Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О мерах по коренному совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан

2020-07-30 | Документы

Постановление Президента Республики Узбекистан

В последние годы реализованы целенаправленные меры по защите населения и территории республики от сейсмической опасности, созданы условия для проведения научно-исследовательских работ в области сейсмологии и сейсмостойкого строительства на уровне мировых стандартов, укреплена материально-техническая база сети станций слежения за напряженно-деформированным состоянием земной коры, используемых для оценки сейсмической опасности и регистрации предвестников землетрясений.

Вместе с тем, вследствие того, что территория нашей страны расположена в сейсмоактивных зонах, существует необходимость предупреждения сейсмической опасности, защиты населения и территорий от сейсмической опасности, совершенствования системы подготовки кадров в данном направлении, а также постоянной реализации целенаправленных программ и научных исследований в сфере.

В целях развития сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности на основе мировых стандартов, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»:

1. Утвердить Программу по совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности в Республике Узбекистан (далее – Программа) согласно приложению №1.

Определить основными направлениями обеспечения сейсмической безопасности:

совершенствование правовых основ обеспечения сейсмической безопасности населения;

принятие мер по снижению уровня сейсмической опасности;

осуществление контроля за сейсмостойкостью зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, а также сдаваемых в эксплуатацию;

осуществление контроля за сейсмостойкостью водохранилищ и гидротехнических сооружений, расположенных на территории республики;

широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сферу обеспечения сейсмической безопасности;

внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмической безопасности и сейсмостойкости;

совершенствование научных основ и технологий обеспечения сейсмической безопасности и сейсмостойкости.

2. Возложить на Межведомственный научно-технический совет по сейсмологии, сейсмостойкому строительству и сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан (далее – Совет), утвержденный постановлением Президента Республики Узбекистан от 9 августа 2017 года № ПП–3190, задачу обеспечения качественной и своевременной реализации мероприятий, определенных Программой.

3. Определить в сфере сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности:

Академию наук Республики Узбекистан – государственным научным учреждением, ответственным за разработку и внедрение в практику методологии по оценке и районированию сейсмической опасности и риска в различных масштабах, прогнозированию землетрясений по срокам, а также создание инженерно-геологических основ и технологий оценки разного уровня сейсмической опасности;

Министерство строительства Республики Узбекистан – государственным органом управления, ответственным за осуществление оценки и контроля на предмет соответствия требованиям нормативных актов по сейсмической безопасности проектов и качества строительства объектов, строящихся на территории республики, обеспечение сейсмостойкости зданий существующей застройки городов, разработку мероприятий по снижению сейсмической опасности сооружений;

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан – государственным органом управления, ответственным за проведение мониторинга сейсмической опасности на территории республики и трансграничных зон, а также на природно- и техногенно-опасных территориях и важных объектах, принятие мер, необходимых для ликвидации последствий при наличии риска возникновения сильных и разрушительных землетрясений.

4. Образовать в составе Департамента по вопросам развития IT-технологий, телекоммуникаций и инновационной деятельности исполнительной структуры Кабинета Министров Республики Узбекистан Сектор по координации сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности (далее – Сектор по координации) с выделением дополнительно 3 штатных единиц.

Определить основными задачами Сектора по координации:

осуществление постоянной координации деятельности ответственных органов и организаций в сфере обеспечения сейсмической безопасности;

развитие науки в сфере сейсмологии, широкое внедрение современных информационных, в том числе инновационных, технологий;

принятие мер по цифровизации процесса прогнозирования сейсмической опасности;

осуществление постоянного мониторинга реализуемых мер по снижению уровня сейсмической опасности в республике;

организацию разработки государственных программ и нормативно-правовых актов по обеспечению сейсмической безопасности населения;

принятие совместно с соответствующими министерствами и ведомствами мер по обеспечению сейсмостойкости зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации;

разработку предложений об обеспечении сейсмостойкости сооружений, расположенных на сейсмоактивной территории республики, основываясь на результатах мониторинга.

5. Согласиться с предложением Академии наук, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства строительства и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан об образовании Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности при Кабинете Министров (далее – Фонд) без образования юридического лица.

