Правительственный портал
республики узбекистан
О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами
2020-09-30 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
1. Одобрить предложения Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды (далее – Госкомэкологии), Агентства по развитию государственно-частного партнерства и Агентства по управлению государственными активами о поэтапном внедрении в регионах новой модели государственно-частного партнерства при осуществлении деятельности в сфере обращения с бытовыми отходами.
При этом в соответствии с заключаемым соглашением о государственно-частном партнерстве между государственным партнером – Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, а также территориальными органами Госкомэкологии и частным партнером:
а) государственный партнер:
осуществляет закрепление за частным партнером соответствующих территорий для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;
предоставляет в долгосрочное пользование частному партнеру полигоны отходов, состоящие на балансе государственных предприятий, с условием применения технологий сортировки и переработки отходов, а также дополнительного привлечения капитальных вложений и инвестиций;
реализует частному партнеру специальные автотранспортные средства и технику, состоящие на балансе государственных предприятий, специализирующихся на оказании услуг в сфере обращения с бытовыми отходами, в рассрочку сроком до семи лет по ценам, установленным оценочными организациями, и передает частному партнеру право распоряжения ими по итогам проекта после полной выплаты платежей;
б) частный партнер принимает на себя следующие обязательства:
обеспечение полного охвата услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов населения, проживающего на закрепленной за ним территории;
внесение инвестиций и развитие инфраструктуры санитарной очистки в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве;
создание возможности для осуществления государственным партнером контроля за движением специальных автотранспортных средств и техники, а также полигонами отходов в режиме реального времени;
обеспечение подключения к созданной государственным партнером единой электронной системе сбора и ведения учета обязательных платежей с физических и юридических лиц по утвержденным ценам за оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;
установка и запуск технологий сортировки (переработки) отходов в сроки, установленные в соглашении о государственно-частном партнерстве.
2. Утвердить «Дорожную карту» по реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов в 2020–2021 годах согласно приложению № 1.
3. Госкомэкологии совместно с Агентством по развитию государственно-частного партнерства, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей:
а) обеспечить достижение следующих показателей:
доведение уровня охвата населения услугами по сбору и вывозу бытовых отходов до 90 процентов к концу текущего года, до 100 процентов – к концу 2021 года;
доведение объема переработки твердых бытовых отходов до 21,8 процента к концу текущего года, до 36,5 процента – к концу 2021 года;
доведение до 50 процентов доли частного сектора в сфере организации услуг по сбору и вывозу бытовых отходов до конца 2022 года;
б) обеспечить аккумулирование на специальном банковском расчетном счете средств, поступающих от реализации специальных автотранспортных средств и техники в рамках проектов государственно-частного партнерства, с их направлением на обновление парка специальных автотранспортных средств и техники, а также погашение обязательств по кредитным средствам, получаемым от международных финансовых институтов под гарантию государства.
4. Установить, что с 1 января 2021 года:
тарифы обязательных платежей за оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов в регионах (за исключением платежей за отдельные услуги, предоставляемые обслуживающими организациями по договорным ценам) утверждаются после одобрения решениями соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента с первоначальным получением заключений органов по регулированию цен (тарифов);
на территориях, закрепленных в установленном порядке для оказания услуг кластерам, занимающимся комплексным обращением с бытовыми отходами, заготовка (закупка, прием) вторичного сырья (за исключением закупки лома металлов и отходов) осуществляется данными кластерами через пункты приема (за исключением закупки или приема вторичного сырья перерабатывающими предприятиями через принадлежащие им пункты, расположенные на данной территории);
запрещается извлечение и присвоение вторичного сырья, содержащегося в составе бытовых отходов, в процессе оказания услуг по вывозу бытовых отходов, а также из пунктов сбора и сортировки бытовых отходов без согласия организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере обращения с бытовыми отходами;
обновляемый перечень кластеров, имеющих соответствующие технологии и мощности для транспортировки, сортировки, утилизации и переработки бытовых отходов, а также данные о территориях, закрепленных для оказания им услуг, формируются Госкомэкологии и размещаются на его официальном веб-сайте.
5. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2021 года:
а) строительные отходы, образующиеся при осуществлении работ по строительству, реконструкции, ремонту или сносу зданий и сооружений, в том числе дорог и инженерных коммуникаций (далее – строительные работы), направляются в первую очередь на вторичное использование, переработку или утилизацию;
б) допускается размещение в установленном порядке строительных отходов на полигонах в случае отсутствия на территории расположения (района или города) объекта, где проводятся строительные работы, предприятий, обладающих соответствующими технологиями и мощностями для утилизации и переработки данных отходов;
в) при разработке проектной документации по строительным работам предусматриваются проектные решения по определению объемов и мест сбора строительных отходов, образующихся в процессе строительства, а также проведению связанных с ними работ;
г) в жилых зонах, где планируется размещение новых строящихся многоквартирных домов:
потребность в создании пунктов сбора бытовых отходов изучается совместно со специализированной организацией, оказывающей услуги в сфере обращения с бытовыми отходами на данной территории и предусматривается в материалах оценки воздействия материалов, предпроектной и проектной документации по выделению (отбору) земельных участков под строительство на окружающую среду;
не разрешается принятие в эксплуатацию многоэтажных жилых домов с количеством более 300 квартир, не оборудованных пунктами сбора бытовых отходов;
д) на юридические и физические лица – собственников строительных отходов, образующихся в результате проведения строительных работ, возлагаются следующие обязательства:
осуществление раздельного сбора и временного хранения отходов, образующихся на объектах, где проводятся строительные работы;
сдача и реализация строительных отходов юридическим лицам, занимающимся их сбором, транспортировкой, утилизацией и (или) переработкой, либо выполнение данных работ своими силами;
заключение соответствующих договоров с организациями, специализирующимися на оказании услуг по вывозу отходов, или организациями, имеющими полигоны отходов, в случаях размещения строительных отходов на полигонах;
е) юридические и физические лица, занимающиеся перевозкой строительных отходов, при оказании данных услуг должны иметь документ, предусматривающий сдачу (реализацию) ими строительных отходов организациям, занимающимся утилизацией и (или) переработкой строительных отходов, либо размещение отходов на полигон отходов.
6. Утвердить:
Адресные программы строительства и оснащения полигонов строительных и бытовых отходов за счет средств местных бюджетов в 2020 – 2021 годах согласно приложениям №№ 2 и 3;
Целевые индикаторы в сфере обращения с бытовыми отходами, достижение которых обеспечивается Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в 2020 – 2021 годах, согласно приложениям №№ 4.1 – 4.13.
Предоставить Республиканской комиссии по координации и совершенствованию системы обращения с отходами (Раматов), образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года №ПП–2916, право вносить изменения в адресные программы и целевые индикаторы, предусмотренные настоящим пунктом.
7. Установить, что с 1 января 2021 года:
фотоснимки и видеозаписи о правонарушениях в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования, отправленные населением в специальную информационную систему Госкомэкологии в сети Интернет, рассматриваются в порядке, установленном Кодексом об административной ответственности;
лица, отправившие фотоснимки и видеозаписи о фактах правонарушений, поощряются денежной премией в размере пятнадцати процентов от суммы штрафа, взысканного с правонарушителя;
установление личности правонарушителей на отправленных фотоснимках и видеозаписях по фактам правонарушений осуществляется органами внутренних дел на основании запроса территориальных органов Госкомэкологии;
не допускается разглашение информации о лицах, представивших фотоснимки, видеозаписи и сообщения о фактах правонарушений.
8. Госкомэкологии:
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций до 1 января 2021 года обеспечить создание в Интернете специальной информационной системы, позволяющей населению осуществлять общественный контроль за состоянием окружающей среды, в том числе работ по обращению с бытовыми и строительными отходами с возможностью размещения фото-и видеоматериалов о правонарушениях в данной сфере, а также внедрение системы принятия оперативных мер по каждому сообщенному факту;
установить тесное взаимодействие с гражданами, негосударственными некоммерческими организациями и средствами массовой информации по эффективной организации экологического воспитания и пропаганды в сфере обращения с отходами, а также ведению общественного экологического контроля;
усилить меры по подготовке информационно-аналитических и медиа-материалов, направленных на повышение осведомленности общественности о состоянии экологии и охраны окружающей среды, повышению экологической культуры, своевременной профилактике правонарушений;
совместно с Министерством по поддержке махалли и семьи координировать работы по формированию органами самоуправления граждан системы общественных инспекторов экологического контроля.
9. Госкомэкологии совместно с Министерством занятости и трудовых отношений обеспечить:
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, занимающихся переработкой отходов на основе современных навыков в моноцентрах «Ишга мархамат» и центрах профессионального обучения системы Министерства занятости и трудовых отношений, а также занятость безработных граждан в данном направлении;
привлечение представителей организаций-производителей новых технологий или ведущих зарубежных специалистов, обладающих навыками их эксплуатации, к образовательному процессу моноцентров «Ишга мархамат» и центров профессионального обучения для обучения использованию новых технологий (в том числе с помощью средств видеоконференцсвязи) в случаях привлечения к процессу обращения с отходами новых технологий из-за рубежа.
10. Госкомэкологии обеспечить организацию учебных курсов по переподготовке и повышению квалификации специалистов организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере обращения с бытовыми отходами, в Центре переподготовки и повышения квалификации работников, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды (далее – Центр).
