслушан отчет председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан о деятельности Центрального банка Республики Узбекистан в 2020 году.
Отмечалось, что в отчетном году основное внимание Центрального банка уделено сохранению покупательной способности населения за счет замедления роста внутренних цен и обеспечению сбалансированной финансовой стабильности в экономике за счет смягчения негативного воздействия пандемии коронавируса на финансовое состояние субъектов предпринимательства и банков.
Кроме того, путем предоставления коммерческим банкам необходимых финансовых ресурсов обеспечивается устойчивое функционирование банковской и платежной систем.
Снижение основной ставки Центрального банка в 2020 году в 2 раза по однопроцентному пункту (с 16 до 14 % годовых) и введение механизма оптимальных процентных ставок несколько смягчили денежно-кредитные условия в экономике, обеспечили поддержку экономической активности в период после ослабления карантинных ограничений без риска для уровня инфляции.
В рамках программ развития семейного предпринимательства за последние 3 года выделено в общей сложности более 15,7 трлн сумов льготных кредитов, благодаря чему более 633 тысяч семей наладили предпринимательскую деятельность, им созданы условия для осуществления доходной деятельности.
В целях поддержки субъектов предпринимательства, испытывавших финансовые трудности, в марте –декабре 2020 года банками для пополнения оборотных средств 59 235 предприятий выделены револьверные кредиты на сумму 26,8 трлн сумов.
Отмечалось, что благодаря продлению сроков погашения кредитов населению и субъектам предпринимательства, столкнувшимся с финансовыми трудностями в период пандемии, доля проблемных кредитов в банковской системе увеличилась на 0,6 процентного пункта, а по итогам 2020 года составила 2,1 % (5,8 трлн сумов).
Из общего объема проблемных кредитов 73 % или 4,2 трлн сумов приходится на долю субъектов предпринимательства, 17 % или 961 млрд сумов – на долю физических лиц, 10 % или 586 млрд сумов – на долю государственных и бюджетных организаций.
В структуре проблемных кредитов физических лиц доля ипотечных кредитов составила 42 % (405 млрд сумов), потребительских кредитов – 20 % (194 млрд сум), микрозаймов – 14 % (132 млрд сум), автокредитов – 7 % (59 млрд сум), из чего видно, что выросли объемы кредитов, выделенных для улучшения жилищных условий граждан.
В рамках государственных программ в целях обеспечения занятости населения и развития семейного предпринимательства, финансовой поддержки предпринимательских инициатив женщин и молодежи для более 281 тыс. проектов выделено в общей сложности 48,4 трлн сумов кредитных средств.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы регулирования платежных систем в отчетном периоде, исходя из требований Закона Республики Узбекистан «О платежах и платежных системах» и международного опыта, приняты соответствующие положения и инструкции.
Запуск платежной системы «Humo», являющейся национальным межбанковским процессинговым центром, способствует созданию конкурентной среды между розничными платежными системами, оказывающими платежные услуги на основе банковских карт, и дальнейшему расширению инфраструктуры платежных систем в результате увеличения масштабов бесконтактных платежей.
Доля платежей, осуществлённых через систему HUMO, в объеме транзакций, совершаемых через терминалы, увеличилась с 3% в 2019 году до 15% в 2020 году.
Количество удобных для населения бесконтактных банковских карт HUMO достигло 5,3 млн, количество расчетных терминалов, установленных субъектам предпринимательства – 203 тысяч, а также количество банкоматов, установленных на объектах банковской инфраструктуры, туристических объектах, дехканских рынках и торговых комплексах – 4 тысяч.
Обеспечена интеграция платежной системы «HUMO» с международными платежными системами VISA, Mastercard и UnionPay International. Создание возможности приема банковских карт VISA, Mastercard, UnionPay во всех банкоматах и терминалах платежной системы «HUMO» позволило иностранным гостям и туристам оплачивать стоимость товаров и услуг через международную банковскую карту без практики конверсии, получать наличные денежные средства в национальной валюте.
Оборот наличных денег через банки в 2020 году составил 360,2 трлн сумов, что означает рост в 1,3 раза по сравнению с 2019 годом.
