Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Реформы в сфере народного образования

2020-01-14 | Образование

В 2019 году Министерством народного образования Узбекистана осуществлены меры по повышению статуса учителей в обществе, совершенствованию инфраструктуры, привлечению учеников в кружки в рамках пяти инициатив Президента и повышению качества образования.

Концепция развития системы народного образования до 2030 года

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 29 апреля 2019 года подписал указ «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года».

В концепции обозначены существующие проблемы в сфере народного образования и пути их решения. В частности, в концепции определены 9 направлений реформ и 48 целевых показателей.

Основными направлениями Концепции определены:

вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 30 передовых стран мира по рейтингу оценки образовательных достижений учащихся PISA (The Programme for International Student Assessment);
качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;
совершенствование методики преподавания, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса;
внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сфере народного образования;
укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования и повышение эффективности бюджетного финансирования;
внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитании молодежи и обеспечении ее занятости;
расширение конкурентной среды в системе народного образования за счёт развития государственно-частного партнерства;
применение на практике комплекса мер, включающих в себя пять инициатив, направленных на создание дополнительных условий для воспитания молодежи;
поэтапное повышение базовых тарифных ставок работников общеобразовательных учреждений;

Реализация целевых показателей позволит улучшить содержание образования и повысить качество кадрового состава. Будет повышен статус учителей в обществе. Будет реализован комплекса мер, включающих в себя пять инициатив, направленных на создание дополнительных условий для воспитания молодежи. Ученики будут привлечены в учреждения культуры, искусства и спорта. Дети будут обучены использованию современных компьютерных технологий и интернета.

Эффективное осуществление Концепции развития системы народного образования до 2030 года даст толчок к повышению качества образования в Узбекистане.

Повышение статуса учителей

Учителя играют важную роль в эффективной организации воспитания и обучения детей. Повышение статуса учителей в обществе является одним из важных направлений реформ, осуществляемые под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева.

В сложные годы переходного периода духовно-просветительская среда в школах оказалась уязвимой, снизились авторитет и престиж учительской профессии. От учителей требовали не обеспечение качества образования, а участие в сельскохозяйственных работах и благоустройстве населённых пунктов.

В результате политической воли Президента учителя были освобождены от сельскохозяйственных работ, участия в благоустройстве населённых пунктов и других форм принудительного труда.

Широкая работа ведется и по стимулированию труда педагогов. За последние три года размер заработной платы учителей был увеличен в среднем в 2,5 раза. Определены четкие критерии стимулирования труда педагогов, работающих в отдаленных районах, им выплачиваются надбавки в размере до 50 процентов. Это позволило привлечь более тысячи учителей в отдаленные местности, в которых ощущалась нехватка таких специалистов. Учителям, продолжающим работать в пенсионном возрасте, пенсия выплачивается в полном размере. При этом Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев дал поручение по дальнейшему повышению зарплат учителей.

Повышение знаний и квалификации учителей

После создания условий для работы учителей теперь основной их задачей станет повышение качества образования.

В 2019 году Министерство народного образования Узбекистана в сотрудничестве с Государственным центром тестирования провело экзамены среди учителей. По итогам экзаменов будут проведены индивидуальные курсы повышения квалификации учителей.

В этом направлении специалистами Министерства народного образования разработан проект постановления Президента «О развитии системы непрерывного профессионального развития сотрудников системы народного образования».

Проектом постановления предлагается полностью пересмотреть систему непрерывного профессионального развития сотрудников системы народного образования. В частности, предлагается создать Институты педагогических навыков на базе региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования.

Документом также предлагается создать Академию народного образования имени А.Авлони на базе Института повышения квалификации работников народного образования имени А.Авлони для развития фундаментальных, научных и практических исследований и т.д.

Проектом постановления предлагается внедрение дистанционных и смешенных форм образования для повышения квалификации учителей, а также кредитно-модульной системы повышения квалификации учителей, что позволит работникам народного образования самостоятельно поддерживать профессиональное развитие и учитывать их профессиональные потребности.

Также предлагается внедрить обучение на рабочем месте для непрерывного профессионального развития учителей.

