Правительственный портал
республики узбекистан
Состоялись заседания комитетов Сената
2019-08-22 | Политика
22 августа 2019 года в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоялись заседания комитетов верхней палаты парламента.
На них рассмотрены вопросы, включенные в повестку дня двадцать первого пленарного заседания Сената.
Сенаторы предварительно обсудили отчет Кабинета Министров Республики Узбекистан о ходе реализации во втором квартале 2019 года Государственной программы «Год активных инвестиций и социального развития».
Комитеты Сената Олий Мажлиса, рассматривая отчет Кабинета Министров Республики Узбекистан, выработали мнения и предложения, которые подлежат обязательному и всестороннему обсуждению на двадцать первом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса.
По рассмотренным в ходе заседаний вопросам приняты соответствующие решения комитетов.
***
На совместном заседании Комитета по вопросам науки, образования и здравоохранения и Комитета по вопросам женщин и гендерного равенства заслушана информация Комитета женщин Узбекистана о работе, проведенной по укреплению семьи, защите материнства и детства, обеспечению прав и свобод, законных интересов женщин.
Отмечалось, что на сегодняшний день в нашей стране повышение политической, экономической и социальной активности женщин, предотвращение всех видов дискриминации, обеспечение гендерного равенства рассматривается не просто как справедливое отношение к женщинам, но и как один из основных условий экономического роста, всестороннего развития и стабильности. Именно поэтому в данном направлении сделаны важные практические шаги. В частности образование Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам женщин и гендерного равенства, совершенствование законодательной базы данной сферы являются такими мерами.
На заседании отмечалось, что в первом полугодии 2019 года проведена эффективная работа по повышению роли и активности женщин в социально-политической жизни, содействию занятости, развитию предпринимательства среди женщин, предупреждению преступности и правонарушений, адресной поддержки женщин, находящихся в тяжелых социальных условиях, оздоровлению социально-духовной сферы, широкому распространению здорового образа жизни, укреплению репродуктивного здоровья.
В частности, подчеркивалось, что в отчетном периоде особое внимание уделено расширению участия женщин в процессе проводимых социально-политических, социально-экономических реформ в стране. С этой целью подписан Меморандум с политическими партиями, действующими в республике, принят план мероприятий, согласно которому сформирована база из более 6 тысяч кадров – женщин, владеющих политическими и правовыми знаниями, активных, имеющих инновационные идеи и организаторские способности. Приняты меры по их дальнейшей поддержке.
В ходе заседания отмечалось, что содействие занятости женщин способствует обеспечению достойного места женщин в обществе, повышению благосостояния в семье. По этой причине данный вопрос постоянно находится в центре внимания Комитета женщин Узбекистана. В частности, в целях поддержки женщин, находящихся в трудных условиях жизни, в текущем году в разрезе территориальных программ предусматривается трудоустройство более 13 тысяч женщин. До сегодняшнего дня более 8 тысяч из них имеют стабильное место работы, планируется до конца года довести данный показатель до намеченного уровня.
Исходя из заслушанного отчета также рассмотрены вопросы по налаживанию двусторонних связей Комитета женщин с соответствующими министерствами в информационном обмене, укреплению партнерства с государственными и негосударственными организациями, действующими в соответствующем направлении.
По итогам заслушивания принято совместное постановление комитетов.
***
На заседании Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам бюджета и экономических реформ заслушан отчет Министерства экономики и промышленности о проводимой работе по установлению объема импортируемой продукции и потребности в нее, локализации производства импортируемой продукции.
Отмечалось, что проводимые широкомасштабные реформы по ускоренному инновационному развитию экономики страны предполагают повышение потенциала местных производителей для внесения инвестиций в ведущие отрасли промышленности. При этом сокращение технологической зависимости от импорта имеет важное значение, ибо это является одним из основных факторов, порождающих финансовые риски при ведении деятельности на рынке. В этом контексте постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию промышленной кооперации и расширению производства востребованной продукции» от 1 мая 2019 года стало важным шагом на пути создания благоприятных условий для взаимодействия хозяйствующих субъектов с целью производства востребованной на отечественном и зарубежном рынках продукции. Постановлением на основе предложений Министерства инвестиций и внешней торговли на Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан возложена задача по размещению в отраслевых и региональных предприятиях республики заказов по освоению производства новых видов локализируемой продукции (услуг), формированию Программы по локализации, обеспечению системного мониторинга по ее реализации. В ходе заседания отдельно отмечено, что в этом направлении предпринимаются конкретные меры.
