О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса»
Постановление Президента Республики Узбекистан
В течение последних нескольких лет приняты меры, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и регулятивных процедур в сфере осуществления предпринимательской деятельности, формирования благоприятной бизнес-среды и позитивного имиджа страны на международной арене. Благодаря принятым мерам за последние 5 лет в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» среди 190 стран мира Узбекистан поднялся с 146 до 76 места.
Вместе с тем на практике все еще сохраняются излишние бюрократические процедуры, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства, особенно в части получения разрешений на строительство, регистрации собственности и осуществления внешнеторговых операций.
В целях принятия дополнительных мер по улучшению рейтинга страны в ежегодном отчете «Ведение бизнеса», а также во исполнение Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития»:
1. Утвердить:
а) «Дорожную карту» по дальнейшему улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 1, разработанную с участием Всемирного банка и других международных финансовых институтов;
б) Целевые показатели улучшения рейтинга Республики Узбекистан
в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» (далее – Целевые показатели) согласно приложению №2, предусматривающие достижение республикой 20-го места в рейтинге к 2022 году – «Улучшение ведения бизнеса-2022».
2. Установить с 1 марта 2019 года порядок, в соответствии с которым:
а) в сфере государственной регистрации субъектов предпринимательства – банки могут дистанционно открывать банковские счета юридическим лицам, учредителями которых являются резиденты Республики Узбекистан, и индивидуальным предпринимателям в процессе их государственной регистрации при наличии необходимых условий для дистанционной идентификации заявителей согласно требованиям Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ);
б) в сфере получения разрешений на строительство:
отменяется порядок определения исключительного целевого назначения земельных участков при выставлении их через аукцион на электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION» с обязательным указанием исчерпывающего перечня видов объектов, строительство которых запрещается или разрешается на конкретном земельном участке;
органам строительства передаются функции архитектурно-градостроительных советов по согласованию проектно-сметной документации с сохранением за советами только функции по согласованию проектно-сметной документации объектов, возводимых в исторических зонах, в том числе в охранных зонах памятников культурного наследия, а также государственных объектов;
стоимость работ по обновлению топографических и специальных съемок (при необходимости), осуществляемых после сдачи объекта строительства в эксплуатацию по земельным участкам, реализованным через аукцион на электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION», оплачивается в рамках средств, поступивших от реализации земельного участка, без вмешательства в деятельность или какого-либо обременения владельцев земельного участка и недвижимости;
акт приемки в эксплуатацию завершенных строительством зданий и сооружений выдается одновременно с выпиской из свидетельства
о государственной регистрации прав на объект недвижимости;
в) в сфере подключения к системе электроснабжения – применяются экономические санкции за несанкционированные отключения потребителей от подачи энергоснабжения;
г) в сфере регистрации собственности:
заявка для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета может подаваться по экстерриториальному принципу;
при обращении физических и юридических лиц за нотариальным удостоверением сделок и свидетельств, связанных с приобретением права собственности на недвижимость, нотариальные конторы в обязательном порядке направляют заявление о государственной регистрации прав на объекты недвижимости и соответствующие документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию, посредством информационно-коммуникационных систем на безвозмездной основе;
отменяется требование об обращении и выдаче кадастрового дела на бумажном носителе с внедрением механизма обращения и подготовки кадастрового дела и кадастровой документации на объекты недвижимого имущества в электронном виде;
д) в сфере защиты миноритарных акционеров:
акционерам предоставляется право привлекать в судебном порядке заинтересованного члена наблюдательного совета к ответственности за ущерб, причиненный обществу в результате заключения крупной сделки и сделки с аффилированными лицами, сумма которой составляет 10 или более процентов стоимости чистых активов общества;
конфликтная ситуация, возникшая по причине недостижения соглашения по какому-либо вопросу деятельности общества с ограниченной или дополнительной ответственностью в связи с отсутствием достаточного количества голосов для принятия решения, разрешается в судебном порядке;
внедряется механизм оплаты начисленных дивидендов по акциям через Центральный депозитарий ценных бумаг или инвестиционных посредников;
е) в сфере международной торговли – выдача сертификата происхождения товара, наряду с Министерством инвестиций и внешней торговли, осуществляется также Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан на основе заявления-декларации участника внешнеэкономической деятельности в срок, не превышающий одного рабочего дня с момента подачи заявления;
ж) в сфере обеспечения исполнения контрактов:
вводится порядок, позволяющий проводить досудебное заседание в экономическом суде как метод разрешения споров;
внедряется единая электронная система учета и оплаты населением всех платежей в судах по уголовным и гражданским делам, административных и экономических судах, в том числе государственной пошлины.
3. Отменить с 1 марта 2019 года порядок:
истребования государственными органами и иными организациями
от субъектов предпринимательства проставления печати в документах
или заверения документов печатью;
получения разрешения на осуществление строительно-монтажных работ с внедрением механизма уведомления об их начале;
заключения договоров на осуществление территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства надзорных функций за соблюдением требований законодательства о градостроительстве, нормативных документов технического регулирования в области градостроительной деятельности, качеством и полнотой выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией с внедрением вместо данного порядка публичной оферты.
4. Одобрить предложения хокимията города Ташкента, Министерства строительства и Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о внедрении с 1 января 2020 года в городе Ташкенте в качестве эксперимента порядка, в соответствии с которым:
разработка архитектурно-планировочного задания для проектирования строительства объекта градостроительной деятельности осуществляется при подготовке материалов к реализации земельного участка через аукцион на электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION» и выдается победителю аукциона на бесплатной основе;
стоимость работ по разработке архитектурно-планировочного задания оплачивается из средств местного бюджета с дальнейшим возмещением расходов из средств, поступивших от реализации земельного участка через аукцион на электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION».
5. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с:
Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, другими ответственными министерствами и ведомствами в срок до 1 апреля 2019 года создать в сети Интернет веб-сайт «Ведение бизнеса в Узбекистане», предусматривающий в разрезе 10 индикаторов исчерпывающую информацию по форме вопросников ежегодного отчета Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса», а также обеспечивающий возможность представления респондентами – субъектами предпринимательства предложений по совершенствованию законодательства;
Министерством по развитию информационных технологий
и коммуникаций и Государственным налоговым комитетом в срок до 1 мая 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан обоснованные предложения по возможности использования современных форм идентификации личности, наряду с электронной цифровой подписью, в том числе на мобильных устройствах.
6. Возложить персональную ответственность на:
первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М. – за координацию эффективной реализации государственными органами и организациями мероприятий, предусмотренных в «Дорожной карте», и достижение Целевых показателей;
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам инвестиций и внешнеэкономических связей Ганиева Э.М. и министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Умурзакова С. У. – за обеспечение необходимых организационно-практических мер по привлечению средств технического содействия и кредитов международных финансовых организаций для финансирования мероприятий и проектов, предусмотренных в «Дорожной карте»;
руководителей государственных органов и организаций, указанных в «Дорожной карте», – за качественную реализацию мероприятий и улучшение позиций Республики Узбекистан в ежегодном отчете «Ведение бизнеса» и достижение Целевых показателей.
7. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан на системной основе проводить изучение практического внедрения требований законодательства в рамках реализации «Дорожной карты» с применением конкретных мер воздействия в отношении должностных лиц государственных органов и организаций за необеспечение своевременного осуществления и допущенное отставание в практической реализации утвержденных мероприятий.
8. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации и сети Интернет, а также разъяснение населению и субъектам предпринимательства информации о проводимых реформах в рамках индикаторов ежегодного отчета Всемирного банка
и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса».
9. Министерствам и ведомствам в двухмесячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 5 февраля 2019 года.