Документом предлагается ввести должность «ментор» для постоянного развития и поддержки профессиональной деятельности учителей вместо методистов. Учителя высшей категории и высококвалифицированные специалисты будут работать менторами и их зарплаты будут 1,15-1,35 раза выше, чем у учителей высшей категории.

Проектом постановления предлагается внедрить систему профессионального сертифицирования учителей. Сертификат для руководителей школ будет выдаваться на три года, а учителям – на пять лет. На первом этапе процесс сертификации пройдут учителя, которые имеют категории, а потом те учителя, которые не имеют категорию.

После получения сертификата со стороны учителя без категории, условия оплаты труда будет приравниваться условиям второй квалификационной категории.

Нужно отметить, что специалисты с дипломами вузов не всегда готовы преподавать в школах. Например, специалист не имеет достаточных педологических навыков для работы с детьми или не знает психологию детей. В результате в классах возникают конфликты между учителями и учениками.

Система сертификации предоставит возможность отобрать опытных, образованных и психологически готовых учителей, что позволит защитить детей и обеспечит качество образования.

Новая система также послужит мотивацией для учителей работать над собой, так как зарплаты лицензированных учителей будет выше, чем нелицензированные.

Согласно Концепции, система сертификации будет внедряться поэтапно. Ожидается, что к 2021 году 5% от общего количества учителей получат сертификаты, а к 2030 году – 20%.

Для информации, сейчас в системе народного образования работают более 481,6 тыс. учителей, из которых 2,7% являются учителями высшей категории, 11,4% - учителями первой категории и 26% - учителями второй категории. Остальные 46,4% учителей не имеют категории.

Для обеспечения прозрачности и справедливости системы сертификации планируется открыть новый центр и привлечь иностранную организацию с опытом проведения таких экзаменов. Иностранная компания будет гарантировать транспарентность процессов сертификации. После того как специалисты нового центра изучат иностранный опыт, местные специалисты самостоятельно будут проводить сертификацию учителей.

Внедрение систем оценок

Еще одной проблемой системы народного образования является отсутствие единой системы оценки. На базе международного опыта для объективного определения качества образования создаются критерии оценки знаний учеников.

В частности, были проанализированы данные о поступлении выпускников школ в высшие учебные заведения в 2019 году. По итогам изучения, выявлено, что ни один из выпускников более 2 тыс. школ не смогли поступить в вузы.

Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров в этом году впервые объявила рейтинг школ. Рейтинг основан на четырех показателях: степень образовательной подготовки и показатель качества знаний по общеобразовательным предметам выпускников; степень знаний учеников 9-го класса; доля учителей высшей и первой категории; результаты опроса учеников и педагогического коллектива.

В 2020 году при сотрудничестве с Агентством США по международному развитию (USAID) будут проведены исследования по оценке навыков чтения (EGRA) и математики (EGMA) среди учащихся начальных классов (2 и 4 классов). Сейчас ведутся подготовительные работы для проведения исследований. В ноябре 2019 года тестовые исследования EGRA и EGMA прошли в некоторых школах Узбекистана.

В 2021 году знания учащихся школ Узбекистана будут оценены в рамках исследований PISA и PIRLS. Эти международные исследования позволят сравнить систему образования с другими странами и определить недостатки.

Совершенствование школьной инфраструктуры

Поддержка школ стала национальным движением. Школьная инфраструктура улучшается в рамках всех государственных программ и за счет средств местных хокимиятов.

В последние три года улучшена материально-техническая база школ и построено 157 новых школ. В тоже время:

•        улучшена отопительная система 2864 школ;

•        ограждено территория 493 школ;

•        173 школ обеспечены питьевой водой;

•        в 175 школах построены столовые;

•        в 579 школах построены санузлы;

•        В 181 школе отремонтировано системы канализации.

За счет строительство 53 новых школ и реконструкции 210 школ в 646 школах снижен коэффициент загруженности до уровня 1,5.

В сотрудничестве с хокимиятами в 2019 году за счет средств республиканского и местного бюджета в 1 113 школах осуществлены строительно-ремонтные работы на 2,4 трлн. сумов.

