Правительственный портал
республики узбекистан
Министерство здравоохранения: итоги 2018 года и устойчивые задачи 2019 года
2018-12-29 | Здравоохранение
Завершающийся 2018 год – Год активного предпринимательства, инновационных идей и технологий оставил яркий след в жизни народа, развитии страны.
А Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 28 декабря 2018 года определило четкие ориентины и задачи по дальнейшему развитию страны и повышению благополучия народа. Это укрепило веру население в завтрашний день, подняло дух народа на пути к достижению высоких целей.
Достойно внимания то, что в качестве логического продолжения начатой в 2018 году работы Президент предложил наступающий 2019 год назвать Годом активных инвестиций и социального развития. Это позволит наряду с созданием удобных условий для бизнеса, новых рабочих мест, повышением доходов населения, уровня обеспеченности пенсионеров развивать и систему здравоохранения.
Президент сделал акцент на том, что в основе всех наших усилий находится уделение особого внимания миру и здоровью, в сохранении генафонда народа отдельное место занимает профилактика и здоровый образ жизни. Глава государства отметил необходимость предотвращения заболеваний, финансирования системы, развития государственно-частного партнерства, усиления профилактики онкологических заболеваний и других опасных заболеваний. Из высказанных в Послании устойчивых задач становится ясно, что от нас требуется более ответственное отношение к делу и активная работа.
Вместе с вниманием усилилась и ответственность
Если взглянуть на нашу деятельность в течение уходящего года, стоит отметить, что наряду со всеми сферами в системе здравоохранения тоже осуществлены выжные мероприятия. В первую очередь стоит отметить, что укрепляется провавая основа сферы. В частности, за последние два года в данном направлении принято более 130 нормативно-правовых документов, направленных на развитие медицины. На их основе последовательно повышается качество первичной, экстренной, скорой и специализированной медицинской помощи. Благодаря подобным широкомасштабным мероприятиям увеличивается показатель продолжительности жизни населения. Заметные результаты достигаются в направлениях предотвращения материнской и детской смертности, внедрения современных методов раннего выявления и лечения заболеваний.
Завершающийся 2018 год в медицине стал годом реформ и обновлений. Самое главное, на сегодня полностью изменились критерии оценки эффективности и качества медицинской службы. Теперь при анализе результатов реформ в системе здравоохранения акцент делается не на статичтические данные, а на оценку нашей деятельности со стороны народа. Естественно, это создает почву для повышения качества и эффективности медицинской службы, в организации деятельности начиная с первичного звена медицины до высоких структур обращения основного внимания на человеческий фактор.
Еще одна важная сторона в том, что из года в год увеличивается объем средств, выделяемых из Государственного бюджета для финансирования системы здравоохранения. В 2018 году в сферу было направлено 9,6 триллион сумов, это по сравнению с 2017 годом на 1,4 раза больше. Улучшается и обеспечение населения доступными и качественными лекарствами, современными товарами медицинского назначения. В 2018 году на эти цели выделено 914,6 миллиард сумов, то есто по сравнению с 2017 годом на 2,5 раза больше. В нынешнем году ускоренными темпами осуществлялись строительно-ремонтные работы в 382 медицинских объектах. Для этого из Государственного бюджета выделилось 1,2 триллион сум (такая сумма на это направление выделялась впервые). Осуществен ряд инвестиционных проектов в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла».
В 2019 году тоже в рамках Государственной программы развития, с последовательным продолжением благородных усилий в области здравоохранения нашего народа, планируется осуществить строительно-ремонтные работы в 231 сооружении, на что будет направлено 972 миллиарда сумов.
Болезнь лучше предотвратить
В мировой медицине все больше распростаняется понятие о том, что болезнь лучше предотвратить, чем лечить. Это особенно приобретает важный смысл в процессе глобализации, борьбе против сердечно-сосудистых, заболеваний, болезней рака, легких, дыхательных путей и других неинфекционных заболеваний.
Исследования показывают, что неинфекционные заболевания оказывает свое влияние и на показатель здоровья нашего населения. Согласно данным ежедневно 2/3 населения страны потребляет недостаточное количество овощей и фруктов, а по нормам ВОЗ оно должно составлять 400 граммов в сутки. Половина узбекистанцев имеет избыточный вес, у каждого пятого взрослого человека выявлено ожирение. Повышенный уровень холестерина в крови зафиксирован у 46 процентов населения, одна треть страдает от сверхнормативного артериального давления. В республике неинфекционные заболевания ежегодно становятся причиной 78 процентов всех смертей.