Установить, что до 1 января 2022 года 50 процентов расходов на переподготовку и повышение квалификации в Центре специалистов частных организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере обращения с бытовыми отходами, покрываются за счет средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами Госкомэкологии.
11. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с АК «Узавтосаноат» в трехмесячный срок пересмотреть себестоимость производимой в республике специальной техники, предназначенной для транспортировки бытовых отходов, с принятием мер для ее снижения.
12. Госкомэкологии до 1 января 2021 года внести в Кабинет Министров проекты:
закона, предусматривающего увеличение размера штрафных санкций за сброс бытовых и строительных отходов в неустановленные места, усиление ответственности граждан и должностных лиц за совершение правонарушений в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами;
совместно с Министерством строительства Положения о порядке обращения со строительными отходами;
Закона Республики Узбекистан «Об отходах» в новой редакции.
13. Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования и Министерству здравоохранения:
в месячный срок проанализировать состояние дебиторской и кредиторской задолженностей между организациями, оказывающими услуги по вывозу отходов, и организациями своей системы с принятием мер, необходимых для их уменьшения;
начиная с 2021 года осуществлять контроль за предусмотрением бюджетных средств, достаточных на расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг за сбор и вывоз бытовых отходов и закупкой контейнеров для отходов при регистрации в финансовых органах сметы расходов бюджетных организаций.
14. Министерству внутренних дел совместно с Госкомэкологии, Министерством транспорта, Государственным налоговым комитетом, Службой санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:
усилить контроль и пропагандистскую работу по соблюдению требований настоящего постановления и иных актов законодательства в сфере обращения с отходами;
установить контроль за соблюдением требований законодательства о деятельности по заготовке (закупке, приему), транспортировке и реализации вторичного сырья на территории, закрепленной за кластерами по комплексному обращению с бытовыми отходами.
15. В целях дальнейшего совершенствования системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами обеспечить реализацию настоящего постановления в следующем порядке:
а) первому заместителю Премьер-министра – председателю Республиканской комиссии по координации и совершенствованию системы обращения с отходами Раматову А.:
обеспечить своевременное и качественное исполнение настоящего постановления, изучить выполнение установленных мер с выездом в регионы, организовать и координировать эффективную деятельность ответственных министерств и ведомств, своевременно устранять выявленные недостатки;
обеспечить организацию современных полигонов отходов для комплексной реализации работ по утилизации, переработке и захоронению отходов согласно приложениям №№ 2 и 3 к настоящему постановлению, а также привлечение частных партнеров к работе по строительству полигонов отходов с условием их последующей передачи частным партнерам в установленном порядке;
до 1 июня 2021 года обеспечить принятие правительственного решения, предусматривающего утверждение Адресной программы строительства и оснащения полигонов строительных отходов за счет средств местных бюджетов на 2022 – 2023 годы, включающей в себя:
выделение в установленном порядке в не менее трех районах Ташкентской области земельных площадей не менее 5 гектаров каждая под строительство полигонов строительных отходов, а также их строительство и оборудование для размещения строительных отходов, образующихся в городе Ташкенте;
выделение, строительство и оборудование в установленном порядке земельных площадей не менее 5 гектаров каждая под строительство полигонов строительных отходов для областных центров, крупных городов и города Нукуса;
б) первому заместителю председателя Госкомэкологии Обломурадову Н.:
обеспечить реализацию проектов государственно-частного партнерства по сбору, вывозу и переработке бытовых отходов в регионах согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;
обеспечить полную реализацию установленных мер по совершенствованию системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами с усилением государственного экологического контроля в данной сфере;
в) директору Агентства по развитию государственно-частного партнерства Холжигитову Г.:
оказывать содействие инициаторам проекта в реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе разработке концепций, соглашений и тендерной документации конкретных проектов;
вести мониторинг реализации проектов государственно-частного партнерства в данной сфере;
г) Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимам областей:
оказывать всестороннее содействие субъектам предпринимательства в реализации проектов государственно-частного партнерства в соответствующих регионах;
своевременно определить и выделить из местных бюджетов необходимые средства, требуемые для реализации адресных программ, указанных в приложениях №№ 2 и 3 к настоящему постановлению;
обеспечить безусловное достижение целевых индикаторов в сфере обращения с отходами в 2020 – 2021 годах согласно приложениям №№ 4.1 – 4.13 к настоящему постановлению;
обеспечить передачу в 2021 году государственным унитарным предприятиям «Тоза худуд» Госкомэкологии управление полигонами, построенными за счет местных бюджетов без привлечения частных партнеров.
16. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению №5.
17. Госкомэкологии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
18. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
29 сентября 2020 года.
Источник: УзА