Однако, хотя в республике осваивается производство новых видов продукции, некоторые министерства и ведомства, местные предприятия, физические лица продолжают импортировать аналогичные товары, производимые в рамках Программы по локализации, и товары, не свойственные их основной деятельности.
Например, за минувший период текущего года импортированы товары на сумму 878,8 млн. долларов, однако такие изделия производятся и в нашей стране. Так, АО «Узавтосаноат», Ассоциацией «Узтукимачиликсаноат», АО «Узметкомбинат», АО «Узэлтехсаноат», Ассоциацией «Узчармсаноат», АО «Алмалыкский ГМК» импортированы товары, аналогичные товарам, производимым в республике.
Как было отмечено на заседании, анализ объема импорта в разрезе продукции показал, что возрастает потребность в тарифном и нетарифном управлении внешней торговли. В частности, средняя стоимость действующих тарифных ставок таможенных пошлин при импорте равна к 5,6 %, в отношении 62,7 % продукции применяются нулевые ставки. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на местных производителей республики, стимулирует завоз готовой продукции извне, а не способствует развитию производства импортозамещающей продукции.
Помимо этого, из-за недостаточного контроля соответствующих министерств и ведомств некоторые участники внешней экономической деятельности занижают, а иногда завышают таможенную стоимость продукции, в результате чего на внутреннем рынке импортируемая продукция продается в 3-5 раза дороже.
Исходя из этих проблем и анализа полученных сведений на заседании отмечено, что Министерством экономики и промышленности не на должном уровне выполняются задачи по диверсификации местного производства, заполнению рынка качественными отечественными товарами, увеличению объема конкурентоспособной продукции, установлению потребности в импортируемой продукции и ее локализации. В частности, в результате отсутствия контроля и непринятия соответствующих мер в первом полугодии текущего года отраслевые предприятия не запустили 8 объектов на общую сумму 340 млн. долларов.
На заседании, говоря об урегулировании имеющихся проблем, подчеркивалась необходимость разработки «Дорожной карты» по установлению объема импортируемой продукции, решению актуальных задач посредством изучения на уровне каждого министерства и ведомства, местных хокимиятов, хозяйствующих субъектов состояния проводимой работы по локализации импортируемой продукции. Также отмечалось необходимость внедрения «on-line»-системы по обмену информации с целью повышения уровня информативности о работе, проводимой в этом направлении министерствами и ведомствами, местными органами власти, хозяйствующими субъектами.
По рассмотренному в ходе заседания вопросу высказаны предложения и рекомендации, принято соответствующее решение Комитета.
***
Комитетом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам обороны и безопасности обсуждена работа, осуществленная Министерством обороны Республики Узбекистан в первом полугодии 2019 года.
Отмечалось, что в 2019 году Министерством обороны предусмотрено выполнение 24 целевых задач, срок выполнения 4 поручений определен II кварталом 2019 года. В результате проведенного анализа на основе представленной информации Министерством обороны Республики Узбекистан, выяснилось, что все поручения выполнены.
Так, с целью повышения уровня боевой готовности войск и увеличения количества специалистов, имеющих соответствующий уровень в течение второго квартала 2019 года предусмотрено направление военнослужащих в командировку за рубеж и привлечение зарубежных специалистов для обмена опытом в системе боевой готовности. В частности, на сегодняшний день 290 военнослужащих проходят обучение за рубежом. В целях обмена опытом командный состав также прошел военную практику в Российской Федерации.
В отчетном периоде с целью создания сходов граждан махаллей в закрытых военных поселках, состоящих из 100 семей, в первом полугодии 2019 года поручено подготовить предложения по выявлению таких городков и внесению в законодательство изменений и дополнений по упорядочению сходов граждан махаллей. Для его исполнения 12 апреля 2019 года принято постановление Кабинета Министров «О внесении дополнений в Положение о порядке образования, объединения, разделения и упразднения махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов, а также установления и изменения их границ, присвоения им наименований и переименования».
В соответствии с этим члены Комитета по вопросам обороны и безопасности признали удовлетворительным деятельность Министерства обороны в первом полугодии текущего года.
В этот же день заслушана информация министра обороны Республики Узбекистан о проводимой работе по организации системного контроля за реализацией Оборонной доктрины, обращению при этом особого внимания на вопросы военного строительства и усиление деятельности в данном направлении, а также повышение боевого духа Вооруженных сил, воспитание солдат и сержантов физически и духовно развитым. Отмечалось, что в данном направлении в за минувший период 2019 года осуществлена определенная работа. В частности, проведен мониторинг за событиями, происходящими на международной арене, военно-политической ситуацией в Центральной Азии и ближних регионов, тенденции его развития оценена на основе точного анализа и прогнозов. По итогам анализа имеющихся данных подготовлены соответствующие документы и внесены в соответствующие министерства.
