Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Министерство юстиции получило сертификат международного стандарта по противодействию коррупции ISO 37001:2016. Как министерство этого достигло?

2020-09-09 | Общество

При этом данный сертификат охватывает все направления деятельности министерства. Международный стандарт ISO 37001: 2016 предусматривает внедрение приемлемых и соизмеримых мер в целях предупреждения, обнаружения и принятия мер в отношении коррупции, а также минимизации коррупционных рисков. 

Формула успеха

Какой путь прошло Министерство юстиции, чтобы добиться признания?

Министерство юстиции подошло к этому вопросу комплексно, выработав собственную формулу борьбы с коррупцией. В конце 2018 года принято решение условно объявить 2019 год в министерстве годом кадров и борьбы с коррупцией.
В связи с этим разработаны и утверждены два ключевых программ – по работе с кадровым потенциалом и противодействию коррупции. В основу их легли передовая практика и опыт правоохранительных органов зарубежных стран, которые по праву считаются передовика в мире в борьбе с коррупцией.

Так, внедрена практическая система управления конфликтами интересов в деятельности сотрудников. Создана база деклараций о конфликте интересов сотрудников. Налаженная прозрачная система отбора, приема на работу и аттестации персонала в органах и учреждениях юстиции позволила обеспечить справедливость, честность и беспристрастность, недопущение землячества и непотизма. В трудовые договоры введены антикоррупционные нормы.

Важный фактор противодействия коррупции — открытость и прозрачность деятельности. Этим и обусловлен запуск еще одной программы — «Open Justice» («Открытая юстиция»). Она включает в себя новые подходы и механизмы информирования общественности о деятельности министерства (от приема на работу до информации, связанной с финансовой деятельностью).

Первая фаза: вовлечение общественности и открытость

Мировой опыт показывает, что развитие любого государственного органа невозможно без трансформации трех взаимосвязанных сфер: кадры, противодействие коррупции и обеспечение открытости.

Первая фаза стратегии министерства по противодействию коррупции охватила осуществлялась в период первой половины 2019 года. Для выявления возможных рисков и проявлений коррупции, превышения сотрудниками своих полномочий или их бездействия Министерство юстиции призвало на помощь широкую общественность. Поэтому было разрешено использование гражданами средств аудио и видеозаписи в зданиях органов и учреждений юстиции. Общественный контроль позволил повысить ответственность сотрудников.

Создан совет по борьбе с коррупцией в системе министерства. Утверждена методика оценки коррупционных рисков, сформирован перечень функций (полномочий) и должностей, наиболее подверженных коррупционным рискам. Системный анализ деятельности органов и учреждений юстиции позволил не только выявлять направления и сферы, наиболее подверженные коррупционным рискам, но и своевременно принимать действенные меры по недопущению правонарушений.

В мессенджере Telegram запущен специальный бот — @antikorbot, чтобы предоставить населению дополнительные возможности для оперативного оповещения о коррупционных правонарушениях в органах и учреждениях юстиции. За это время через @antikorbot поступило более 2,5 тысячи сообщений. По итогам служебной проверки 20 сотрудников отстранены от занимаемых должностей, в отношении четырех возбуждены уголовные дела. Вместе с тем, проведено 1 028 краткосрочных проверок с целью установления постоянного контроля за трудовой дисциплиной сотрудников органов и учреждений юстиции, соблюдением этических норм, качеством выполнения возложенных на них задач. В результате 832 сотрудника привлечены к ответственности. По итогам 670 мероприятий «тайный клиент» привлечено к ответственности еще 221 сотрудник.

В числе нововведений стала онлайн-трансляция в Интернете конкурса по назначению на вакантные должности нотариусов. Тем самым удалось, во-первых, обеспечить максимальную прозрачность отбора, во-вторых, — утверждения на должность нотариуса добросовестных специалистов.

