Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О дополнительных мерах по кардинальному совершенствованию юридического образования и науки в Республике Узбекистан

2020-04-29 | Документы

Указ Президента Республики Узбекистан

За последние годы в стране реализован ряд конкретных мер по совершенствованию системы юридического образования, предусматривающих внедрение в учебно-педагогический процесс инновационно-передовых и международных образовательных стандартов, повышение кадрового потенциала и стимулирование труда профессоров-преподавателей, а также укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

Вместе с тем эффективность отечественного юридического образования остается относительно низкой, что обусловлено наличием ряда системных проблем и недостатков, которые препятствуют подготовке высококвалифицированных специалистов-юристов и развитию юридической науки в стране.

Отсутствие конкуренции в сфере подготовки юридических кадров негативно сказывается на формировании отечественной научной школы юриспруденции, ограничивает равный доступ к получению образования одаренной молодежи, особенно из регионов.

Не уделяется должное внимание практическому внедрению результатов научных исследований в сфере права, широкому использованию современных методик преподавания, а также модернизации образовательных стандартов и пересмотру учебных программ с учетом современных требований, что приводит к снижению качества юридического образования и научного потенциала.

В целях кардинального совершенствования системы юридического образования и науки, обеспечения их конкурентоспособности на международном образовательном пространстве, повышения качества подготовки юридических кадров, а также реализации задач, определенных в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года:

1. Одобрить предложение Министерства юстиции, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства высшего и среднего специального образования, Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, а также широкой юридической общественности о:

определении Ташкентского государственного юридического университета (далее – ТГЮУ) базовым высшим образовательным и научно-методическим учреждением по подготовке, переподготовке юридических кадров по специальности «юриспруденция»;

создании юридических факультетов в Самаркандском, Наманганском и Термезском государственных университетах (далее – юридические факультеты) с осуществлением приема по направлению «юриспруденция» по квотам, включая дополнительный прием по дифференцированному платному контракту, формируемым и утверждаемым в установленном порядке по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан;

образовании Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан, осуществляющего фундаментальные и прикладные исследования в области государства, права и политико-правовых учений.

2. Определить приоритетными направлениями дальнейшего развития юридического образования и правовой науки:

обеспечение подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих и честных кадров на основе современных требований, передового международного юридического опыта и потребностей рынка труда;

совершенствование кредитно-модульной системы обучения и способов оценки знаний студентов, широкое применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и модернизацию учебной базы;

обеспечение тесной связи учебного процесса и правоприменительной практики путем развития клинического юридического обучения;

активизацию сотрудничества, совместных правовых исследований, обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими образовательными

и научными учреждениями развитых зарубежных государств;

проведение научных и инновационных исследований в сфере государства и права с разработкой информационных правовых технологий и систем (LegalTech);

реализацию с зарубежными партнерами совместных образовательных программ по подготовке юридических кадров (doubledegree), активное вовлечение в учебно-образовательный процесс зарубежных ученых и специалистов;

создание открытой, прозрачной, свободной от субъективизма и злоупотреблений образовательной среды с внедрением системы «Электронный университет» (E-University);

повышение конкурентоспособности отечественного юридического образования путем реализации мер по включению ТГЮУ и юридических факультетов в рейтинги международно признанных образовательных учреждений.

3. Внедрить порядок формирования заказа на подготовку юридических кадров, в соответствии с которым:

параметры приема в ТГЮУ, юридические факультеты и юридические техникумы формируются с учетом текущей и перспективной потребности в юридических кадрах в органах государственной власти и управления, организациях различных форм собственности, в том числе субъектах предпринимательства, на основе анализа в разрезе каждого региона, отраслей экономики и социальной сферы с созданием электронной платформы мониторинга и прогнозирования потребностей в юридических кадрах;

органы государственной власти и управления, органы государственной власти на местах, Торгово-промышленная палата и Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана ежегодно в установленные сроки представляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан информацию о потребностях работодателей в юридических кадрах;

организации всех форм собственности, включая субъекты предпринимательства, вправе участвовать в формировании заказа на подготовку юридических кадров, в том числе осуществлять оплату стоимости обучения кадров в ТГЮУ, юридических факультетах и юридических техникумах с принятием ими обязательств о непрерывной работе после окончания обучения в организации-заказчике в течение срока, определяемого в договоре;

внедряется конкурсный отбор образовательных учреждений, осуществляющих подготовку юридических кадров, для размещения заказа на подготовку юридических кадров с организацией подготовки специалистов на договорной основе совместно с потенциальными работодателями (образовательные кластеры).

