Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поддержки и обеспечения активного участия женщин в жизни общества

2021-03-09 | Документы

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях поднятия на качественно новый уровень деятельности по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и общественной жизни страны, оказанию всестороннего содействия в обучении, овладении профессиональными навыками и обеспечении занятости, дальнейшей поддержке предпринимательских инициатив женщин, формированию «женской тетради», системному изучению, анализу и решению проблем, потребностей и интересов женщин, включенных в данные тетради, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения»:

1. Образовать Республиканский общественный женский совет (далее – Республиканский совет) в составе согласно приложению № 1 и определить его основными задачами:

повышение социально-политической активности женщин, широкую пропаганду среди населения сути и содержания, а также значимости осуществляемых реформ по их поддержке;

оказание всестороннего содействия в обучении, овладении профессиональными навыками и обеспечении достойной работой, поддержку женского предпринимательства, выявление и правильную ориентацию способностей одаренных девушек и женщин;

повышение эффективности работы по обеспечению качества медико-социальных услуг, оказываемых женщинам в регионах, особенно в кишлаках, здорового образа жизни среди них;

определение системных мер по обеспечению жильем женщин, нуждающихся в жилье, улучшению условий жизни и труда, увеличению их доходов;

проведение углубленного анализа вопросов, связанных с правами и законными интересами женщин, разработку предложений о совершенствовании законодательства и практики разрешения имеющихся проблем на основе передового опыта;

принятие мер по повышению роли женщин в укреплении семьи, сохранении национальных и общечеловеческих ценностей, воспитании ребенка;

координацию деятельности территориальных общественных женских советов, «консультативных советов женщин» в махаллях, обеспечение их эффективного взаимодействия с государственными и общественными организациями с оказанием методической и практической помощи;

организацию адресной работы с «женскими тетрадями», осуществление общественного контроля за своевременным решением ответственными организациями, секторами проблем женщин.

2. Установить, что Республиканская комиссия по системному решению проблем и социальной поддержке женщин (Рафиков К.М.) организует работу в разрезе каждого дома и махалли с выездом на места в следующих направлениях:

организация работ по изучению проблем, потребностей и интересов женщин путем подомового обхода, эффективная организация деятельности по работе с женщинами руководителей секторов, председателей махаллей, их заместителей по делам семьи, женщин и социально-духовным вопросам;

формирование «женских тетрадей», адресная работа с женщинами, включенными в указанные тетради, организация и координация направленной на результат деятельности ответственных ведомств и руководителей по выявлению и решению проблем безработных, подвергшихся насилию женщин, находящихся в трудном социальном положении и сложной жизненной ситуации;

налаживание практики разработки и реализации руководителями секторов и советниками хокимов по вопросам женщин «дорожных карт» по решению проблем женщин на местах, ежемесячных отчетов перед местными Кенгашами народных депутатов;

организация восстановления здоровья нуждающихся женщин в санаториях и лечебно-профилактических учреждениях, а также их путешествий и отдыха с широким использованием при этом созданных условий для развития внутреннего туризма;

организация передач и выступлений по вышеперечисленным вопросам в средствах массовой информации, в частности по центральному телевидению и местным телеканалам.

3. Преобразовать Государственный целевой фонд по поддержке женщин и семьи в Государственный целевой фонд по поддержке женщин (далее – Фонд) и определить его основными задачами:

оплату первоначального взноса на жилье для женщин, оказавшихся в сложной социальной ситуации, в том числе женщин с инвалидностью, воспитывающих детей с инвалидностью, малообеспеченных, а также воспитывающих детей в неполной семье и нуждающихся в улучшении жилищных условий;

оказание содействия в финансировании мероприятий, связанных с всесторонней поддержкой, охраной здоровья женщин, развитием женского спорта, улучшением их условий труда и обучения;

размещение в установленном порядке ресурсов в коммерческие банки для всесторонней поддержки предпринимательских инициатив женщин;

оказание содействия в финансировании мероприятий, связанных с созданием условий, необходимых для овладения женщинами знаниями и навыками по профессиям, востребованным на рынке труда.

Определить, что Республиканский совет (Нарбаева Т.К., Рафиков К.М.) утверждает параметры расходов и устанавливает постоянный мониторинг правильного и эффективного использования средств Фонда.