Вторая фаза: комплаенс-контроль и ведомственная политика

При этом продолжалось изучение опыта Сингапура, Франции, США, Германии и Латвии, анализ отчетов и рекомендаций международных организаций. На их основе подготовлены аналитические материалы и внесены коррективы в ведомственную программу.

Критический анализ проделанной работы, достигнутых результатов по итогам первой фазы позволил выявить сильные и слабые стороны, выработать план действий для второй фазы.

Вторая фаза проходила в период с июля 2019 года по август 2020 года. Что сделано за это время?

Разработана политика Министерства юстиции по противодействия коррупции, в которой определены основные направления и подходы по борьбе с коррупцией. Наряду с этим приняты меры по внедрению в систему министерства антикоррупционного комплаенс-контроля.

Система ведомственного комплаенса включает в себя комплекс превентивных и профилактических мер по обеспечению соблюдения профессиональных и этических норм, снижению риска несоблюдения законодательства и правил внутреннего распорядка, а также предотвращения серьезного материального ущерба.

Совместно с ПРООН реализован проект по внедрению антикоррупционного комплаенс-контроля в органах и учреждениях юстиции с привлечением международных экспертов компании «KPMG International», которая входит в четверку крупнейших аудиторских и консалтинговых компаний в мире. В первую очередь в рамках системы были оценены и классифицированы по уровню риска коррупционные риски (492) при выполнении функций, возложенных на министерство и его учреждения. Затем приняты правовые и организационные меры для снижения их воздействия. В частности, кардинально обновлено более 10 внутренних документов министерства (политика по противодействию коррупции, регламент по работе с сообщениями о коррупции, методические основы оценки рисков), в министерстве образован отдел по борьбе с коррупцией.

Внедрены механизмы противодействия коррупции в деятельности органов и учреждений юстиции. В частности, осуществляется систематическое обучение персонала, запущена новая платформа e-study.adliya.uz для развития у сотрудников навыков противодействия коррупции. К минимуму сведены коррупционные правонарушения и преступления.

К примеру, если в 2019 году уголовные дела возбуждены в отношении 6 сотрудников органов и учреждений юстиции, 4 из которых были причастны к коррупционным правонарушениям. За истекший период 2020 года было зарегистрировано 2 преступления.

Прозрачная система приема на работу и увольнения: количество жалоб сократилось в 4 раза

Налажена прозрачная система отбора и назначения, аттестации и материального поощрения сотрудников. Всего в конкурсах по приему и назначению на вакантные должности участвовали 3 900 кандидатов. Они проводились под онлайн-контролем общественности. По итогам этих конкурсов 1 300 человек назначены на разные должности. Автоматизирован процесс оценки эффективности персонала, разработана электронная система управления кадрами. За первые 6 месяцев 2020 года количество жалоб, связанных с процессом приема на работу и увольнением, снизилось с 41 до 11 по сравнению с соответствующим периодом 2019 года, то есть в 4 раза.

Сотрудникам запрещено получать подарки от граждан, сотрудников других организаций, в том числе в ходе командировок на места и зарубежные страны. Презенты, полученные в заграничных поездках, передаются в министерство.

Кроме того, введена практика проверки контрагентов в сфере государственных закупок, установлено обязательное включение антикоррупционных условий в заключаемые контракты. Усилена организационная база для сообщения о коррупционных правонарушениях в системе и устранения выявленных случаев. Наряду с Telegram-ботом @antikorbot эффективно используются «телефон доверия» и специальная форма на веб-сайте министерства.

Практический результат принятых мер — резкое снижение количества жалоб на действия сотрудников органов и учреждений юстиции. Если в первом полугодии 2019 года поступило 1 119 таких жалоб, то за аналогичный период текущего года — 672.

Комплексная работа в этом направлении продолжается. В числе приоритетных задач — превращение органов и учреждений в сферу без коррупции путем полной реализации мер, предусмотренных антикоррупционной политикой Министерства юстиции.

Источник: Министерство Юстиции Республики Узбекистан

Поделиться