По состоянию на 31 декабря 2020 года баланс и финансовая отчетность Центрального банка Республики Узбекистан прошли международную аудиторскую проверку авторитетной аудиторской организацией ООО “Deloitte & Touche, получено заключение о полном соответствии финансовой отчетности Центрального банка требованиям международных стандартов и Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан».
Сенаторы также затронули ряд задач, которым необходимо уделить особое внимание в 2021 году в соответствии с законодательством о деятельности Центрального банка.
В частности, отмечалось, что в недостаточной мере выполняются программы по трансформации банков, а проводимая работа не оказывает существенного влияния на формирование здоровой конкурентной среды между банками и в конечном счете, на кардинальное улучшение качества услуг, оказываемых потребителям, являющимся клиентами банка.
Подчеркивалось, что банки в недостаточной степени проводят работу по доведению до потребителей преимуществ платежной системы «HUMO», которая удобна для расчетов. Коммерческим банкам и налоговым органам в целях дальнейшего расширения использования системы необходимо усилить разъяснительную работу среди населения и субъектов предпринимательства о ее преимуществах.
Кроме того, отмечалась необходимость рассмотрения вопроса о пресечении случаев нарушения прав потребителей путем принудительного направления клиентов на страхование выделяемых кредитных средств через выбранные коммерческими банками страховые компании.
В ходе обсуждения уделено также особое внимание таким системным проблемам, как несвоевременное рассмотрение коммерческими банками обращений населения и предпринимателей о выделении кредитов или необоснованное продление сроков их рассмотрения либо отказ в выдаче кредита без уважительных причин, системные проблемы при выборе и оценке залогов по кредиту.
Вместе с тем, подчеркивалась необходимость усиления внимания на увеличивающиеся обращения касательно случаев злоупотребления должностными обязанностями сотрудников коммерческих банков, неполного устранения существующих бюрократических барьеров в организации банковского обслуживания и вопросы, поднятые в таких обращениях.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Затем обсуждался Закон Республики Узбекистан «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан.
Отмечалось, что в основе Закона лежит необходимость определения правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, правильного налаживания их трудовой деятельности в республике, урегулирования системы и механизмов выезда и въезда в страну, а также развития деятельности трудовых органов.
Основная цель закона – регулирование отношений в области правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан.
В документе подробно определены основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан, предоставление им политического убежища, их въезд и выезд из Республики Узбекистан, транзит через территорию страны и ответственность за нарушение правил, порядок временного пребывания в республике и сокращение его срока, а также передвижение и выбор места временного проживания (постоянного проживания), право на трудовую деятельность и другие права.
Принятие Закона послужит созданию целостной системы регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в стране, унификации нормативно-правовой базы, сформированной различными (подзаконными) актами, принятыми в 1990–2000 годах, и приведение в соответствие с требованиями времени отношений с иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Кроме того, Закон создаст прозрачный и открытый порядок взаимодействия с государственными органами и другими организациями в сфере трудовых отношений, предоставит иностранным гражданам широкие возможности пользования государственными услугами.
Закон одобрен сенаторами.
Далее в центре внимания был Закон Республики Узбекистан «О лицензионных, разрешительных и уведомительных процедурах».
Отмечалось, что на сегодняшний день вопросы лицензирования, выдачи разрешений и уведомления регулируются 2 законами, 1 постановлением Олий Мажлиса, 7 указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, 2 постановлениями Кабинета Министров и другими ведомственными документами.
В частности, это Закон Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятый в 2000 году, и Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года «О Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии».
Множество актов законодательства может вызвать различные неудобства для субъектов предпринимательства и населения, а также стать фактором порождения случаев коррупции.
Эти обстоятельства были изучены Комитетом Сената по вопросам бюджета и экономическим реформ в 2019 году совместно с Институтом проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе и было рекомендовано внести в Кабинет Министров новую редакцию проекта закона прямого действия.
В соответствии с этим внесенный Закон создает простую, современную систему в этой сфере, объединяя два действующих закона, Постановление Олий Мажлиса и другие акты законодательства.
Законом устанавливается порядок лицензирования и выдачи разрешений только через специальную электронную информационную систему «Лицензия» (а также Единый интерактивный портал государственных услуг) с выдачей электронного документа.