Принятие Президентом страны 18 декабря 2018 года постановления «О мерах по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения» стало важным шагом на пути решения данных проблем. В постановлении определены системные задачи по совершенствованию проводимых работ в медико-профилактической области, пропаганде среди населения здорового образа жизни, привлечению его к физической активности и соблюдений правил правильного питания.
В частности, в данном направлении утверждены Концепция по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019-2022 годы и Программа мер по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019-2022 годы. Согласно им, будут осуществлены важные проекты, связанные с борьбой против неинфекционных заболеваний и их факторов риска, пропагандой здорового образа жизни, борьбой против курения, употребления алкогольных напитков и других вредных привычек, развитием медицинской культуры населения, совмещением движения физического оздоровления и массового спорта с медицинской профилактикой.
Это возлагает большую ответственность на первичные медико-профилактические учреждения – сельские врачебные пункты, сельские и городские семейные поликлиники, районные центральные многопрофильные поликлиники. Требуется совершенствовать работу патронажной службы. Сегодня патронажная служба ходит по домам и справляется о состоянии здоровья каждого человека, особенно представителей нуждающегося в социальной защите слоя населения – детей, подростков, женщин, престарелых и инвалидов.
Теперь патронажная работа осуществляется в три этапа, основными задачами является проведения переписи населения каждые шесть месяцев, предотвращение заболеваний через целевые патронажные мероприятия в домах, оказание своевременной квалифицированной медицинской помощи больным, нуждающимся в специализированной медицинской помощи.
От специального автотранспорта до авиационной техники
Осуществляются работы по совершенствованию службы экстренной медицинской помощи, повышению эффективности и оперативности ее деятельности. Не секрет, что раньше автотранспорты, выделенные для службы экстренной медицинской помощи, использовались по 10-12 лет. В результате наблюдались проблемы в направлении своевременного прибытия по адресу и доставки больного в медицинское учреждение. С целью предотвращения данной проблемы за последние два года было закуплено около 1 450 единиц специализированного автотранспорта. В частности, приобретены 91 «Nissan», 140 «Hyundai», также в качестве гуманитарной помощи на места доставлены 50 автомашин марки «Tоyota». Данные мероприятия становятся почвой для того, чтобы поднять работу службы скорой медицинской службы на мировой уровень.
А также в три раза возросло обеспечение скорой медицинской службы лекарствами и медицинскими принадлежностями. То есть сегодня минимальная затрата каждого вызова составляет 5 000 сумов. Этот показатель в 2016 году составлял 748 сумов, а в 2017 году – 1 627 сумов.
Достойно внимания то, что с целью оказания практической помощи экстренной медицинской помощи и улучшения ее материально-технической базы при Министерстве здравоохранения образован Фонд развития скорой медицинской службы. Утверждены Программа мер по совершенствованию службы скорой медицинской помощи в Республике Узбекистан в 2019—2021 годах и типовые индикаторы оценки эффективности ее деятельности. Предусмотрено также оснащение экстренную медицинскую службу авиационной техникой.
Освоено более пятисот новых лечебных методик
Последовательно совершенствуется и работа по приблежению специализированной помощи к населению. Сегодня количество республиканских специализированных научно-практических медицинских центров достигло 16. А также в районах организованы 306 специализированных отделений, областных центрах – 10 филиалов республиканских специлизированных научно-практических медицинских центров.
Достойно внимания то, что данные филиалы специализированных центров организованы с анализом объема существующих на местах показателей заболеваемости, в местах, где есть большая потребность на них, что является огромной заботой на пути оздоровления населения. В течение нынешнего года за счет выездов специалистов медицинских центров в регионы около 136 тысяч населения прошло медицинское обследование, осуществлено более 2,5 тысяч операций, из них 1 594 являются высокотехнологичными операциями.
Радует то, что в последние годы в специализированных медицинских центрах страны внедрено более 500 новых методов лечения, операций стало больше на 50 процентов, высокотехнологичных — на 52 процента.
Недостаток кадров будет устранен
На государственном уровне уделяется внимание вопросу обеспечения сферы современно мыслящими, чувствующими ответственность, передовыми кадрами. Это неспроста. Ибо будущее сферы в первую очередь зависит от кадрового потенциала. Поэтому в процессе реформ в системе здравоохранения важное значение уделяется развитию медицинского образования. На сегодня в нашей стране квалифицированные кадры готовятся в 7 высших медицинских образовательных учреждениях и их 4 филиалах. Расширены возможности обеспечения высококвалифицированными кадрами медицинских уреждений с открытием в 2017 году Термезского филиала, в 2018 году Ферганского филиала Ташкентской медицинской академии. В 2018 году направрения бакалавриата высших медицинских образовательных учреждений окончили и получили направление на работу 2 000 юношей и девушек, 4 395 – стали студентами.