Министерству юстиции Республики Узбекистан:

совместно с Торгово-промышленной палатой и Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана на регулярной основе оказывать содействие субъектам предпринимательства, в том числе сельскохозяйственным производителям, в организации собственных юридических служб;

совместно с Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством экономического развития и сокращения бедности в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по пересмотру Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих с расширением перечня должностей, для замещения которых необходимо юридическое образование.

4. Утвердить новый состав Попечительского совета Ташкентского государственного юридического университета согласно приложению № 1.

Возложить на Попечительский совет, наряду с задачами, определенными законодательством, обеспечение эффективного формирования заказа на подготовку юридических

кадров на основе глубокого анализа текущей и перспективной потребностей в юридических кадрах в органах государственной власти и управления, органах государственной власти на местах, организациях различных форм собственности, в том числе субъектах предпринимательства.

5. Принять к сведению, что:

в ТГЮУ функционирует Центр исследования японского права, созданный совместно с Нагойским университетом (Япония), содействующий подготовке квалифицированных юридических кадров со знанием японского языка и права, академическому обмену и проведению совместных научных правовых исследований;

достигнута договоренность с Регенсбургским университетом (Федеративная Республика Германия) об открытии в ТГЮУ

в 2020 году Центра немецкого права и сравнительно-правовых исследований, направленного на подготовку высококвалифицированных юридических кадров со знанием немецкого языка и права;

ведутся переговоры с высшими образовательными учреждениями Великобритании и Китайской Народной Республики о создании в ТГЮУ центров исследования английского и китайского права.

Министерству юстиции совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан оказывать всестороннее содействие ТГЮУ в организации деятельности центров исследования зарубежного права.

6. Согласиться с предложениями Министерства юстиции Республики Узбекистан и ТГЮУ о:

а) создании в ТГЮУ Факультета международного права и сравнительного правоведения (далее – Факультет) с возложением на него следующих основных задач:

подготовка высококвалифицированных юридических кадров на основе глубокого изучения международного частного права, в том числе права международного арбитража, а также сравнительного исследования отечественного и японского, немецкого права и правовых систем развитых зарубежных государств;

выработка предложений по имплементации норм международного права и совершенствованию национального законодательства с учетом результатов сравнительных исследований права и правовых систем Японии, Германии и других развитых зарубежных государств;

организация на системной основе стажировок, обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими высшими образовательными учреждениями зарубежных государств с целью сравнительного исследования зарубежного права и правовых систем;

участие в разработке проектов нормативно-правовых актов в области конституционного, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права;

б) определении в качестве основных партнеров Факультета со стороны Японии – Нагойского университета, со стороны Федеративной Республики Германия – Регенсбургского университета.

Установить, что:

центры исследования зарубежного права функционируют в структуре Факультета;

на базе Факультета создается площадка по организации с зарубежными образовательными учреждениями и международными организациями совместных исследовательских, учебно-образовательных и иных проектов в области права;

к учебному процессу на Факультете активно привлекается профессорско-преподавательский состав зарубежных высших образовательных учреждений.

7. Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок обеспечить проведение переговоров с представителями Нагойского и Регенсбургского университетов

и других высших образовательных учреждений зарубежных государств, международных организаций с утверждением по итогам:

Программы мер по организации перевода на государственный язык и публикации серии учебной литературы по юридическим дисциплинам ведущих японских, немецких и других зарубежных ученых на 2020–2025 годы;

Графика обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими высшими образовательными учреждениями зарубежных государств, а также организации стажировок на 2021–2022 годы.

Предусмотреть, что финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции, а также средств спонсоров и доноров.