Законом отменяется требование необходимости получения отдельных лицензий или разрешительных документов филиалами и представительствами юридических лиц, а также упраздняется институт заключения лицензионного договора в связи с выдачей лицензий и документов разрешительного характера в электронной форме.
Законом впервые вводится порядок и механизмы осуществления деятельности посредством уведомления.
При этом также устанавливается порядок наложения штрафов на юридических лиц за нарушение лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур.
В результате принятия Закона будут устранены бюрократические барьеры для лицензирования и выдачи разрешений и возможные нарушения закона государственными органами, будут созданы удобства для предпринимателей, а также все процессы будут полностью оцифрованы и обеспечена их прозрачность.
Закон был одобрен сенаторами.
Далее обсуждался Закон Республики Узбекистан «Об издательской деятельности».
Когда данный Закон первоначально был включен в повестку дня четвертого пленарного заседания Сената в 2020 году, сенаторы высказали некоторые замечания и его принятие было признано нецелесообразным. В частности, требовалось исключить из Закона статьи, касающиеся лицензирования, и отсылочные нормы. Инициаторы Закона и депутаты доработали этот документ с учетом этих требований.
Внедрение только системы уведомления уполномоченного государственного органа о начале издательской деятельности вместо порядка лицензирования издательской деятельности окажет практическую помощь в развитии предпринимательства в этой сфере.
Новая редакция Закона разработана для обеспечения выполнения задач, определенных в постановлении Президента Республики Узбекистан «О Программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения».
В новой редакции Закона вводятся основные понятия, которых не было в действующем законе, а также соответствующая статья по их толкованию. Это изменение не только предупреждает неточность определенных положений в Законе, но и создает удобства в толковании текста в соответствии с современной законодательной техникой, требованиями существующей практики.
Закон предусматривает определение способов реализации мер государственной поддержки субъектов издательской деятельности, в частности, укрепление их финансового положения и материально-технической базы, привлечение инвестиций в развитие информационно-библиотечной деятельности, определение налоговых и других льгот для издательской деятельности.
Закрепляется в Законе также необходимость предоставления выходных данных издания в полиграфической продукции и их список. Такие сведения обеспечат планирование строгого аудита тиража издаваемой продукции, статистику состояния издательской отрасли и динамики развития, позволят организовать учет полиграфической продукции, выпускаемой в соответствии с международными стандартами.
Принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса об одобрении данного Закона, который важен для издания качественных книг, отвечающих духовно-нравственным и эстетическим потребностям нашего народа, особенно, молодежи, обеспечения по доступной цене книгами, поддержки и развития издательско-полиграфической сферы.
Затем в центре обсуждения был Закон Республики Узбекистан «О психиатрической помощи».
В настоящее время деятельность, связанная с оказанием психиатрической помощи, регулируется Законом Республики Узбекистан «О психиатрической помощи», принятым в 2000 году.
Данным Законом устанавливаются основные принципы оказания такой помощи, но не затрагивается ряд важных вопросов, в частности общественный контроль за оказанием психиатрической помощи, порядок рассмотрения жалоб на действия врачебно-психиатрических комиссий, нарушающих права и законные интересы граждан.
В связи с этим в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан 2018 года была разработана новая редакция Закона «О психиатрической помощи».
При разработке этого Закона изучен международный опыт, нормы законодательства США, России, Беларуси и других стран.
Принятие данного Закона даст возможность улучшить нормативно-правовую базу во всех направлениях психиатрической помощи, включая оказание добровольной, недобровольной и обязательной психиатрической помощи, обеспечивая сотрудничество между соответствующими заинтересованными министерствами и ведомствами в данной сфере. Выражая свободы и законные интересы граждан в получении психиатрической помощи, Закон защищает от необоснованного вмешательства в их жизнь, от неоправданной дискриминации в обществе лиц с психическими расстройствами, а также от общественно опасных действий таких лиц.
Через государственную систему оказываются бесплатные юридические услуги лицам с психическими расстройствами, которым также оказывается содействие в трудоустройстве. Вместе с тем, Законом предусматривается защита медицинского персонала и других специалистов при оказании психиатрической помощи.
Члены Сената одобрили данный Закон.
