Правительственный портал
республики узбекистан
Определены задачи по развитию науки, просвещения и цифровой экономики
2020-01-24 | Политика
Глава государства обозначил приоритеты по первоочередному развитию сфер, указанных в названии 2020 года:
“В частности, в наступившем году мы должны довести уровень охвата детей дошкольным образованием до 60 процентов. На эти цели из бюджета будет выделено 2 триллиона сумов. Впервые в нашей стране будет внедрена система подготовки детей к школе с 6-летнего возраста. Из бюджета на эти цели выделяется 130 миллиардов сумов. В данном процессе будут участвовать и частные дошкольные образовательные учреждения.
В 2020 году за счет на 1,7 триллиона сумов бюджетных ассигнований будет возведено 36 новых школ, капитально отремонтировано 216 школ. Предусматривается также создать 55 частных школ с доведением их общего числа до 141.
Мы внедрим систему прогрессивной оплаты труда для учителей, обладающих большим педагогическим мастерством и соответствующей квалификацией, достигших конкретных результатов в своей деятельности.
Необходимо усовершенствовать школьные учебные программы на основе передового зарубежного опыта, пересмотреть учебную нагрузку и изучаемые дисциплины, привести их в соответствие с международными стандартами, повысить качество учебников и учебной литературы.
Для подготовки к предстоящему в 2021 году внедрению в Узбекистане международной системы оценки школьного образования будет определено 348 базовых школ, повышена квалификация свыше 6 тысяч учителей.
С нынешнего учебного года внедряется совершенно новая система профессионального образования, будет организовано 340 профессиональных школ, 147 колледжей и 143 техникума.
В целях обеспечения соответствия квалификации кадров требованиям международного рынка труда нам нужно разработать Национальную систему квалификаций, что позволит готовить кадры почти по 9 тысячам специальностей.
Мы обязаны создать все условия для нашей молодежи, которая стремится к получению высшего образования, самосовершенствованию, хочет связать свою жизнь с наукой. Поэтому мы доведем охват выпускников школ высшим образованием как минимум до 25 процентов в 2020 году и до 50-60 процентов в перспективе.
Необходимо отметить, что увеличение охвата высшим образованием не должно достигаться за счет платно-контрактного обучения.
Как вы смотрите на то, чтобы мы в 2 раза увеличили долю государственных грантов на поступление в вузы?
Будут выделены отдельные гранты для девушек. Комитету женщин следует разработать критерии отбора кандидатов на обучение на основе таких грантов.
Необходимо оптимизировать вступительные экзамены в высшие учебные заведения, уделить особое внимание упрощению условий приема, предоставлению вузами реально востребованных знаний.
Так, следует создать национальную тестовую систему оценки знания родного языка. При этом учащийся будет иметь возможность сдать данный экзамен в любое время и получить соответствующее свидетельство, в результате не будет необходимости в повторной сдаче тестов по родному языку при поступлении в вуз.
На основе зарубежного опыта будут усовершенствованы стандарты высшего образования, пересмотрены его направления и структура изучаемых дисциплин. Вдвое сократится количество дисциплин, не имеющих отношения к приобретаемой специальности.
Мы должны перейти к кредитно-модульной системе в высшем образовании. С этого года для 6 направлений педагогического образования определен 3-летний срок обучения. Такие изменения будут осуществлены и в других направлениях.
Высшим учебным заведениям поэтапно будет предоставлена академическая и финансовая самостоятельность. На самофинансирование в этом году перейдут 10 вузов.
Кроме того, на конкурсной основе мы определим не менее 5 вузов и совместно с ведущими зарубежными вузами начнем их трансформацию.
Нам предстоит определить конкретные приоритеты в сфере науки.
Ни одно государство не способно развивать все отрасли науки одновременно. Поэтому каждый год мы будем уделять внимание развитию нескольких важных направлений.
В нынешнем году будут приняты меры по широкому развитию фундаментальных и прикладных исследований в таких областях, как математика, химия и биология, геология, созданы все условия для ученых. Также необходимо кардинально пересмотреть механизм предоставления целевых грантов для фундаментальных и инновационных исследований.
Следует сформировать электронную платформу научных достижений, базу отечественных и зарубежных научных разработок.
Каждому высшему образовательному и научно-исследовательскому учреждению нужно наладить сотрудничество с ведущими зарубежными университетами и научными центрами.
В этом году по линии фонда “Эл-юрт умиди” за рубеж будут направлены более 700 ученых и преподавателей для проведения научных исследований и повышения квалификации.
В перспективе нам необходимо увеличить количество грантов в 2 раза и расширить направления исследований.
В 2020 году мы должны совершить коренной поворот в развитии “цифровой экономики”. В первую очередь необходимо полностью цифровизировать сферы строительства, энергетики, сельского и водного хозяйства, транспорта, геологии, здравоохранения, образования, кадастрового и архивного дела.
Вместе с тем следует критически пересмотреть систему “Электронное правительство”, реализуемые в ее рамках программы и проекты, комплексно решить все организационные и институциональные вопросы.
В настоящее время в Ташкенте создается “IT-парк” с современной инфраструктурой. Мы уже видим первые результаты его работы. Такие «IT-парки» будут также организованы в Нукусе, Бухаре, Намангане, Самарканде, Гулистане и Ургенче.
В целях подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий совместно с нашими зарубежными партнерами был запущен проект “1 миллион программистов”.
Современные информационные технологии необходимо внедрить на всех этапах системы образования.
Учитывая, что в прошлом году завершились работы по подключению всех городов и районных центров к сетям высокоскоростного интернета, нам следует в ближайшие 2 года обеспечить такой возможностью все села и махалли. Сегодня высокоскоростной доступ к интернету имеют более 7 тысяч учреждений здравоохранения, дошкольного и школьного образования, а через 2 года их число увеличится еще на 12 тысяч.
С учетом всех этих задач нам необходимо в течение двух месяцев завершить разработку программы “Цифровой Узбекистан – 2030”. В дальнейшем для координации этой работы на системной основе будут введены отдельные должности заместителя Премьер-министра, заместителей руководителей министерств и ведомств, хокимов на местах.
Парламенту целесообразно регулярно заслушивать отчеты Правительства, руководителей отраслей и регионов об осуществляемой работе по развитию науки, просвещения и цифровой экономики.»
Послание продолжается.