За счет средств республиканского бюджета на сумму 1,8 трлн. сумов осуществлены строительно-ремонтные работы в 660 объектах системы народного образования (506 объектов в рамках инвестиционной программы, 56 объектов за счет дополнительных средств, выделенных Ташкентской области, 50 объектов за счет дополнительных средств, выделенных городу Ташкент, 29 объектов в соответствии с решением №708 Кабинета министров и 19 объектов в соответствии с протоколами по итогам визитов Президента, постановления и поручения правительства).

За счет средств местных бюджетов (в рамках программ «Обод кишлок», «Обод махалла», «Обод марказ» и местных ресурсов) осуществлены работы на сумму 808,4 млрд. сумов в 472 школах.

Кроме этого, за счет средств местных бюджетов в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» реализованы работа на сумму 552,56 млрд. сумов в 388 общеобразовательных школах.

За счет преобразования 383 профессиональных колледжей в школы (создано 154 новых школ и 229 дополнительных корпусов школ) создано 224 тыс. дополнительных учебных мест.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 26 ноября 2019 года подписал постановление «О мерах по созданию «Современных школ».

Согласно постановлению, школы в Узбекистане будут строиться и реконструироваться на основе передовых архитектурных решений и энергосберегающих технологий, направленных на создание необходимых условий для качественного обучения и воспитания молодежи в соответствии с международными требованиями.

До 1 марта 2020 года поручено разработать и утвердить типовые проекты строительства и реконструкции «Современных школ», соответствующие зарубежному опыту и природно-климатическим условиям страны, предусматривающие альтернативные источники энергии и экологически чистые материалы, энергосберегающие и передовые технологии и инженерные решения.

Также, до 1 марта 2020 года будут разработаны и утверждены новые нормы оснащения средних общеобразовательных учреждений современной мебелью и оборудованием, учебно-лабораторным оборудованием, учебно-методическими материалами, компьютерами и мультимедийными средствами, а также средствами видеонаблюдения.

Будет проведена работа по созданию критерий оценивания средних общеобразовательных учреждений на основе требований к «Современным школам» и порядка предоставления статуса «Современной школы» средним общеобразовательным учреждениям.

Средним общеобразовательным учреждениям, отвечающим требованиям к «Современным школам», будут выданы сертификаты соответствия надлежащей степени.

К руководящим и педагогическим сотрудникам средних общеобразовательных учреждений, имеющих сертификат соответствия «Современной школы», будут применены повышенные ставки оплаты труда и материального стимулирования.

В соответствии с документом, Узбекистан в 2020-2022 годах направит 4,05 трлн. сумов на строительство, реконструкцию, ремонт и оснащение общеобразовательных школ в рамках проекта «Современная школа».

Система работы с одаренной молодежью

В 2019 году начата работа по совершенствованию системы работы с одаренной молодёжью и развития их способностей.

Создаются Президентские школы, которые станут своего рода локомотивом реформ в совершенствовании качества образования в республике. Президентские школы открылись в Ташкенте, Хиве, Нукусе и Намангане.

Процесс обучения в Президентских школах осуществляется по программе «STEAM – образование» (Science – естественные науки, Technology – технологии, Engineering – техническое творчество, Art – искусство, Mathematics – математика), что позволит одаренной молодежи еще больше развивать мышление, силу воли, творческий потенциал и гибкость. Уроки по этим направлениям будут проводиться на английском языке. Школа обеспечена учебниками и пособиями для преподавания дисциплин по методике STEAM.

Для патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, в Президентских школах будет уделено специальное внимание глубокому изучению родного языка и литературы, истории и другим предметам, которые будут преподаваться на узбекском языке.

В зависимости от интересов и особенностей учащихся в 9-11 классах обучение в Президентской школе предполагает индивидуализацию учебного процесса.

Выпускникам Президентских школ, кроме документа об образовании установленного государственного образца (свидетельство, аттестат), будут иметь возможность (при прохождении экзаменов) получить дипломы соответствующей программы международного уровня (International Baccalaureate, Advanced Placement или International Advanced Levels), предоставляющие возможность поступления в ведущие зарубежные высшие образовательные учреждения.

Также в 2019 году созданы несколько школ творчества. В Узбекистане сейчас функционируют 9 школ творчеств, где обучаются более 1,61 тыс. детей.

3 мая 2019 года принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации непрерывной системы выявления одаренной молодежи и подготовки высококвалифицированных кадров».