Кроме того, при боевой подготовке войск особое внимание уделяется повышению возможностей групп, взводов и батальонов по исполнению боевых задач. По этой причине количество занятий по военной подготовки увеличено на 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, в 2,6 раза больше использованы оружия по стрельбе, в 2,1 раза больше проведены занятия по стрельбе из боевой машины. Количество занятий по вождению бронированной и автомобильной техники также увеличено на 1,3 %, повышена боеготовность войск. К сегодняшнему дню в войсках проведено 130 специальных тактических учений, 124 военно-штабные учения. Также на основе военного сотрудничества с зарубежными странами проведено более 10 совместных учений.
В ходе заседания был сделан акцент на дальнейшем усилении деятельности Министерства обороны по повышению оборонного потенциала страны, защите её суверенитета, обеспечению безопасности и территориальной целостности, защите прав и свобод военнослужащих и членов их семей. В частности, отмечалась необходимость дальнейшего совершенствования работы в таких направлениях, как осуществление действенного прокурорского контроля за исполнением законодательных актов, направленных на целевое использование финансовых ресурсов и материально-технических средств, обеспечение сохранности имущества и оружия, а также предупреждение правонарушений среди военнослужащих.
По рассмотренным в ходе заседания вопросам приняты соответствующее решение Комитета.
***
На заседании Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма предварительно рассмотрены законы Республики Узбекистан «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (Женева, 11 июля 1947 года)» и «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве (Женева, 25 июня 1969 года)».
На заседании Комитета также заслушана информация о деятельности Министерства иностранных дел Республики Узбекистан по выполнению возложенных на него задач.
Отмечалось, что внешнеполитическое ведомство республики в своей деятельности уделяет особое внимание выполнению задач, определенных в Концепции внешнеполитической деятельности и Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития».
В ходе заседания также обсуждена информация председателя Государственного комитета по развитию туризма и других заинтересованных министерств и ведомств о ходе реализации реформ в сфере развития туризма.
Отмечалось, что на сегодняшний день туризм является крупнейшим сектором мировой экономики, 9% мирового ВВП приходится именно на долю данной сферы. Также эта сфера обеспечивает работой каждого двенадцатого человека на планете. В Узбекистане туристическое направление является важнейшей стратегической отраслью экономики. В частности, в течение последних 3-х лет принято более чем 60 нормативно-правовых актов, направленных на привлечение туристов в нашу страну, развитие туристической инфраструктуры, предоставление необходимых условий для предпринимательской деятельности в этой сфере, повышение качества оказываемых услуг и развитие других направлений. 11 из них приняты за минувший период текущего года.
Важные задачи по развитию сферы возложены в первую очередь на Государственный комитет по развитию туризма Республики Узбекистан. В частности, данным комитетом осуществляется работа в таких направлениях, как упрощение получения туристами виз и прохождения регистрации, стандартизация и сертификация, развитие туристической инфраструктуры, пропаганда потенциала данной сферы. В частности, если в 2018 году был отменен визовой режим с 9 странами, то в течение 2019 года дополнительно в отношении 47 стран применен безвизовой режим, их общее количество достигло 65, внедрена система предоставления двукратной и многократной электронной визы. Статистические сведения показывают эффективность данных мер. В частности, в первом полугодии текущего года в среднем на 47% выросло количество туристов из стран с которыми отменен визовой режим.
И в сфере продвижения туризма с целью широкого привлечения иностранных гостей в нашу страну Государственным комитетом по развитию туризма демонстрируется туристический потенциал Узбекистана посредством современных технологий и маркетинговых каналов. В частности, организован визит свыше 30 телевизионных творческих групп и блогеров из США, Японии, Германии, Италии, Китая и других стран.
Исходя из поставленных Президентом задач перед Сенатом на двадцать первом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса, в ходе заседания рассмотрен вопрос о состоянии исполнения «дорожных карт», утвержденных по итогам визитов Президента страны в Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан на высшем уровне.
Отмечалась необходимость дальнейшего усиления парламентского контроля за неукоснительным исполнением «дорожных карт» и других документов, заключенных на основе соглашений, достигнутых на высшем уровне.
По рассмотренным вопросам в ходе заседания принято соответствующие решения Комитета.