Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О комплексных мерах по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны

2020-11-26 | Документы

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях определения приоритетных направлений развития биотехнологий и совершенствования системы обеспечения биологической безопасности страны, обеспечения интеграции науки, образования и производства в данных сферах, развития экономики и социальной сферы на основе передовых биотехнологий, а также последовательной реализации задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»:

1. Утвердить:

Программу комплексных мер по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны в 2020–2024 годах согласно приложению № 1;

Программу реализации приоритетных научно-исследовательских работ, проводимых в сфере биотехнологий в 2020–2024 годах, согласно приложению № 2.

2. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) совместно с Академией наук (Юлдашев Б.С.), Министерством высшего и среднего специального образования (Маджидов И.У.), Министерством здравоохранения (Хаджибаев А.М.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Целевые показатели развития научно-исследовательских и инновационных работ в сфере биотехнологий в 2021–2024 годах для утверждения Республиканским советом по науке и технологиям.

3. Образовать Совет по биологической безопасности при Кабинете Министров (далее – Совет) и определить его основными задачами:

организацию реализации единой государственной политики в сфере обеспечения биологической безопасности страны;

подготовку, экспертную оценку и рассмотрение рекомендаций и предложений, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, предупреждение биологических рисков, создание и развитие системы мониторинга биологической опасности;

разработку действенных мер по практической реализации мероприятий, направленных на обеспечение биологической безопасности страны;

обеспечение взаимодействия министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, научно-исследовательских и образовательных учреждений, институтов гражданского общества по выполнению целевых задач обеспечения биологической безопасности страны;

обеспечение реализации положений Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении;

проведение обсуждений актуальных вопросов и проблем, возникающих во время принятия мер, имеющих важное государственное значение, и по обеспечению биологической безопасности страны, в том числе среди общественности.

4. Определить, что:

Совет является консультативным органом при Кабинете Министров и создается в целях обеспечения взаимодействия государственных органов, научных, негосударственных некоммерческих и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной политики в области биологической безопасности страны;

Совет ведет свою деятельность в форме заседаний. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в полгода.

5. Утвердить:

состав Совета по биологической безопасности при Кабинете Министров согласно приложению № 3;

Положение о Совете по биологической безопасности при Кабинете Министров согласно приложению № 4.

6. Поддержать деятельность Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток (далее – Институт), направленную на развитие фармацевтических биотехнологий и вакцинно-сывороточного дела в республике, создание отечественных иммунобиологических препаратов, определить его основными задачами в данном направлении:

проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по иммунобиологическим препаратам (вакцинам, сывороткам, тест-диагностикумам и другим) и внедрение их на практике;

научно-техническое и методическое обеспечение мер, направленных на совершенствование системы биологической безопасности страны;

создание профилактических, диагностических, лекарственных средств и препаратов против инфекционных заболеваний по вакцинно-сывороточному делу и совершенствование технологий их производства;

принятие участия в реализации научных проектов в сфере биотехнологий, иммунологии и микробиологии в рамках государственных программ научной деятельности.

7. Утвердить:

Программу по совершенствованию деятельности Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток согласно приложению № 5;

структуру Ташкентского научно-исследовательского института вакцин и сывороток согласно приложению № 6.

8. В целях эффективной организации деятельности Института:

а) Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.):

в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров программу научно-исследовательских работ и целевые показатели Института до 2025 года для утверждения Республиканским советом по науке и технологиям;

совместно с Министерством инновационного развития (Турдикулова Ш.У.) и Академией наук (Юлдашев Б.С.) в срок до 1 апреля 2021 года принять меры по укомплектованию Института высококвалифицированными научными работниками и специалистами;

информировать Кабинет Министров об эффективности организации деятельности Института 1 июля 2021 года и 1 января 2022 года;

б) Агентству по развитию фармацевтической отрасли (далее – Агентство) (Кариев С.Х.) принять меры по оснащению Института современным лабораторным оборудованием и инвентарем, оргтехникой, компьютерами и другими материально-техническими средствами;

в) Агентству по управлению государственными активами (Бекенов С.Х.), хокимияту города Ташкента (Артикходжаев Ж.А.), Агентству (Кариев С.Х.), Академии наук (Юлдашев Б.С.) и Министерству инновационного развития (Турдикулова Ш.У.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по обеспечению Института зданиями и сооружениями;

г) Кабинету Министров (Мусаев Б.А., Умаров О.М.) координировать эффективную организацию деятельности Института.