8. Хокимияту города Ташкента совместно с Министерством строительства, Министерством юстиции, Министерством высшего и среднего специального образования, а также Министерством финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок изучить возможности возведения в городе Ташкенте современного кампуса ТГЮУ, включающего инфраструктуру, необходимую для организации инновационного учебного процесса, с внесением обоснованных предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

9. Одобрить предложения Министерства юстиции, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, предусматривающие начиная с 2020/2021 учебного года:

осуществление приема в магистратуру ТГЮУ граждан Республики Узбекистан путем тестовых испытаний, проводимых Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Государственный центр тестирования), внедрив программы дистанционного, заочного и вечернего обучения для лиц с базовым высшим юридическим образованием без отрыва от производства;

осуществление приема без вступительных тестовых испытаний на платно-контрактной основе, вне параметров приема, руководящих работников, имеющих базовое высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа работы по юридическому направлению в центральных органах государственной власти и управления, на основе рекомендации первого руководителя соответствующего государственного органа в магистратуру для обучения по программе дистанционного, заочного и вечернего обучения без отрыва от производства;

внедрение порядка приема в магистратуру ТГЮУ выпускников, окончивших с отличием бакалавриат по направлению «юриспруденция», без вступительных тестовых испытаний на платно-контрактной основе с оплатой 50 процентов стоимости обучения, вне параметров приема, с принятием обязательства о непрерывной работе не менее трех лет в ТГЮУ, юридических факультетах, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ после окончания обучения;

организацию в ТГЮУ, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ на платной основе подготовительных и других курсов, летних и зимних школ, в том числе для иностранных граждан.

10. Предоставить право ректору ТГЮУ за счет внебюджетных средств (платно-контрактных, в том числе дифференцированного платного контракта):

привлекать зарубежных специалистов в качестве консультантов, лекторов и преподавателей с установлением им размеров заработной платы и иных выплат с учетом фактической конъюнктуры на рынке труда;

осуществлять оплату стоимости обучения и связанных с ним расходов перспективных выпускников бакалавриата, магистратуры и работников ТГЮУ в магистратуре и докторантуре зарубежных образовательных и научных учреждений с условием принятия ими обязательства о непрерывной работе не менее трех лет в ТГЮУ после окончания обучения;

выделять стипендии и гранты одаренным студентам ТГЮУ и учащимся академического лицея при ТГЮУ.

11. Принять к сведению, что с 1 января 2020 года ТГЮУ переведен на систему самофинансирования с учетом его финансовой устойчивости и повышенной востребованности на рынке образовательных услуг.

Определить, что ТГЮУ, наряду с правами, предоставленными высшим образовательным учреждениям, перешедшим на систему самофинансирования, также самостоятельно осуществляет:

координацию учебно-методического процесса академического лицея при ТГЮУ, разработку и утверждение его структуры, учебных планов и программ, определение параметров приема и направления образования с учетом обеспечения непрерывности и преемственности образования;

нормирование труда педагогических работников юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ;

реализацию совместных образовательных программ и создание совместных факультетов в ТГЮУ, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ на основе соглашений с зарубежными партнерами;

определение параметров дополнительного приема в бакалавриат и магистратуру ТГЮУ по дифференцированному платному контракту с установлением стоимости оплаты за обучение;

определение блоков предметов тестовых испытаний при поступлении в бакалавриат и магистратуру, а также сроков обучения и порядка посещения студентами учебных занятий;

организацию на условиях аутсорсинга преподавания непрофильных дисциплин и проведения факультативных занятий в ТГЮУ и академическом лицее при ТГЮУ;

заключение и реализацию всех видов соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе по строительству и использованию зданий, сооружений ТГЮУ и академического лицея при ТГЮУ;

создание коммерческих и некоммерческих организаций (стартапы, фонды и другие) для коммерциализации инновационной и научной деятельности, а также привлечения финансовых ресурсов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;

утверждение сметы доходов и расходов, штатного расписания, бизнес-плана на финансовый год, внесение в них изменений и дополнений, а также осуществление капитального ремонта, реконструкции зданий и сооружений, установление системы и порядка оплаты труда работников ТГЮУ и академического лицея при ТГЮУ по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан.