4. Определить источниками формирования средств Фонда:

средства в размере до 300 миллиардов сумов, ежегодно выделяемые из Государственного бюджета на основании обоснованных расчетов Республиканского совета, утверждаемые Законом Республики Узбекистан;

доходы, полученные за счет размещения свободных средств Фонда на депозиты коммерческих банков;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, гранты международных финансовых институтов и зарубежных организаций;

иные источники, не запрещенные актами законодательства.

5. Установить, что:

а) средства Фонда в размере 100 миллиардов сумов, ежегодно направляемые АК «Халк банки», в 2021 году направляются по ставке на 4 процентных пункта ниже основной ставки Центрального банка, с 2022 года – по основной ставке Центрального банка;

б) за счет данных средств в целях налаживания предпринимательской деятельности женщинам, успешно освоившим нижеследующие программы, на основании рекомендации первого заместителя начальника районного (городского) отдела по поддержке махалли и семьи выделяются кредиты до 150-кратного размера базовой расчетной величины на срок до 3 лет, включая льготный период до 6 месяцев, по основной ставке Центрального банка:

учебных курсов, организованных на основе программ, одобренных Агентством по развитию предпринимательства, а также Высшей школой бизнеса и предпринимательства;

специальные учебные программы учебных курсов по обучению профессиям моноцентров «Ишга мархамат», центров профессионального обучения и пунктов профессионального обучения населения махалли Министерства занятости и трудовых отношений, а также центров женского предпринимательства или негосударственных образовательных учреждений;

в) указанные кредиты выделяются, в порядке исключения, до 1 января 2022 года – в пределах основной ставки Центрального банка, с 1 января 2022 года – по ставкам, самостоятельно устанавливаемым коммерческими банками на основе рыночных принципов. При этом по кредитам, выделяемым по ставкам, самостоятельно устанавливаемым коммерческими банками на основе рыночных принципов, применяется механизм компенсации части процентных расходов;

г) средства, выделяемые из Государственного бюджета Фонду «Обод ва хавфсиз махалла» при Министерстве по поддержке махалли и семьи и Институту «Махалла ва оила» через Государственный целевой фонд по поддержке женщин и семьи, начиная с 2021 года выделяются Министерством финансов Фонду «Обод ва хавфсиз махалла» и Институту «Махалла ва оила» напрямую.

6. Министерству финансов (Ишметов Т.А.):

а) в целях обеспечения в 2021 году жильем женщин, включенных в «женские тетради», «молодежные тетради» и «железные тетради», а также оплаты первоначального взноса по ипотечным кредитам и приобретения для них социального жилья выделить бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам областей и города Ташкента средства в размере:

по 10 миллиардов сумов – для обеспечения жильем женщин, проживающих в нежилых помещениях;

по 5 миллиардов сумов – для обеспечения жильем совершеннолетних девушек и женщин, потерявших отца, находящихся на попечении одинокой матери, нуждающихся в жилье;

б) в недельный срок направить в Фонд средства в размере 30 миллиардов сумов для лечения женщин, включенных в списки малообеспеченных женщин, нуждающихся в специальном хирургическом вмешательстве, а также включенных в «женские тетради», «молодежные тетради» и «железные тетради», сформированные в рамках системного, адресного изучения и решения проблем женщин.

Определить, что для финансирования мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте, направляется 240 миллиардов сумов за счет средств, выделенных на расходы по социально-экономическому развитию регионов на основании поручений Президента Республики Узбекистан.

7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, города Ташкента, районов (городов) обеспечить направление:

в 2021 году за счет средств Фонда поддержки женщин, включенных в «женские тетради», 80 миллиардов сумов – для оказания единовременной материальной помощи женщинам, потерявшим кормильца, женщинам с инвалидностью и нуждающимся в постороннем уходе, 11 миллиардов сумов – для выплаты компенсации на аренду жилья женщинам, проживающим в нежилых помещениях;

ежеквартально не менее 15 процентов перевыполненной части прогноза местного бюджета – в Фонд поддержки женщин, включенных в «женские тетради».

Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.Т.) обеспечить направление 150 миллиардов сумов в Фонд поддержки женщин, включенных в «женские тетради».