Определить:

а) основными источниками формирования средств Фонда:

средства до 20 млрд сумов из грантовых средств, выделенных в текущем году из республиканского бюджета для научно-технических программ прикладных исследований и инновационных работ, а в последующие годы средства, выделяемые в зависимости от потребностей, определяемых исходя из расчетов Кабинета Министров;

средства технического содействия и гранты зарубежных (международных) финансовых институтов и других зарубежных доноров;

доходы, получаемые от размещения свободных средств Фонда на депозиты в коммерческих банках, и иные источники, не запрещенные законодательством;

б) направлениями расходования средств Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности:

выделение грантов для содействия научным исследованиям, поддержки исследовательских работ; 

финансирование расходов, связанных с реализацией программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, а также организацией и участием в конференциях, семинарах и других мероприятиях, в том числе в зарубежных странах;

финансирование расходов, связанных с оснащением научных лабораторий необходимым оборудованием, вычислительными техническими и комплектующими средствами, а также их установкой;

финансирование расходов, связанных с внедрением цифровых технологий в сферу обеспечения сейсмической безопасности населения и территории республики, разработкой национальных программ сейсмостойкого строительства;

укрепление материально-технической базы соответствующих направлений деятельности государственных органов и организаций, ответственных за сферу сейсмологии, обеспечение сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности;

финансирование расходов, связанных с процессом формирования электронных технических паспортов действующих зданий и сооружений, расположенных на сейсмоактивной территории республики;

поддержку ученых, в том числе молодых научных работников, достигших высоких научных результатов и внесших достойный вклад в развитие науки.

Распорядителем средств Фонда является Премьер-министр Республики Узбекистан.

6. Согласиться с предложениями Академии наук, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства строительства и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан по:

определению Туринского политехнического университета в городе Ташкенте (далее – Туринский политехнический университет) и Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека базовыми высшими образовательными учреждениями по подготовке и переподготовке кадров по направлениям образования и специальностям соответственно «Инженерная сейсмология» и «Сейсмология и сейсмометрия»;

организации начиная с 2021/2022 учебного года в данных высших образовательных учреждениях учебного процесса на этапах бакалавриата и магистратуры по направлениям образования и специальностям соответственно «Инженерная сейсмология» и «Сейсмология и сейсмометрия».

7. Создать при Туринском политехническом университете Научно-техническую лабораторию по экспериментальному исследованию зданий и сооружений (далее – Лаборатория)

и утвердить основные направления исследовательских испытаний, проводимых Лабораторией, согласно приложению №2.

Установить, что:

Лаборатория организуется в здании Технопарка Туринского политехнического университета;

финансирование работ по созданию Лаборатории и оснащению ее отдельным оборудованием производится за счет средств Фонда, средств технического содействия (грантов) международных финансовых институтов и организаций, а также иных источников, не запрещенных законодательством;

штатные единицы Лаборатории формируются за счет оптимизации профессоров-преподавателей, соискателей докторантуры и работников лаборатории «Строительные материалы и конструкции» Туринского политехнического университета;

государственные научно-исследовательские учреждения, ответственные за проведение исследований по сейсмостойкому строительству зданий и сооружений, оценке и уменьшению сейсмической опасности, пользуются Лабораторией безвозмездно.

8. Определить, что:

а) внедряется практика, в соответствии с которой:

начиная с 1 апреля 2021 года формируются электронные технические паспорта, предусматривающие сведения, необходимые для оценки сейсмической уязвимости действующих зданий, сооружений и многоэтажных жилых домов, расположенных на сейсмоактивной территории республики;

начиная с 1 мая 2021 года формируются электронные технические паспорта, предусматривающие конструктивные системы, сейсмический уровень площади строительства, показатели прочности материалов грузоподъемных конструкций многоэтажных зданий и сооружений, запланированных к новому строительству;

б) Министерство строительства совместно с Академией наук Республики Узбекистан являются ответственными организациями за внедрение данной практики;

в) при наличии прогнозов сейсмической опасности сформированные электронные технические паспорта используются в целях изучения сейсмостойкости зданий и сооружений, подготовки к ожидаемому землетрясению и ликвидации его последствий.