12. Утвердить «Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию деятельности Ташкентского государственного юридического университета согласно приложению № 2.

13. Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок обеспечить:

утверждение Антикоррупционной программы, кодекса этики работников и студентов (учащихся), прозрачного порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений, а также создание Комиссии по противодействию коррупции;

разработку и утверждение комплексного плана мер по вхождению ТГЮУ в перечень лучших высших образовательных учреждений в рейтингах международно признанных организаций до 2030 года, а также повышению его позиции в национальном рейтинге;

разработку совместно с Палатой адвокатов, Нотариальной палатой Республики Узбекистан и иными заинтересованными ведомствами и внесение в Кабинет Министров проекта правительственного решения по совершенствованию системы повышения квалификации адвокатов, нотариусов, работников органов ЗАГСа, юрисконсультов и иных работников с учетом современных требований и международных стандартов;

создание публикуемого на регулярной основе реферируемого студенческого юридического журнала;

оказание содействия в образовании при ТГЮУ общественного объединения молодых юристов, объединяющего на добровольных началах студентов ТГЮУ и других высших образовательных учреждений республики, осуществляющих подготовку юридических кадров;

разработку комплекса мер по подготовке серии учебников и учебных пособий нового поколения с учетом проводимых правовых реформ и с привлечением зарубежных ученых и специалистов, а также обновлению и пересмотру учебных планов и программ с учетом потребностей современного этапа реформ в стране и передового зарубежного опыта.

14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

реализовать комплексные меры по организации деятельности юридических факультетов в Самаркандском, Наманганском и Термезском государственных университетах;

обеспечить укомплектование юридических факультетов педагогическими кадрами высокой квалификации, владеющими современными формами и методами обучения, научным потенциалом и практическим опытом работы;

организовать на юридических факультетах учебный процесс на основе кредитно-модульной системы, широкого внедрения и использования современных образовательных технологий, новейшего информационного и учебно-лабораторного оборудования;

обеспечить подготовку и реализацию на ежегодной основе программ стажировки преподавателей юридических факультетов в ведущих образовательных учреждениях, научно-исследовательских центрах, законодательных, судебных, правоохранительных и других органах Узбекистана, а также зарубежных государств;

в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров обоснованные предложения по укреплению материально-технической базы юридических факультетов.

Предоставить право ректорам высших образовательных учреждений, в которых создаются юридические факультеты, устанавливать дополнительные надбавки профессорско-преподавательскому составу юридических факультетов с учетом конкретных результатов работы за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений, поступающих от обучения студентов на данных факультетах.

15. Установить, что:

а) начиная с 2020/2021 учебного года в юридических техникумах:

учебный процесс организуется с применением кредитно-модульной системы с сокращением количества непрофильных дисциплин;

прием граждан Республики Узбекистан осуществляется путем тестовых испытаний, проводимых Государственным центром тестирования с внедрением порядка дополнительного приема по дифференцированному платному контракту;

дипломы установленного образца зарубежных образовательных учреждений (бакалавриат, магистратура), выданные лицам, продолжившим обучение после завершения совместных образовательных программ и совместных факультетов юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ, признаются документом о высшем образовании в Республике Узбекистан без дополнительных административных процедур;

педагогические и руководящие работники, проработавшие не менее трех лет в юридических техникумах, имеющие базовое высшее юридическое образование, вправе поступать в магистратуру ТГЮУ без вступительных тестовых испытаний на платно-контрактной основе, вне параметров приема, с принятием обязательства о непрерывной работе не менее трех лет в органах и учреждениях юстиции, прежде всего в юридических техникумах, после окончания обучения согласно распределению;

б) начиная с 2020/2021 учебного года в академическом лицее при ТГЮУ вводится порядок дополнительного приема на платно-контрактной основе, в том числе по дифференцированному платному контракту, с самостоятельным определением ТГЮУ порядка и параметров приема, а также стоимости оплаты за обучение;

в) начиная с 2021/2022 учебного года выпускники академического лицея при ТГЮУ, имеющие высокую успеваемость по всем предметам, вправе поступать в ТГЮУ без вступительных тестовых испытаний путем индивидуального собеседования на платно-контрактной основе вне параметров приема.