8. Министерству по поддержке махалли и семьи (Маруфова Г.М.) совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей, города Ташкента, районов (городов) в срок до 1 мая 2021 года сформировать списки женщин для направления средств, указанных в пунктах 6–7 настоящего постановления, приступить к осуществлению выплат.

Республиканскому совету (Нарбаева Т.К., Рафиков К.М.) установить системный контроль за своевременным и адресным расходованием выделяемых средств, а также осуществлять координацию деятельности ответственных министерств и ведомств.

9. Республиканской Ассоциации «Хунарманд» (Абдуллаев У.Т.) совместно с Министерством по поддержке махалли и семьи (Маруфова Г.М.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента реализовать меры для привлечения женщин к ремесленничеству. При этом:

в течение 2021 года в каждом регионе в порядке эксперимента внедряется деятельность кластеров, специализирующихся на видах ремесел, которыми в основном занимаются женщины;

данные кластеры охватывают деятельность по подготовке сырья для изделий ремесленничества, а также переработке и реализации сырья, формирование уставного капитала указанных кластеров осуществляется на 50 процентов за счет Государственного целевого фонда по поддержке женщин и Государственного фонда содействия занятости в равных долях, остальные 50 процентов – за счет собственных средств ремесленников.

10. Одобрить предложения Министерства занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.), Министерства финансов (Ишметов Т.А.), Министерства по поддержке махалли и семьи (Маруфова Г.М.), Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, предусматривающие:

привлечение «общественных помощников» для инспекторов труда в каждой махалле в целях эффективного ведения «женской тетради» и «молодежной тетради», оказания системной помощи по вопросам занятости безработным гражданам, а также организации работы на основе системы «махаллабай»;

заключение общественных договоров с «общественными помощниками» на срок до 11 месяцев с установлением заработной платы в полуторакратном размере минимальной оплаты труда;

финансирование заработной платы «общественных помощников» за счет Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений.

11. Министерству занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.Б.) в месячный срок внедрить:

порядок предоставления в аренду субъектам предпринимательства пустующей части профессиональных образовательных учреждений, передаваемых в свое ведение для создания учебных кабинетов и производственных цехов на срок до 30 лет на льготных условиях;

порядок оплаты арендных платежей за пустующие здания, переданные в аренду женщинам, в течение трех месяцев после прохождения ими государственной регистрации в качестве субъектов предпринимательства, до 10-кратного размера базовой расчетной величины за счет средств Государственного фонда содействия занятости,
а также предоставления в аренду пустующих зданий на срок до одного года на льготных условиях.

12. Министерству по поддержке махалли и семьи (Маруфова Г.М.) в месячный срок:

совместно с Министерством занятости и трудовых отношений объявить гранты среди негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих содействие в обучении профессиям и обеспечении занятости женщин;

совместно с Министерством финансов и Министерством юстиции внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий освобождение от государственной пошлины исковых заявлений, внесенных Министерством по поддержке махалли и семьи и его территориальными подразделениями в целях защиты прав женщин.

13. Генеральной прокуратуре (Артыкова С.Б.), Министерству юстиции (Давлетов Р.К.), Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до конца 2021 года принять меры по эффективной организации деятельности центров реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия, и предупреждения суицидов. При этом:

в месячный срок создать во всех регионах по одному образцовому центру по оказанию помощи женщинам, подвергшимся насилию;

для организации деятельности указанных образцовых центров направить в общей сложности 10 миллиардов сумов из резервного фонда Кабинета Министров, а также средства из дополнительных источников местных бюджетов.

14. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2020 года № ПП–4749 и Указом Президента Республики Узбекистан от 3 февраля 2021 года № УП–6155 начиная с 2020/2021 учебного года для девушек и женщин, имеющих рекомендацию Министерства по поддержке махалли и семьи, выделены показатели приема на основе государственного гранта, для девушек и женщин из нуждающихся семей – количество государственных грантов, выделяемых на высшее образование, увеличится в два раза и достигнет двух тысяч.

Министерству по поддержке махалли и семьи при выдаче девушкам и женщинам рекомендации для участия в конкурсе в рамках показателей приема на основе дополнительного государственного гранта уделять особое внимание девушкам из семей, включенных в «железные тетради» и «женские тетради», а также девушкам и женщинам, включенным в «молодежные тетради».

