Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Объявлен рейтинг общеобразовательных школ

2020-10-23 | Образование

Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием» от 5 сентября 2018 года на Государственную инспекцию по надзору за качеством образования при Кабинете Министров возложена задача ежегодно составлять и объявлять рейтинг эффективности деятельности общеобразовательных учреждений путем отбора в разрезе районов и городов.

В 2019/2020 учебном году Инспекцией по образованию в целях определения рейтинга общеобразовательных учреждений проведены работы по изучению ситуации и опросы. На основании результатов изучения качества образования в школах районов и городов нашей страны проведен анализ и определен их рейтинг с использованием международного опыта.

3J0A9748.jpg

22 октября текущего года состоялось заседание, посвященное обсуждению объявления рейтинга общеобразовательных школ и его результатов. На заседании, которое проводилось в формате видеоконференции, приняли участие руководители Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров, Министерства народного образования, а также их региональных структурных подразделений.

3J0A9743.JPG

Главная цель внедрения системы рейтинговой оценки эффективности деятельности школ - оказание содействие образовательным учреждениям в выведении оценивания знаний учащихся по республике на уровень программ PISA (международная программа по оценке знаний 15-16-летних учащихся), TIMSS (оценивание грамотности учащихся 4 и 8-х классов по математике и естественным предметам), PIRLS (оценивание уровня и качества чтения текстов учащихся начальных классов) таких престижных учреждений, как Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) и Международная ассоциация по оценке учебных достижений (IEA).

Слайд1.JPG

Стоит подчеркнуть, что в 2019 году, когда был впервые объявлен рейтинг, было охвачено 10 % школ. А в нынешнем году запланирован охват 20 % школ республики. В целях определения рейтинга школ для 2019/2020 учебного года с 3 октября по 18 декабря 2019 года в 992 общеобразовательных учреждениях республики были проведены работы по контролю и социологические опросы. На апрель 2020 года были запланированы работы по изучению еще в 10 % школах (которые приняли участие в прошлогоднем рейтинге). К сожалению, из-за пандемии эти мероприятия не были проведены. Поэтому в текущем году объявляются результаты рейтинга, проведенного в 992 (10%) школ. Список внесенных в рейтинг школ сформирован путем отбора на основании технологии, которая утверждена Координационной комиссией по составлению рейтинга общеобразовательных учреждений. По результатам конкурса в рейтинговый список вошли 186 специализированных и 806 обычных школ.

В процессе формирования индикаторов, определяющих рейтинг школ, был изучен современный зарубежный опыт. В частности, глубоко проанализирована методика по оценке рейтингов общеобразовательных учреждений в таких странах, как США, Российская Федерация, Япония, Австралия, Швейцария, Голландия, Канада и Украина. По зарубежному опыту изучены такие индикаторы, как оценка эффективности процессов обучения и учебы в школе путем оценки знаний и навыков учащихся, а также проведения опросов среди директоров и преподавателей школ, которые являются основными критериями определения рейтинга.
Слайд2.JPG

Исходя из местного и зарубежного опыта, а также размышлений специалистов для составления рейтингов школ как основные критерии установлены следующие 4 показателя:

- показатель поступления в вуз (35 баллов);
- уровень знания учеников 9-х классов (25 баллов);
- доля преподавателей высшей и первой категорий (20 баллов);
- результаты опросов, проведенных среди учащихся и педагогов общеобразовательного учреждения (20 баллов).

Слайд3.JPG
В внедряемых индикаторах рейтинга 60% общего результата отражает уровень знания учеников.

На основании вышеупомянутых индикаторов проанализирована деятельность 992 (10% от общего числа) общеобразовательных учреждений (средних школ) в республике и определены их рейтинговые результаты на 1 июля 2020 года:

В рейтинге по территориям первые три места заняли Бухарская, Наманганская и Хорезмская области, а самые низкие показатели выявлены у Сырдарьинской, Ташкентской и Сурхандарьинской областей.