С целью обеспечения медицинских учреждений регионов квалифицированными врачами в 2018 году тоже осуществлен целевой прием в бакалавриат на основе государственного гранта. Данные квоты согласно заказу администрации регионов определялись по требованию регионов на определенные специальности. Так, сформировались 1 548 квоты. Обучающиеся на основе целевой подготовки медицинские кадры должны будут отработать от 3 до 10 лет в определенных регионах, что позволяет решить проблему нехватки врачей в медицинских учреждениях регионов.
Кроме этого врачам, продолжающим деятельность и после выхода на пенсию, начиная с 2017 года пенсия выплачивается в полном размере. Раньше такие специалисты даже при продолжении работы получали половину суммы пенсии. К тому же созданы условия для того, чтобы врачи работали на двух ставках.
В результате в Республике Каракалпакстан, Хорезмской, Бухарской, Навоийской, Кашкадарьинской, Андижанской, Сырдарьинской областях потребность к врачам общей практики покрыта полностью. Потребности других регионов в этом направлении будет покрыта за счет выпускников 2019 года. Нехватка узких специалистов первичных медицинских учреждений будет устранена до 2020 года за счет выпускников клинической ординатуры, магистратуры, краткосрочных курсов переподготовки.
Подписаны 220 договоров о международном сотрудничестве
В центре внимания находится повышение квалификации врачей, расширение международной связи в сфере медицинского образования и науки. До сегодняшнего дня в этом направлении со стороны медицинских высших образовательных учреждений подписаны 220 меморандумов о сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями. Только в Ташкентском государственном стоматологическом институте открылись два международных факультета.
Благодаря создающимся в медицине современным условиям за последние два года около ста наших соотечественников, трудящихся в ведущих зарубежных клиниках, вернулись на родину и работают, что является достижением для нашей медицины.
В нынешнем году свыше 500 молодых специалистов повысили квалификацию за рубежом, более 400 зарубежные специалисты приехали в нашу страну и в медицинских учреждениях организовали для наших специалистов мастер-классы, что стало важным шагом на пути решения актуальных задач, стоящих перед нашей медициной.
Новая веха в развитии медицины
Указ Президента Шавката Мирзиёева «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» от 7 декабря 2018 года начал новую веху в развитии медицины в стране.
Реформирование медицины, поднятие ее на мировой уровень нелегкая задача. Если взглянуть на мировую практику, то можно убедиться, что государства с развитой медициной прошли долгий и тяжелый путь в данном направлении. К примеру, во Франции реформирование медицины происходило в течение 60 лет, а в Республике Корея на это потрачено 40 лет. Турция, сделав правильный вывод из практики других государств, медицину “поставила на ноги” в течение 10 лет. Мы тоже, изучив подобный передовой опыт зарубежных стран, исходя из национальной практики, поставили перед собой огромную задачу коренного реформирования здравоохраниения в течение поледующих семи лет, то есть за 2019–2025 годы.
В утвержденных Указом Президента Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019 — 2025 годы и Программе мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019 — 2021 годах определены важные задачи, которые стоит осуществить за этот период.
В поднятии на новый этап медико-социальных реформ требуется в первую очередь совершенствовать законодательную базу, исходя из международных стандартов и национальной практики. С целью выполнения этих задач предусматривается создание Кодекса здравоохранения, принятие ряда законов о репродуктивном здоровье, трансплантологии, государственно-частном партнерстве, здоровом образе жизни.
А также особое внимание будет уделено развитию первичной медико-профилактической службы. В результате на новый этап поднимутся работы по раннему выявлению заболеваний и медицинской профилактике. Кроме этого будет уделено внимание внедрению в медицину страны самых последних достижений мировой медицины в таких сферах, как обновление лечебных и диагностических стандартов, внедрение клинических протоколов, широкое внедрение в практику научно-обоснованных медицинских принципов, микрохирургия, роботохирургия, нуклеарная медицина, медицинская генетика.
Для внедрения самой образцовой практики менеджмента и управления качеством медицинских служб на основе мировых стандартов необходимо поднять управление в сфере на международный уровень. Теперь для решения данной задачи в систему здравоохранения будет внедрена модель «кластера».