15. Внедрить порядок обучения начиная с 2021/2022 учебного года нуждающихся девушек, потерявших родителей или одного из них, и одиноких женщин, не имеющих кормильца, принятых на учебу в государственные высшие образовательные учреждения на основе базового платного контракта за счет Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также государственных высших образовательных учреждений. При этом средства на обучение покрываются:

Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента ежегодно за счет дополнительных источников местных бюджетов – по 100 девушек и женщин;

финансово устойчивыми государственными высшими образовательными учреждениями на основании решения их советов за счет своих внебюджетных средств – до 50 девушек и женщин.

16. Министерству дошкольного образования (Шин А.В.):

а) в месячный срок совместно с Министерством финансов разработать проект нормативно-правового акта, предусматривающий:

прием в дошкольные образовательные организации детей одиноких женщин, нуждающихся в социальной защите, путем включения их в льготный список;

покрытие из бюджета расходов по устройству в дошкольные образовательные организации, в том числе семейные негосударственные дошкольные учреждения, детей женщин, потерявших кормильца;

б) совместно с Министерством по поддержке махалли и семьи, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:

в двухмесячный срок провести инвентаризацию пустующих и неиспользуемых зданий (помещений) в махаллях в целях дальнейшего расширения альтернативных форм дошкольного образования, способствующих раннему развитию ребенка;

в двухмесячный срок сформировать список детей, не охваченных дошкольным образованием, в махаллях, не имеющих дошкольных образовательных организаций;

в срок до конца 2021 года принять меры по организации и обеспечению необходимыми материально-техническими средствами альтернативных форм дошкольного образования в махаллях, имеющих потребность в дошкольном образовании, в том числе в сельской местности.

17. Фонду «Эл-юрт умиди» (Бекмуродов А.Ш.) совместно с Министерством инновационного развития и Министерством высшего и среднего специального образования в месячный срок увеличить минимум на двадцать процентов долю девушек и женщин среди стипендиатов, успешно окончивших бакалавриат и направляемых на учебу в престижные образовательные, научные или иные учреждения зарубежных стран на основе стипендий Фонда «Эл-юрт умиди».

18. Палатам Олий Мажлиса в месячный срок рассмотреть вопрос об учреждении государственных наград, предусматривающих поощрение женщин, в том числе женщин с инвалидностью, за самоотверженный труд перед государством и обществом, значительный вклад, внесенный ими в повышение экономического, политического и социального потенциала нашей страны, непоколебимую волю и достигнутые результаты в научной и прикладной сферах.

19. Местным Кенгашам народных депутатов заслушивать на своих сессиях информацию руководителей ответственных государственных органов о проводимой ими работе по поддержке женщин, оказанию содействия в осуществлении предпринимательской деятельности, а также защите прав и законных интересов женщин.

20. Утвердить:

Структуру Исполнительной дирекции Государственного целевого фонда по поддержке женщин согласно приложению №2;

план мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки и обеспечения активного участия женщин в общественной жизни согласно приложению №3.

Определить, что Министерство по поддержке махалли и семьи и Фонд являются рабочими органами Республиканского совета.

21. Республиканскому совету (Нарбаева Т.К., Рафиков К.М.) в месячный срок совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций, Национальным информационным агентством Узбекистана, Министерством по поддержке махалли и семьи разработать и обеспечить исполнение медиаплана по широкой пропаганде национального имиджа современной общественно и политически активной женщины в целях укрепления роли женщин в жизни общества.

22. Национальной телерадиокомпании Узбекистана (Хаджаев А.Ж.), Министерству по поддержке махалли и семьи (Маруфова Г.М.) в двухмесячный срок наладить показ телепередачи «Иффатли аёл» с привлечением женщин, являющихся достойным примером для молодежи.

23. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в целях развития мотивации у женщин на постоянной основе организовывать встречи с наиболее авторитетными гражданами, имеющими большой практический опыт и особые заслуги в науке, искусстве, литературе, производстве, иных областях государственной и общественной деятельности.

24. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

25. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 июля 2021 года и до 1 января 2022 года.

Президент

Республики Узбекистан                                Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

5 марта 2021 года.

Поделиться