Слайд4.JPG

Общий рейтинг:
В Топ-20 вошли из Андижанской - 6, Ферганской - 4, Хорезмской - 2, Каракалпакстана - 2, Наманганской областей - 2 школы и по одной из Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей.

В худшей Топ-20 отметились школы из Кашкадарьинской - 5, Сурхандарьинской - 4, Самаркандской - 3, Ташкентской - 2, Сырдарьинской областей - 2, а из города Ташкента - 1, Андижана - 1, Каракалпакстана - 1, Бухары - 1.

Слайд5.JPG

В рейтинге специализированных школ самых высоких мест удостоились специализированная школа № 3 города Намангана, специализированная школа № 5 Элликкалинского района и специализированная школа № 5 города Коканда.
Слайд6.JPG

Среди обычных школ лучшие рейтинги показали школа № 48 города Нукуса, школа № 3 Бешарыкского района и школа № 2 города Бухары.
Слайд7.JPG

20-28% специализированных школ Андижанской, Наманганской, Ферганской и Бухарской областей внесены в Топ-100.

15-20% учебных заведений Самаркандской, Бухарской, Навоийской и Джизакской областей обозначились в Топ-100 обычных школ.

Слайд10.JPG

По показателям поступления выпускников 11-х классов в высшие учебные заведения лидируют город Ташкент (10,2%), Республика Каракалпакстан (10,4%), Навоийская (10,2%), Ферганская (10,7%) и Бухарская (16,5%) области.

Слайд8.JPG

В проверках по надзору, проведенных для определения уровня знания учеников 9-х классов, приняли участие всего 22769 учащихся. Из них положительные оценки получили 56.1% по диктанту по родному языку и 11.97% - по письменной работе по математике.
Слайд9.JPG

Лучшие результаты по диктанту показали в Сырдарьинской, Бухарской, Джизакской, Самаркандской областях. В частности, СГОШ №49 Жондорского района, школа №58 Нуратинского района, школа № 5 Пайарыкского района, школа № 31 Мирабадского района, школа № 1 Хивинского района, школа № 1 Хавасского района, СГОШИ №3 Багдадского района, СГОШИ № 65 Узбекистанского района, СГОШ № 1 Алтыарыкского района и школа № 1 Сариасийского района показали положительный результат на 100%.
По итогам проверок письменных работ по математике самые лучшие результаты показали Самаркандская, Хорезмская, Наманганская и Бухарская области. А самые низкие показатели оказались у города Ташкента, Ташкентской области и Каракалпакстана.

По долевым показателям среди учителей высшей и первой категорий верхние строчки рейтинга заняли Ферганская, Андижанская и Наманганская области. А в нижней части списка школы Самаркандской, Сурхандарьинской и Джизакской областей.
  
На опросах с учителями школ приняли участие в общей сложности 28707 кадровых педагогов. Социологический опрос проведен на основании вопросов международных исследований TALIS. Данные опросы дали возможность проверять профессиональную деятельность учителя. Во время опросов преподаватели излагали собственные мнения, суждения, а также рассказали о своей профессиональной подготовке, педагогической деятельности, об условиях, созданных в своих школах.

 Стоит отметить, что в этом году рейтинг школ охватывает 10 процентов из существующих 10000 школ, то есть 992 из них. В дальнейшем, в связи с увеличением числа школ, подключенных к оптоволоконному интернету, планируется охватить 100 процентов школ эффективным использованием современных информационных коммуникаций.

На основании анализа результатов рейтинга будут разработаны меры, направленные на формирование среды здоровой конкуренции, повышение качества образования в школах, уровня знания и педагогического мастерства педагогов, обеспечение открытости и прозрачности в деятельности общеобразовательных учреждений. В дальнейшем будут использованы все возможности по устранению недостатков.

Источник: Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Поделиться