9. Академии наук и Министерству строительства совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:

а) в срок до 1 декабря 2020 года разработать методологию электронной технической паспортизации зданий и сооружений;

б) в срок до 1 декабря 2021 года:

разработать научно-методические основы оценки сейсмической опасности на региональном уровне, а также мелкомасштабную карту сейсмического риска территории Узбекистана;

создать на базе мелкомасштабной карты сейсмического риска программное обеспечение и обеспечить регулярное оповещение населения в целях своевременного прогнозирования и ликвидации последствий сильных землетрясений, а также эффективной реализации соответствующих профилактических мер.

10. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:

а) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 января 2021 года внедрить автоматизированную систему в процесс обмена прогнозными данными между Республиканским центром сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям и сейсмологическими и комплексными прогностическими станциями;

б) совместно с Академией наук и Министерством иностранных дел внести в Кабинет Министров предложения по налаживанию до конца 2020 года партнерских отношений с соседними государствами по вопросу прогнозирования сейсмических рисков в Центральноазиатском регионе;

в) совместно с Академией наук и Министерством строительства:

в срок до 1 апреля 2021 года разработать методическое пособие для граждан по выполнению соответствующих действий и мероприятий во время землетрясения;

разработать методическое пособие по принятию мер элементарной сейсмостойкости при строительстве частных домов (индивидуальных зданий) из сырья отечественного производства с проведением широких пропагандистских мероприятий среди населения;

г) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 апреля 2021 года:

создать мобильное приложение, обеспечивающее доведение до населения наиболее полной информации о происшедшем землетрясении;

обеспечить интеграцию оперативного обмена информацией между мобильным приложением и официальным веб-сайтом, базой данных Республиканского центра сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

11. Академии наук совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством водного хозяйства, Министерством энергетики и Министерством строительства Республики Узбекистан:

в срок до 1 ноября 2020 года разработать экспресс-методологию оценки состояния сейсмостойкости всех водохранилищ и гидротехнических сооружений;

в срок до 1 июня 2021 года сформировать паспорта оценки сейсмической уязвимости водохранилищ и гидротехнических сооружений, разработать и внести в Совет для обсуждения и утверждения меры по устранению выявленной сейсмической уязвимости водохранилищ и гидротехнических сооружений.

12. Академии наук Республики Узбекистан:

а) совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством строительства разработать и внести в Кабинет Министров:

в срок до 1 декабря 2020 года – проект закона «Об обеспечении сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан» с привлечением квалифицированных специалистов и ученых сферы;

в срок до 1 марта 2021 года – Концепцию по развитию сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности до 2030 года;

б) совместно с Министерством инновационного развития, Министерством инвестиций и внешней торговли и Фондом «Эл-юрт умиди» в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о привлечении грантов международных организаций в сферу сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности, а также организации обучения, прохождения стажировки и повышения квалификации специалистов сферы в зарубежных странах.

13. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

а) в месячный срок принять правительственные решения, предусматривающие:

организацию деятельности Фонда;

создание системы регулярного инструментального сейсмологического наблюдения за водохранилищами, расположенными на сейсмоактивной территории республики,

а также обеспечение необходимым оборудованием организаций, ответственных за данное направление;

б) в двухмесячный срок принять меры по обеспечению:

отдельным оборудованием, необходимым для полноценной организации деятельности Лаборатории;

зданием Института механики и сейсмостойкости сооружений имени М.Т.Уразбаева Академии наук;

в) в трехмесячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических сооружений» в новой редакции.

14. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента оказывать непосредственное содействие ответственным исполнителям в обеспечении качественного и своевременного выполнения задач, определенных в настоящем постановлении и Программе, в разрезе регионов.

15. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

16. Министерству юстиции совместно с Академией наук, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством строительства Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., секретаря Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан Махмудова В.В. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

 

         Президент

Республики Узбекистан                               Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

30 июля 2020 года.

Источник: УзА

Поделиться