Правительственный портал
республики узбекистан
Разработаны стандарты требований к персоналу в сфере туризма
2019-12-03 | Туризм
В свете ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан важным аспектом является подготовка персонала, оказывающего услуги гостиниц и других средств размещения, ресторанов, туристско-экскурсионные, общественного питания, по обслуживанию горнолыжных трасс и пляжей и другие.
Выше указанные услуги подлежат обязательной и добровольной сертификации, которую осуществляет ГУП «Центр сертификации туристских услуг. «Центром» совместно с Техническим Комитетом по стандартизации в области туризма разработаны и введены в действие ряд государственных стандартов Республики Узбекистан, регламентирующих требования к оказываемым услугам туристской индустрии.
В настоящее время разработаны государственные стандарты Oʻz DSt 3417:2019 «Туристские услуги. Общие требования к обслуживающему персоналу средств размещения» и Oʻz DSt 3418:2019 «Туристские услуги. Общие требования к персоналу туроператоров и турагентов», в которых определены требования к персоналу туристской индустрии.
Можно выделить общие требования к персоналу: - базовая профессиональная подготовка; - практический опыт в соответствии с занимаемой должностью; - знание основ трудового законодательства; - соблюдение стандартов и нормативно-правовых актов в соответствующей деятельности; - знание и соблюдение профессиональной этики поведения; - высокая оперативность и коммуникабельность; - готовность к постоянному сотрудничеству со службами, обеспечивающими безопасность туристов; - умение оказывать первую медицинскую помощь и обладать специальными знаниями и умением при оказании услуг лицам с ограниченными физическими возможностями; - знание иностранных языков или наиболее часто употребляемого языка общения.
Конкретные функциональные обязанности для каждой категории персонала отражены в должностных инструкциях, где также указаны права и квалификационные требования. Базовое образование персонал получает в высших учебных заведениях Республики и за рубежом, а также колледжах и специализированных курсах в зависимости от сферы деятельности. Требования к обслуживающему персоналу в индустрии туризма в первую очередь базируется на гостеприимстве. Особенно это относится к нашей республике. Узбекистан всегда славился гостеприимством. Гостеприимство трактуется как любезный прием гостей, радушное отношение к гостям. Туризм и гостеприимность нельзя рассматривать отдельно. Туристы являются потребителями разнообразных услуг в зависимости от целей их путешествия.
Деятельность персонала должна быть направлена на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей вообще. Индустрия гостеприимства включает различные сферы деятельности услуг - это туризм (въездной, выездной, внутренний, экстремальный, познавательный и др.), отдых, включая санаторно-курортное лечение, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, организацию культурных мероприятий (конкурсов, выставок, музеев, конференций, экскурсионную деятельность и другие).
Персонал, важнейший ресурс в сфере туристской индустрии и от его компетентности, доброжелательности, профессионализма зависит удовлетворенность потребителей услуг. В связи с чем, настоящие государственные стандарты, определяющие требования к персоналу содержат критерии оценки обслуживающего персонала. Необходимо идентифицировать риски при оказании услуг в зависимости от заявленной деятельности и иметь процедуры для реагирования на риски с целью их минимизации до приемлемого уровня или вообще исключения негативного влияния.
В зависимости от опыта деятельности туроператора разрабатывается процедура оценки персонала, в соответствии с которой, например, Рабочая группа и оценивает каждого сотрудника. Желательно в запланированные периоды проводить внутреннюю самооценку и анализ собственной деятельности, что позволит оценить сильные и слабые стороны в деятельности. Конечный итог - разработка мероприятий по улучшению деятельности.
Компетентный персонал - основа успешной деятельности предприятия, оказывающего услуги.