16. Определить, что:

Государственный образовательный стандарт для области образования «Право» разрабатывается и утверждается Министерством высшего и среднего специального образования по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан;

профессорско-преподавательский состав и другие работники ТГЮУ, юридических факультетов и юридических техникумов не могут привлекаться к другой работе министерств и ведомств,

кроме учебной, научно-исследовательской и духовно-просветительской деятельности, а также оказанию услуг в рамках договоров;

все средства, поступающие от реализации основных средств и товарно-материальных ценностей, организации платных курсов и оказания других видов услуг, аккумулируются в фондах развития ТГЮУ и юридических техникумов, которые самостоятельно распоряжаются данными средствами;

начиная с 1 мая 2020 года средства от сдачи имущества ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ в аренду полностью направляются в фонды развития данных учреждений за вычетом вознаграждения оператора электронной торговой площадки;

ТГЮУ предоставляется право организовывать дистанционную, заочную и вечернюю формы обучения;

ТГЮУ освобождается от всех отчислений в фонды, формируемые за счет поступлений от обучения на платно-контрактной основе высших образовательных учреждений.

17. Уполномочить Министерство юстиции Республики Узбекистан:

утверждать стоимость платно-контрактного обучения и сроки его оплаты, а также параметры дополнительного приема и стоимость обучения в юридических техникумах по дифференцированному платному контракту;

разрабатывать и утверждать типовые штаты (нормативы) административно-управленческого, учебно-вспомогательного, инженерно-технического, обслуживающего и прочего персонала ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ, а также структуры юридических техникумов;

приравнивать размеры оплаты труда работников ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ к базовым должностным окладам руководящих работников и преподавателей данных учреждений за счет внебюджетных средств (платно-контрактных, в том числе дифференцированного платного контракта);

определять сроки и форму обучения в юридических техникумах с учетом передового международного опыта;

обсуждать и утверждать годовые и другие финансовые отчеты образовательных учреждений системы Министерства юстиции Республики Узбекистан;

определять полномочия ректора и Совета ТГЮУ, а также систему и порядок оплаты труда работников юридических техникумов;

выделять стипендии и гранты одаренным студентам (учащимся) образовательных учреждений системы Министерства юстиции, а также гранты работникам органов и учреждений юстиции для оплаты обучения, прохождения стажировок и связанных с ними расходов в зарубежных образовательных, научных и иных организациях за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции.

18. Министерству юстиции, Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Палате адвокатов, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

а) на постоянной основе оказывать всестороннее содействие ТГЮУ и юридическим факультетам в эффективной организации учебного процесса путем привлечения практических работников министерств и ведомств для проведения лекций, мастер-классов, семинаров-тренингов, направленных на обеспечение тесной связи теоретической подготовки с правоприменительной практикой;

б) в трехмесячный срок:

внести предложения по установлению порядка осуществления адвокатской деятельности педагогическим составом ТГЮУ, юридических факультетов и юридических техникумов без прохождения стажировки в адвокатском формировании и с сохранением основного места работы в ТГЮУ, юридических факультетах и юридических техникумах;

обеспечить совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами организацию кафедр ТГЮУ и юридических факультетов с созданием необходимых условий для проведения практических занятий и исследований;

предоставить ТГЮУ, юридическим факультетам и юридическим техникумам доступ к статистической, архивной и другой информации в своих ведомствах (за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством), а также обеспечить подключение к системе видеоконференцсвязи, позволяющей проводить образовательные мероприятия.

19. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых имеются образовательные учреждения, осуществляющие подготовку юридических кадров, принять меры по совершенствованию порядка приема на учебу и организации учебного процесса с учетом положений настоящего Указа.

20. Кабинету Министров Республики Узбекистан в трехмесячный срок принять постановление Кабинета Министров об организации деятельности Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан.

21. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 28 июня 2013 года № ПП–1990 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров».

22. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

23. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

24. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

 

          Президент

Республики Узбекистан                         Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

29 апреля 2020 года.

Поделиться