В постановлении отмечается, что победители международных олимпиад и их учителя награждаются единовременной денежной премией в следующих размерах минимальной заработной платы за:

1-е место (золотая медаль) – в 500 (111,5 млн. сумов), учителю – в 450-кратном размере (100,35 млн. сумов);
2-е место (серебряная медаль) – в 300 (66,9 млн. сумов), учителю – в 250-кратном размере (55,75 млн. сумов);
3-е место (бронзовая медаль) – в 200 (44,6 млн. сумов), учителю – в 150-кратном размере (33,45 млн. сумов).

В 2019 году сборные Узбекистана выиграли 8 медалей международных олимпиад. В частности, члены сборной Узбекистана завоевали одну бронзовую медаль и 3 диплома в рамках 60-й Международной олимпиады по математике (11-2 июля, г. Бат, Великобритания), три бронзовые медали в рамках 30-й Международной олимпиады по биологии (14-21 июля, г. Сегед, Венгрия), две серебряные и две бронзовые награды в рамках 51-й Международной олимпиады по химии (21-30 июля, г. Париж, Франция).

Для поощрения призеров международных олимпиад и их учителей в 2019 году выделено 714 млн. сумов.

5 инициатив Президента

В рамках реализации пяти инициатив Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в общеобразовательных школах созданы различные кружки, секции и клубы. В частности, в кружки по направлению культура и искусство привлечены 779 тыс. детей, в спортивные секции – 1,1 млн. детей, в кружки по направлению информационные технологии – 444 тыс. детей, в клубы чтения – 264 тыс. детей. При этом 377 тыс. девушек привлечены к активной социальной жизни. В общей сложности в кружки, секции и клубы привлечены 2,9 млн. учащиеся, что составляет 47,5% от общего количества учеников.

Приоритетные задачи Министерства народного образования на 2020 год

Для создания условий учащиеся для поступления в вузы в 10-11 классах поэтапно будут внедрены вариативные учебные программы исходя из потребностей и интересов учеников (вместо 15 предметов дети будут получать знания по 8 предметам).

Одним из важных направлений деятельности Министерства станет развитие частного сектора, включая через реализацию проектов государственно-частного партнерства.

В сотрудничестве с Азиатским банком развития будет реализован проект государственно-частного партнерства по строительству, ремонту, оснащению и эксплуатации школ в Сергелийском районе.

В рамках проекта «Современная школа» будут разработаны современные требования по строительству, реконструкции, оснащению и организации работы школ. На базе этих требований будут подготовлены типовые проекты «Современных школ».

Будет пересмотрено содержание учебников. Планируется внедрение альтернативных учебников.

В марте 2020 года будут проведены исследования по оценке навыков чтения (EGRA) и математики (EGMA) среди учащихся начальных классов, что позволит объективно оценить качество образования в начальных классах и принять меры по повышению качества начального образования.

Будет расширено внедрение электронных систем “электронный дневник” gis.uzedu.uz, ish.uzedu.uz, online-maktab.uz, kitob.uz, stat.uzedu.uz, emis.uzedu.uz, Khan Academy O‘zbek и т.д. В результате поэтапно классные журналы и дневники будут переведены в электронный формат.

Планируется сформировать базу электронных книг и онлайн уроков по узбекскому языку. Будет создана платформа с данными о всех школах и открытых вакансиях. Будет запущен сайт olympiad.uzedu.uz для проведения ежеквартальных онлайн олимпиад.

В сотрудничестве с партнерами из США будут оценены навыки учителей английского языка и разработаны меры по повышению их квалификации (проект English Speaking Naiton). При содействии российских партнеров также будут оценены навыки учителей русского языка и приняты меры по повышению их квалификации.

Будет пересмотрена учебная программа по узбекскому языку для упрощения преподования узбекского языка и развития навыков учащихся.

Стартует совместный проект с партнерами США по совершенствованию учебных программ и учебников по информационным технологиям (проект IT Nation).

Будут проведены дополнительные предметные олимпиады по биологии, химии, математике, физике, информатике и информационным технологиям, а также налажена работа по системной подготовке учащихся к международным олимпиадам.

Поэтапно будет внедрен предмет «Воспитание» для развития чувства патриотизма и национальных идей у учеников.

Поделиться