От финансирования до обязательного медицинского страхования
Сегодня в применяемом в системе медицины методе сметы финансирование осуществляется не по количеству вылеченных пациентов, а по количеству мест. Это оказывает негативное влияние на качество и эффективность медслужбы. Использование при этом применяемых в мировой медицине передовых методов является требованием времени. Поэтому определена задача по внедрению нового механизма подушевого финансирования и системы оплаты медицинских услуг за “пролеченные случаи”.
Согласно Концепции, с 1 апреля 2019 года предусматривается в порядке эксперимента внедрение системы финансирования медицинских организаций за «пролеченный случай» по клинико-затратным группам и подушевого финансирования в отдельных районах республики. На основе критического анализа результатов данного эксперимента с 1 апреля 2020 года поэтапно будут распространены с новые механизмы финансирования во всех регионах республики.
А также определены введение с 1 июля 2019 года механизма смешанного финансирования в стационарных учреждениях областного и районного (городского) уровней здравоохранения, передача с этого же периода отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам, с 1 января 2021 года поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования. В частности, планируется до 1 июля 2019 года разработать проект Закона Республики Узбекистан «Об обязательном медицинском страховании».
В дальнейшем в организации мероприятий, направленных на защиту материнства и детства, предусматривается совершенствование системы обмена данными от первичного звена до высоких звеньев медицины, внедрить программы современного скрининга, осуществить широкомасштабные проекты по приближению специализированной медицинской службы к населению.
Развитие частной медицины является важным направлением сегодняшних медико-социальных реформ. В дальнейшем особое внимание будет уделено развитию этой отрасли, созданию удобных условия для привлечения в сферу инвесторов. Кроме этого планируется широко внедрить в сферу информационно-коммуникационные технологии и «электронного здравоохранения», в трех этапах будут осуществляться такие направления, как электронная медицинская карта, электронная история болезни и телемедицина.
Еще одна новость – создание при Министерстве здравоохранения Агентства медико-социальных услуг. Известно, что в нашей стране создана современная система поддержки со стороны государства престарелых, лиц с инвалидностью и нуждающихся в социальной защите людей. Создание нового агентства становится важным шагом на пути поднятия этих работ на более качественный и высокий уровень, защиты интересов таких людей.
Теперь ответственность еще вырастет
Огромной ответственностью является своевременное внедрение в жизнь подобных важных мероприятий. Постановление Президента «О мерах по организации деятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан» четко определило участие министерства в процессе медико-социальных реформ.
Теперь Министерство здравоохранения и его региональные органы должны осуществлять широкомасштабные мероприятия для обеспечения предоставления населению качественной и своевременной медицинской помощи. В частности, самыми важными задачами в данном направлении являются осуществление единой государственной политики в сфере оздоровления граждан, прогнозирование демографических изменений и перспективы развития здравоохранения, комплексный анализ здоровья и заболевания населения, а также развитие медико-профилактических и патронажных работ, внедрение в практику передовых достижений мировой медицины и науки, внедрение в жизнь региональных программ по развитию медицины.
Своевременное осуществление огромных целей является долгом трудящихся в сфере свыше 70 тысяч врачей и более 300 тысяч средних медицинских работников. Поэтому принимаются меры по созданию достойных условий работы для них и достойной оплате их труда. Так, оплата труда медицинских и фармацевтических работников в государственных медицинских учреждениях с 1 декабря 2018 года возросло на 1,2 раза, а с 1 апреля 2019 года она повысится на 1,15 раза. С целью системного налаживания подобных работ, достойного поощрения труда медицинских работников при Министерстве здравоохранения создан Фонд развития и материального стимулирования работников органов управления здравоохранения.
В ответ на такое огромное внимание на нас возлагается задача работать честно, оказывать качественную медицинскую службу в свете создающихся условий в современной медицине, достичь довольства населения. Верим, что для выполнения таких ответственных задач в нашей медицине научного и практического потенциала достаточно. Если все мы объединимся, полностью будем использовать все возможности, станем достойными великого звания «стражи здоровья», заслужим доверие и любовь нашего народа. На пути таких благородных целей всем вам желаю несгибаемую волю, силу и крепкого здоровья. Пусть Новый год принесет в каждый дом и семью благополучие! Желаю успехов в вашей работе! С Новым годом!
Алишер ШАДМАНОВ,
министр здравоохранения Республики Узбекистан.