Правительственный портал
республики узбекистан
О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также повышению статистического потенциала страны
2019-04-11 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране последовательно принимаются меры по повышению эффективности использования статистической информации, формированию достоверной государственной статистической отчетности. Осуществлена интеграция национальной страницы сводных данных в сети Интернет с расширенной общей системой распространения данных Международного валютного фонда.
Вместе с тем текущее состояние раскрытия информации для общего пользования, уровень открытости и качества открытых данных, действующие механизмы их доведения до граждан и мирового сообщества не в полной мере отвечают общепринятым международным требованиям, в результате чего позиция страны в индексе статистического потенциала остается низкой.
В целях дальнейшего углубления реформ по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, направленных на укрепление имиджа и инвестиционной привлекательности страны, а также во исполнение Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития»:
1. Принять к сведению, что в рамках Правительственного портала Республики Узбекистан функционирует Портал открытых данных Республики Узбекистан (далее – Портал), предоставляющий физическим и юридическим лицам доступ к информации в машиночитаемом формате с возможностью ее многократного, свободного и бесплатного использования.
2. Установить, что:
а) Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике (далее – Госкомстат) координирует деятельность государственных органов и организаций в части работ по формированию, ведению и обновлению перечня наборов открытых данных (далее – Перечень) и своевременного отражения соответствующей информации на Портале;
б) Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее – Агентство) является ответственным за техническую поддержку и сопровождение, а также бесперебойное функционирование Портала;
в) информация на Портале:
публикуется исключительно вышестоящими структурами государственных органов и организаций республиканского уровня, в том числе Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента;
публикуется на узбекском, русском и английском языках, в том числе в машиночитаемом и других форматах;
должна быть идентичной и взаимосвязанной с информацией, публикуемой на официальных сайтах государственных органов и организаций;
г) в государственных органах и организациях задачи по подготовке и размещению информации на Портале возлагаются на специализированные подразделения, ответственные за работу с международными рейтингами и внедрение системы «Электронное правительство», образованные в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП–5635 от 17 января 2019 года «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития».
3. Создать в структуре центрального аппарата Госкомстатаподразделение, ответственное за работу, связанную с координацией деятельности государственных органов и организаций по формированию, ведению и обновлению перечня на Портале, в пределах штатной численности управленческого персонала Госкомстата.
Госкомстату в месячный срок обеспечить его укомплектование высококвалифицированными кадрами.
4. Предоставить Госкомстату, в рамках осуществления деятельности по развитию Портала, право:
доступа к данным и их источникам, в том числе локальным и иным актам, регулирующим правоотношения в сфере формирования данных и доступа к ним;
получения на безвозмездной основе консультативного содействия от государственных органов и организаций по вопросам развития Портала, а также касающимся публикуемых данных;
привлечения на договорной основе экспертов, консультантов и организаций (включая зарубежные) в рамках исполнения настоящего постановления;
привлечения средств международных финансовых институтов, стран-доноров, в том числе грантов (технического содействия), на совершенствование Портала, а также проведение оценки деятельности государственных органов и организаций в области открытых данных.
5. Определить, что с 1 апреля 2019 года:
при определении должностного оклада работников центрального аппарата Госкомстата согласно утвержденным разрядам оплаты труда по Единой тарифной сетке тарифный коэффициент применяется с увеличением в 1,3 раза;
работникам органов государственной статистики выплачиваются ежемесячные надбавки за выслугу лет в следующих размерах (в коэффициентах к должностному окладу с учетом коэффициента стимулирования): от 2 до 5 лет – 0,1; от 5 до 10 лет – 0,2; от 10 до 15 лет – 0,3; от 15 до 20 лет – 0,4; от 20 до 25 лет – 0,5; свыше 25 лет – 0,6. Стаж работы, дающий право на получение вознаграждения за выслугу лет, исчисляется в соответствии с порядком, утверждаемым Госкомстатом и согласуемым с Министерством финансов Республики Узбекистан.
Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, производятся за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
6. Утвердить:
Комплекс мероприятий по совершенствованию Портала открытых данных Республики Узбекистансогласно приложению № 1;
Перечень министерств и ведомств, ответственных за изучение приоритетных международных баз данныхпри составлении перечня наборов открытых данных для размещения на Портале открытых данных Республики Узбекистан, согласно приложению № 2;
Перечень министерств и ведомств, ответственных за изучение состояния открытости данных в соответствии с требованиями «Глобального индекса открытых данных» и «Барометра открытых данных», а также размещение соответствующих индикаторов на Портале открытых данных Республики Узбекистан, согласно приложению № 3;
«Дорожную карту» по улучшению позиции страны в индексе статистического потенциала по отдельным составным индикаторам согласно приложению № 4;
Целевые показатели улучшения рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка по индексу статистического потенциала согласно приложению № 5;
«Дорожную карту» по обеспечению участия с 2020 года Республики Узбекистан в Индексе бюджетной открытости Международного бюджетного сообществасогласно приложению № 6;
Перечень оборудования информационно-коммуникационных систем, подлежащих обновлению в Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике в 2020–2021 годах, согласно приложению № 7.
7. Определить персональную ответственность:
а) руководителей государственных органов и организаций за:
полноценность, достоверность, своевременность формирования и обновления информации, публикуемой на Портале;
содержание и качество размещаемой на Портале информации;
обеспечение открытости и доступности информации Республики Узбекистан в сети Интернет;
изучение международных методологических стандартов, рекомендаций и их практического применения при формировании соответствующей информации;
б) Агентства за создание удобств для внутренних и внешних пользователей в получении необходимой информации о Республике Узбекистан из Портала;
в) Госкомстата за обеспечение регулярного обновления Перечня публикуемой информации на Портале с учетом изучения международной практики и отзывов пользователей.
8. Агентству в срок до 1 августа 2019 года совместно с Госкомстатом разработать и внести на утверждение «Дорожную карту» по созданию государственной системы управления данными, предусматривающую интеграцию всех видов отчетности и баз данных, с формированием единого реестра набора данных и их владельцев.
9. Министерствам и ведомствам, указаннымв приложении №2 к настоящему постановлению, совместно с Агентством и Госкомстатом:
в срок до 10 мая 2019 года провести изучение международных показателей, характеризующих количественные, качественные и содержательные параметры изменений текущей социальной и экономической ситуации в отраслях экономики, в части касающейся, для определения наличия или отсутствия соответствующих индикаторов;
в срок до 20 мая 2019 года дополнить Перечень необходимой информацией (индикаторами), размещаемой на Портале, на основе изучения международных показателей социальной и экономической ситуации в отраслях экономики, а также информацией по системам баз данных, используемых в государственных органах и организациях;
в срок до 1 июня 2019 года изучить методики формирования отсутствующих индикаторов и принять необходимые меры по их разработке для дальнейшего размещения на Портале.
10. Ответственным исполнителям, указаннымв приложении №3 к настоящему постановлению, совместно с Агентством и Госкомстатом в срок до 20 мая 2019 года провести изучение и анализ состояния открытости данных в соответствии с основными направлениями методики «Глобального индекса открытых данных» и «Барометра открытых данных» с последующей публикацией имеющихся данных на Портале.
11. Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан:
совместно с Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 июля 2019 года внести в Госкомстат
и Агентство перечень информации и материалов, полноценно раскрывающих инвестиционный потенциал региона, с учетом разработки и использования единого методологического подхода, для их дальнейшего размещения на Портале;
оказать содействие Госкомстату в привлечении средств международных финансовых институтов, стран-доноров, в том числе грантов (технического содействия), на совершенствование Портала, а также проведение оценки деятельности государственных органов и организаций в области открытых данных.
12. Госкомстату и Агентству:
а) в срок до 1 июня 2019 года:
утвердить Перечень с определением конкретных сроков и форм размещения данных на Портале;
дополнительно изучить международные базы данных и принять меры по разработке новых параметров информации с их включением в Перечень;
совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан утвердить План мер для обеспечения участия с 2020 года Республики Узбекистан в международных рейтингах «Глобальный индекс открытых данных» и «Барометр открытых данных»;
б) в трехмесячный срок на основе Модели зрелости открытых данных («Open Data Maturity Model») и других международных практик разработать и внедрить механизм оценки деятельности государственных органов и организаций в области открытых данных с ежеквартальной публикацией результатов на Портале;
в) обеспечить постоянный мониторинг за размещением и регулярным обновлением открытых данных государственными органами и организациями, а также органами исполнительной власти на местах.