9. Установить, что:

начиная с 1 января 2021 года финансирование расходов на оплату труда работников, содержание зданий и сооружений, а также покрытие текущих расходов Института производится за счет средств Государственного бюджета;

на работников Института распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей научно-исследовательских учреждений Академии наук;

Агентство, исходя из производственной необходимости, вправе укомплектовывать опытно-производственные подразделения (штатные единицы) Института за счет средств Фонда поддержки и развития фармацевтической отрасли, а также иных источников, не запрещенных законодательством, либо путем применения механизмов аутсорсинга и государственно-частного партнерства.

10. Одобрить предложения Агентства, Министерства здравоохранения и Министерства инвестиций и внешней торговли, предусматривающие на территории инновационного научно-производственного фармацевтического кластера «Tashkent Pharma Park»:

реализацию проекта «Ввод в эксплуатацию площадки для производства вакцин» (далее – проект);

создание при Институте опытно-испытательной лаборатории, соответствующей международным стандартам уровня безопасности BSL-3 (далее – лаборатория «BSL-3»).

Определить, что:

Агентство является исполнительным органом, ответственным за эффективную реализацию проекта и создание лаборатории «BSL-3»;

Министерство инвестиций и внешней торговли осуществляет общую координацию реализации проекта и создания лаборатории «BSL-3».

Агентству (Кариев С.Х.) совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли (Вафаев Ш.А.) в двухмесячный срок обеспечить разработку концепции и технико-экономического обоснования реализации проекта и создания лаборатории «BSL-3» с привлечением ведущих проектных институтов, инжиниринговых компаний и определением источников их финансирования.

11. Определить источниками финансирования деятельности Института:

средства, выделяемые из Государственного бюджета;

средства, выделяемые по результатам конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития в рамках государственных программ научной деятельности;

средства, полученные от исполнения хозяйственных договоров
по направлениям, соответствующим деятельности Института;

благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;

гранты международных финансовых институтов и зарубежных организаций;

иные источники, не запрещенные законодательством.

12. Одобрить предложения Министерства инновационного развития и Академии наук о создании:

совместно с Университетом Копенгагена (Дания) современной фудомикс-лаборатории, научной лаборатории клеточных технологий и Национальной лаборатории «Big Data» по анализу информации большого объема, генерируемой в сферах биотехнологии, биологии, биомедицины и химии, – в Центре передовых технологий при Министерстве инновационного развития (далее – Центр передовых технологий);

научной лаборатории фитовирусологии – в Институте микробиологии Академии наук.

Определить источниками финансирования создания данных биотехнологических лабораторий средства Фонда поддержи инновационного развития и новаторских идей, средства, выделенные на государственные программы научной деятельности, кредиты и гранты международных финансовых институтов, организаций и стран-доноров, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) до конца 2021 года обеспечить ввод в эксплуатацию данных биотехнологических лабораторий.

13. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) выделить в 2021–2022 годах Фонду поддержки инновационного развития и новаторских идей средства в размере до 20 миллиардов сумов за счет средств, выделяемых на государственные программы научной деятельности, для финансирования:

реализации стартап-проектов в сфере биотехнологий;

создания и развития опытно-промышленных биотехнологических производств с условием софинансирования до 50 процентов;

приобретения научного и лабораторного оборудования в целях развития биотехнологий;

внедрения в сферу современных технологий, инновационных идей и разработок;

направления молодых специалистов за рубеж на научные стажировки, а также привлечения зарубежных специалистов
и консультантов.

14. Установить с 1 декабря 2020 года порядок, в соответствии
с которым:

а) за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности предоставляется:

поручительство по кредитам коммерческих банков, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в сфере биотехнологий, в размере до 50 процентов (50 процентов включительно) суммы кредита, не превышающей 8 миллиардов сумов;

компенсация на возмещение процентных расходов по кредитам коммерческих банков, сумма которых не превышает 10 миллиардов сумов, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в сфере биотехнологий в размере:

превышающем в 1,5 раза основную ставку Центрального банка, но не более чем на 5 процентных пунктов – по кредитам в национальной валюте;

30 процентов ставки, установленной коммерческими банками,
но не более 4 процентных пунктов – по кредитам в иностранной валюте;

б) зарубежным научным организациям, внесшим прямые инвестиции в Республику Узбекистан в размере не менее 3 миллионов долларов США для проведения научных исследований и осуществления инновационной деятельности в сфере биотехнологий, предоставляются целевые гранты в размере до 10 миллиардов сумов на проведение научных исследований за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета для государственных программ научной деятельности.

