Правительственный портал
республики узбекистан
Депутаты обсудили Бюджетное послание на 2019 год
2018-11-19 | Экономика
17 ноября 2018 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В нем депутаты рассмотрели Государственный бюджет, бюджеты государственных целевых фондов и основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2019 год.
На заседании с докладом выступил заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан — министр финансов Ж.Кучкоров.
Следует отметить, что предварительное обсуждение данного вопроса было сначало проведено на заседаниях комитетов нижней палаты парламента, фракций политических партий и депутатской группы Экологического движения Узбекистана.
Как подчеркивалось на заседании, Бюджетное послание на 2019 год, представленное Кабинетом Министров Республики Узбекистан, разработано и внесено в парламент, исходя из актуальных задач, намеченных в утвержденной Президентом Республики Узбекистан Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в соответствии с положениями статьи 96 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан.
Впервые в практике представления Бюджетного послания дан прогноз основных направлений социально-экономического развития страны на 2019–2021 годы. В нем нашли отражение такие вопросы, как основные внешние и внутренние факторы, влияющие на фискальные показатели, стратегия налогово-бюджетной политики на 2019–2021 годы, фискальные риски на 2019 год и на прогнозные 2020–2021 годы, параметры Государственного бюджета и бюджета государственных целевых фондов на 2019–2021 годы. Предусмотрена последовательная реализация мер по обеспечению модернизации и диверсификации экономики, увеличению инвестиционной привлекательности и активности секторов экономики, направленных на достижение высоких темпов роста макроэкономических показателей и повышение благосостояния населения.
Как отмечалось на заседании, в 2019 году рост валового внутреннего продукта с сохранением его положительной динамики в следующие годы предусматривается в размере 5,4 процента (в 2020 году 6,0 процента, в 2021 году - 7,0 процента). В частности, объем промышленного производства увеличится на 4,9 процента, в строительстве - на 8,4 процента, сельском хозяйстве - 3,3 процента и в сфере услуг 6,2 процента, инвестиции в основной капитал возрастут на 17,0 процента, экспорт товаров и услуг - 15,5 процента, импорт - 6,3 процента.
Основные направления налоговой политики на 2019 год разработаны в соответствии с Указом Президента страны от 29 июня 2018 года «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан». В соответствии с этим, предусматривается снижение максимальной ставки подоходного налога физических лиц в размере 12 процента для всех граждан с направлением на индивидуальные накопительные пенсионные счета 0,1 процента этой суммы, налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процента, для коммерческих банков – с 22 до 20 процента, отмена страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемый из доходов граждан в виде оплаты труда. В целом за счет реализации предлагаемых мер количество налогов и обязательных платежей сократится с 19 до 15 видов.
Бюджетная политика на 2019 год направлена на проведение взвешенной фискальной политики, сбалансированный рост экономических показателей и устойчивость финансовой системы страны.
Предусматривается реализация мер, направленных на повышение эффективности планирования бюджетных средств, результативности их использования и совершенствование межбюджетных отношений. В частности, предусматривается совершенствование процесса планирования и исполнения Государственного бюджета, совершенствование межбюджетных отношений, повышение заинтересованности органов государственной власти на местах в расширении возможностей соответствующих областей, районов и городов в уплате налогов, достижение строгого соблюдения бюджета для обеспечения его устойчивости, консолидация финансовых потоков бюджетов в бюджетной системе.
В целях повышения устойчивости планирования бюджета предлагается внедрение механизма среднесрочного бюджетного планирования путем утверждения Государственного бюджета на прогнозный год и бюджетные ориентиры на последующие два года.
В 2019 году поступление доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан прогнозируются на уровне 102,6 трлн. сумов или 24,2 процента к валовому внутреннему продукту. Планируется увеличение поступлений в Государственный бюджет по сравнению с показателем текущего года на 37,8 процента.
Поступление доходной части Государственного бюджета ожидается за счет доходов по прямым налогам в размере 20,7 трлн. сумов, по косвенным налогам – 55,5 трлн. сумов, от ресурсных налогов и налога на имущество – 14,6 трлн. сумов, налога за пользование недрами – 10,7 трлн. сумов, налога за пользование водными ресурсами – 0,3 трлн. сумов.
В 2019 году расходы Государственного бюджета составят 107,1 трлн.сумов. Это в 1,4 раза больше чем в предыдущем году, при этом, расходы Государственного бюджета ориентированы в основном на социальную и экономические сферы. Так, расходы на социальную сферу составят 57,8 трлн. сумов или 54,0 процентов к общим расходам. При этом рост этих расходов увеличится на 34,4 процента к предыдущему году.
На финансирование учреждений дошкольного образования будут направлены 4,0 трлн. сумов, общее образование – 17,1 трлн. сумов, на подготовку кадров составят 3,8 трлн. сумов.
На финансирование здравоохранения будут направлены 12,1 трлн. сумов или 11,3 процента к общим расходам с ростом на 30,5 процента к предыдущему году.
На финансирование культуры будут направлены 1,0 трлн. сумов, развитие науки – 0,8 трлн. сумов. Расходы на выплату социальных пособий, материальной помощи малообеспеченным семьям и компенсационных выплат составят 5 267,2 млрд. сумов с ростом на 61,8 процента к предыдущему году.
На реализацию государственных программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» за счет всех источников финансирования будут направлены 6,3 трлн. сумов, что обеспечит улучшение жизненных условий в 478 населенных пунктах.
В рамках реализации государственных программ в 2019 году предусматриваются реконструкция и модернизация системы питьевого водоснабжения и канализации на 372 объектах, строительство и реконструкция 1 916,1 км водопроводной сети. В результате принятых мер охват централизованным водоснабжением в 2019 году достигнет 77,0 процента.
В целом, предусмотренные в Бюджетном послании на 2019 год поступательный рост доходов, внедряемые в налоговой системе коренные изменения направлены на улучшение жизненных условий населения.
На заседании депутатами подробно обсуждены Бюджетное послание и его основные направления.
В эффективном использовании бюджетных средств актуальное значение имеет осуществление действенного общественного и парламентского контроля. Учитывая укрепление источника доходов местных бюджетов и последовательное повышение их самостоятельности, необходимо эффективное использование местными представительными органами полномочий и возможностей, их активное вовлечение в работу по обеспечению полноты поступлений в бюджет. Подчеркивалось, что в этом направлении парламент должен оказывать всемерную помощь депутатскому корпусу местных Кенгашей народных депутатов.
Вместе с тем, на заседании Правительству было предложено принять во внимание мнения и предложения фракций политических партий, депутатской группы Экологического движения Узбекистана, а также мнения и предложения населения, изложенные в ходе встреч депутатов Законодательной палаты на местах.
На вопросы представителей парламента по проекту главного финансового документа детально ответил заместитель Премьер-министра – министр финансов Республики Узбекистан Ж.Кучкоров.
На заседании выступил Премьер-министр Республики Узбекистан А.Арипов.
Выступившие представители всех фракций политических партий и депутатской группы Экологического движения предложили поддержать представленные Правительством Государственный бюджет, бюджеты государственных целевых фондов и основных направлений налоговой и бюджетной политики Республики Узбекистан на 2019 год. Проект утвержден Законодательной палатой.