13. Министерству финансов Республики Узбекистан:
выделить дополнительные средства на расходы Госкомстата в рамках реализации настоящего постановления на 2019 год в пределах параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан и, начиная с 2020 года, ежегодно предусматривать необходимые бюджетные средства;
учитывать дальнейшее увеличение размеров минимальной заработной платы при расчете стоимости ежегодно утверждаемой Программы государственных статистических работ;
обеспечить выделение Госкомстату необходимых средств из Государственного бюджета в 2020–2021 годах на приобретение оборудования информационно-коммуникационных систем, подлежащих обновлению в Госкомстате, согласно приложению № 7.
14. Освободить сроком до 1 января 2022 года от таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость и таможенных сборов) компьютерную технику, серверное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, не производимые в Республике Узбекистан, а также запасные части и комплектующие изделия к ним, ввозимые Госкомстатом для проведения модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры органов государственной статистики, по перечням, формируемым в установленном порядке.
15. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
в двухмесячный срок принять меры по размещению территориальных органов статистики, не имеющих собственных зданий;
определить стоимость арендной платы для территориальных органов статистики за пользование помещениями и зданиями государственной собственности по «нулевой» ставке.
16. Согласиться с предложениями Госкомстата, Агентства и Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан:
о проведении в 2020–2021 годах мультииндикаторного кластерного обследования в Республике Узбекистан совместно с ЮНИСЕФ;
об образовании Института повышения квалификации кадров и статистических исследований при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике (далее – Институт) на базе Центра переподготовки кадров и статистических исследований при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике в пределах установленной численности штатных единиц.
17. Определить основными задачами и направлениями деятельности Института:
организацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной статистики и других работников министерств и ведомств, обеспечивающей развитие и совершенствование их знаний и навыков, а также высокий уровень профессионализма;
внедрение современных образовательных стандартов и качественно новой системы обучения, состоящих в основном из профильных дисциплин, направленных на развитие навыков в области статистики, формирование аналитического мышления и применение их на практике;
сотрудничество с отечественными и зарубежными научными и образовательными учреждениями, международными статистическими организациями по обмену передовым опытом и научно-исследовательскими достижениями в области статистики, а также в сфере подготовки специалистов, повышения квалификации и прохождения стажировки;
проведение квалифицированной экспертизы применяемых на национальном уровне методологических инструментов, государственных и ведомственных статистических наблюдений в части их гармонизации, совместимости и сравнимости на международном уровне;
проведение научных исследований и осуществление инновационных разработок в области передовых статистических методов и технологий, а также открытых данных для дальнейшего их применения на практике.
18. Кабинету Министров Республики Узбекистан разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
а) совместно с Госкомстатом:
в срок до 1 июля 2019 года проект закона, предусматривающий установление административной ответственности за нарушение порядка публикации и обновления соответствующей информации на Портале, а также ужесточение мер ответственности должностных лиц государственных органов за предоставление недостоверной государственной статистической отчетности;
в срок до 1 декабря 2019 года проект закона «Об официальной статистике» с учетом передового зарубежного опыта;
б) совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан в срок до 1 октября 2019 года проект закона в сфере распространения информации, предусматривающий унификацию норм законов «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О гарантиях и свободе доступа к информации» и «О принципах и гарантиях свободы информации», а также иных нормативно-правовых актов, касающихся распространения информации.
19. Госкомстату совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
а) проект правительственного решения по:
организации деятельности Института повышения квалификации кадров и статистических исследований при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике;
проведению в 2020–2021 годах мультииндикаторного кластерного обследования в Республике Узбекистан совместно с ЮНИСЕФ;
б) предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство,вытекающих из настоящего постановления.
20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра финансов Кучкарова Д.А.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 9 апреля 2019 года.