При этом:

целевые гранты на государственные программы научной деятельности предоставляются после полного освоения вложенных инвестиционных средств;

право на объекты интеллектуальной собственности, приобретенное субъектами научной деятельности за счет средств Государственного бюджета, принадлежит государству в лице государственных научных, высших образовательных и других государственных учреждений, если иное не предусмотрено договорами, заключенными с авторами объектов интеллектуальной собственности.

15. Внедрить практику, в соответствии с которой:

Центр передовых технологий ежегодно в срок до 1 декабря вносит в Совет по тарифному и нетарифному регулированию обоснованные предложения о снижении таможенных пошлин, взимаемых при ввозе субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность, не производимых в Республике Узбекистан сырья, реактивов, комплектующих, деталей, узлов, технологических документов, программного обеспечения для производства биотехнологической продукции;

Совет по тарифному и нетарифному регулированию (Умурзаков С.У.) на основе представленных предложений рассматривает вопросы снижения таможенных пошлин и выносит соответствующее решение в установленном порядке.

16. Принять к сведению, что Республика Узбекистан присоединилась к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 года).

В целях реализации положений Картахенского протокола Министерству инновационного развития (Турдикулова Ш.У.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по поэтапному внедрению маркировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции, содержащей генетически модифицированные организмы, пестициды, пищевые добавки и красители, предусматривающий в том числе:

проведение аккредитации лабораторий Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, функционирующих в регионах;

создание в научных организациях в системе Министерства сельского хозяйства, Государственном комитете ветеринарии и развития животноводства и ГУП «Центр по оказанию услуг в агропромышленном комплексе» при Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом лабораторий для выявления (исходя из реальных потребностей) генетически модифицированных организмов в составе сырья, кормов, посадочного материала для продовольственной продукции и растениеводства за счет собственных средств.

17. Министерству сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:

пересмотреть и утвердить перечень разрешенных в соответствии с Международной конвенцией по карантину и защите растений и другими соответствующими международными стандартами пестицидов и ядовитых химических веществ, а также нормы использования минеральных удобрений;

разработать и внести в Кабинет Министров комплекс мер
по увеличению объема потребления биотехнологической продукции, поэтапному переходу от использования химических удобрений, пестицидов, других ядовитых химических веществ к биопрепаратам в сельском хозяйстве.

Установить, что начиная с 1 марта 2021 года субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, производящие либо ввозящие на территорию Республики Узбекистан пестициды, гербициды и другие ядовитые химические вещества, обеспечивают внесение в установленном порядке стандартных образцов данных веществ в Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, дефолиантов и регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве Республики Узбекистан, а также их реализацию вместе с данными стандартными образцами.

18. Совету (Арипов А.Н.) в месячный срок обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров проекта правительственного решения, предусматривающего:

создание независимой системы мониторинга биологических опасностей;

создание автоматизированного информационно-аналитического и прогнозного моделирующего комплекса в рамках национальной системы обеспечения биологической безопасности;

разработку единых критериев и методической базы определения и категорирования уровня биологического риска объектов, территорий и природных явлений.

19. Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.) совместно с ответственными министерствами и ведомствами в срок до 1 марта 2021 года завершить разработку проекта закона «О биологической безопасности Республики Узбекистан» с учетом положений настоящего постановления, предусмотрев в нем следующие правовые механизмы:

обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности,
в том числе создание и функционирование национальной системы оценки опасности генетически модифицированных организмов;

оперативного финансирования целевых разработок, направленных на решение проблем, связанных с возникшими биологическими рисками.

20. Совету (Арипов А.Н.) совместно с секретарем Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан Махмудовым В.В. в недельный срок утвердить и организовать исполнение плана мер по обеспечению эффективной реализации задач и мероприятий, определенных настоящим постановлением, на 2021 год, в перспективе – ежегодно в срок до 1 декабря обеспечивать разработку и реализацию аналогичных планов мер на последующий год.

21. Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.А.) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана (Кучимов А.К.) и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (Хаджаев А.Д.) организовать выступления и тематические телепередачи о сути и значении настоящего постановления в средствах массовой информации.

22. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.Ю.) и Министерству здравоохранения (Юсупалиев Б.К.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

23. Возложить на министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. и министра здравоохранения Хаджибаева А.М. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью ответственных ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

Информировать Президента Республики Узбекистан о результативности осуществляемых мер по итогам каждого квартала.

             Президент

   Республики Узбекистан                             Ш. МИРЗИЁЕВ            

Город Ташкент,

25 ноября 2020 года.

Источник: Хокимият г. Ташкента

Поделиться