Далее обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
В соответствии с вносимыми изменениями в Воздушный кодекс предусмотрено, что порядок учета экспериментальных воздушных судов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Согласно поправкам в данный Кодекс также совершенствуется порядок полетов над населенными пунктами, согласно которому полеты воздушных судов над населенными пунктами выполняются по установленным маршрутам и высотам, не подвергая опасности жизнь и здоровье и (или) имущество людей на земле.
Отмечается, что отступление от установленного маршрута и высоты допускается в случае неисправности воздушного судна или при необходимости выполнить полеты для спасения жизни людей.
Устанавливается, что в особых случаях полеты воздушных судов над населенными пунктами с отступлением от установленного маршрута и высоты допускаются по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Согласно вносимым Законом изменениям в Кодекс об административной ответственности за нарушение водителями транспортных средств правил остановки или стоянки размер штрафа сокращен от трех до двух базовых расчетных величин.
Кроме того, устанавливается, что за оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия его участниками, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо существенного материального ущерба, влечет наложение штрафа в сумме тридцати базовых расчетных величин или лишение права управления транспортным средством сроком на один год либо административный арест до пятнадцати суток.
Вместе с тем, в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «Об экологическом аудите» вносятся соответствующие изменения в закон «Об экологической экспертизе», согласно которым понятие экологического аудита формулируется следующим образом:
«Экологический аудит – систематическая, документированная, независимая экологическая оценка осуществляемой хозяйственной и иной деятельности субъекта экологического аудита на предмет соблюдения им требований нормативных документов в области технического регулирования и нормативно-правовых актов, направленных на охрану».
В результате реализации данного Закона будет достигнуто предупреждение угрозы жизни и здоровью населения, его имуществу, создание дополнительных возможностей в случае неисправности воздушного судна или спасения жизни людей, предупреждение нарушений правил дорожного движения и повышение ответственности за управление транспортным средством, а также защита экологии и охраны окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Закон одобрен сенаторами.
Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием санитарно-эпидемиологической службы» также был в центре обсуждения.
Как известно, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 25 июля 2020 года упразднены Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан и Государственная инспекция санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан и их территориальные подразделения. Создана Служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан, являющаяся их правопреемником по правам, обязанностям и договорам.
Также согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2020 года Санитарно-эпидемиологическая служба является уполномоченным государственным органом, ответственным за реализацию единой государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественного здоровья, начальник этой службы одновременно является заместителем министра здравоохранения и Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан, районные (городские) отделы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья в своей деятельности подчиняются и подотчетны соответственно управлениям санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а управления санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента — непосредственно Санитарно-эпидемиологической службе.
В связи с этими изменениями, осуществленными в сфере, в некоторые действующие законодательные акты вносятся соответствующие изменения.
Кроме того, согласно внесенному Законом в статью 257 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности изменению, главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан и его заместители, главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента и их заместители, главные государственные санитарные врачи районов (городов) вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания в виде наложения штрафа от имени органов государственного санитарного надзора.
Закон одобрен сенаторами.
Затем обсуждался Закон Республики Узбекистан «О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Республикой Узбекистан, с одной стороны, и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, с другой стороны (Ташкент, 31 октября 2019 года)».
Закон предусматривает ратификацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Республикой Узбекистан, с одной стороны, и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, с другой стороны, подписанного 31 октября 2019 года в городе Ташкенте.
Отмечалось, что Соглашение охватывает такие важные цели и направления по сохранению в перспективе правовой основы узбекско-британских отношений, созданию благоприятных условий для дальнейшего продолжения контактов между деловыми кругами двух стран, а также развитию сотрудничества в политической, торгово-экономической, инвестиционной, финансовой и других сферах.
Этот документ приведен в соответствие с форматом сотрудничества между Узбекистаном и Великобританией с сохранением всех положений действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Европейском Союзом.
Документ состоит из преамбулы, 87 статей, 4 приложений и Протокола о взаимной помощи между административными органами в таможенных вопросах.
В ходе обсуждения отмечалось, что принятие данного Закона имеет важное значение для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества по всем аспектам, налаживания регулярного политического диалога по международным и региональным вопросам, создания благоприятного климата в сферах внешней торговли, инвестиций.
Закон одобрен членами Сената.
На этом первый день работы четырнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.
Источник: Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан