Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о пятнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

2018-06-29 | Политика

28 июня 2018 года в городе Ташкенте начало работу пятнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В работе заседания приняли участие члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации.

Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Н. Йулдошев.

Сенаторы начали работу с рассмотрения Закона Республики Узбекистан «О противодействии экстремизму», направленного на обеспечение безопасности личности, общества и государства от экстремизма, защиту конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан, сохранение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия.

В Законе предусмотрены основные понятия, принципы противодействия экстремизму, направления противодействия экстремизму, круг органов, осуществляющих деятельность в данной сфере и их полномочия, меры противодействия экстремизму, а также ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

Сенаторы отметили, что данный Закон будет способствовать повышению правового сознания и правовой культуры населения, формированию в обществе нетерпимости к экстремизму, своевременному предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области экстремизма, а также обеспечению принципа неотвратимости ответственности, реализации международных общепризнанных норм и стандартов. Закон одобрен сенаторами. 

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О медиации», целью которого является создание правовых условий для развития в Республике Узбекистан альтернативных способов урегулирования споров, снижение нагрузки на судебную систему страны.

Действие Закона распространяется на отношения, связанные с применением медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также к индивидуальным трудовым спорам, спорам, возникающим из семейных правоотношений. При этом его действие не распространяется на общественные интересы и споры, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в медиации.

В Законе закреплено, что деятельность медиатора может осуществляться на профессиональной или на непрофессиональной основе.

При этом Законом предусмотрено, что осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе может лицо, прошедшее специальный курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой Министерством юстиции Республики Узбекистан, а также внесенное в Реестр профессиональных медиаторов.

На непрофессиональной основе медиатором может быть лицо, достигшее возраста двадцати пяти лет и давшее согласие на выполнение обязанностей медиатора. В Законе также указано, что медиация не является предпринимательской деятельностью, проводится на основе принципов конфиденциальности, добровольности, сотрудничества и равноправия сторон, независимости и беспристрастности медиатора. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторами также рассмотрен Закон Республики Узбекистан «Об ограничении курения кальянов и электронных сигарет в общественных местах», целью которого является предупреждение распространения курения кальяна и электронных сигарет в общественных местах, обеспечение защиты прав некурящих граждан, предотвращение заражения табачным дымом и распространения заболеваний, возникающих в результате курения кальяна и электронных сигарет, а также инфекционных заболеваний с опасностью заражения вследствие группового курения.

Закон раскрывает суть основных понятий, как «кальян», «безтабачная курительная смесь для кальяна», «заварка для курения кальяна», «курительный камень для кальяна», «электронная сигарета», а также конкретизирует перечень общественных мест, где не разрешается курение кальяна и электронных сигарет.

Закон содержит нормы по ограничению рекламы и запрета пропаганды курения кальяна и электронных сигарет, определяет ответственных лиц по реализации мер по ограничению курения кальяна и электронных сигарет в общественных местах, а также их обязанности,  запрещает выделение комнат и помещений в общественных местах для курения кальяна и электронных сигарет, а равно предоставление в общественных местах в пользование кальянов и электронных сигарет.

Сенаторы отметили, что важную роль при этом играет определение участия органов государственной власти и управления, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, организаций, образовательных учреждений и других организаций в осуществлении профилактических мер по ограничению курения кальяна и электронных сигарет в общественных местах. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» в новой редакции. Закон разработан во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы государственной защиты законных интересов бизнеса и дальнейшего развития предпринимательской деятельности».

Отмечалось, что целью Закона является формирование интегрированного предпринимательского сообщества и обеспечение эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства, их объединений с государственными органами, а также широкий охват и вовлечение субъектов предпринимательства в процесс формирования предпринимательского сообщества.

В Законе предусмотрены общие положения, задачи и функции Палаты, взаимодействие Палаты с государственными, иными органами и организациями, участие в проверках деятельности субъектов предпринимательства, организация ее деятельности, международное сотрудничество, механизм разрешения споров.

В новой редакции Закона закрепляются функции Палаты в области защиты прав субъектов предпринимательства и улучшения деловой среды и инвестиционного климата, содействия предпринимательской деятельности, взаимодействия с государственными, иными органами и организациями, обучения субъектов предпринимательства и подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций.

Как отметили сенаторы, реализация данного Закона будет способствовать созданию эффективной системы поддержки субъектов предпринимательства, особенно в период становления их деятельности, усилению гарантий надежной защиты прав и законных интересов, всемерному содействию в обеспечении приоритетной роли, а также неприкосновенности частной собственности и предпринимательства, широкому вовлечению населения в предпринимательскую деятельность в районах и городах республики. Сенаторы одобрили Закон.

В ходе заседания сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О карантине растений» в новой редакции.

Закон предусматривает общие положения, регулирующие сферу карантина растений, систему государственной службы по карантину растений Республики Узбекистан и руководство ею, права и обязанности органов государственного и хозяйственного управления, юридических и физических лиц в области карантина растений, мероприятия по карантину растений и их реализацию, открытость информации в этой области, ввоз и вывоз подкарантинной продукции.

В Законе также предусмотрены основные направления государственной политики в области карантина растений, осуществление государственного контроля, развитие международного сотрудничества, осуществление системы мероприятий по внешнему и внутреннему карантину растений, обеспечение фитосанитарной безопасности, разработка системы проведения эффективного мониторинга в области карантина растений.

Закон дополнен нормами, предусматривающими полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан, органов государственной власти на местах в области карантина растений.

Согласно изменениям, органы самоуправления граждан участвуют в реализации государственных, территориальных и других программ в области карантина растений, осуществляют общественный контроль в данной сфере на соответствующей территории, оказывают содействие государственным инспекторам по карантину растений в оповещении населения о распространении объектов карантина растений.

Сенаторы отметили, что данный Закон позволит усовершенствовать механизм регулирования отношений в области карантина растений, расширить международное сотрудничество, внедрить современные зарубежные технологии и методы работы в деятельность карантинной службы, четко определить обязанности ответственных сотрудников Государственной инспекции по карантину растений, а также проводить мероприятия по обеспечению фитосанитарной безопасности при ведении международной торговли семенами, растениями, сырьем и другими продуктами растительного происхождения путем подробного определения фитосанитарных мер и норм, которые должны выполнять субъекты предпринимательства импортирующих и экспортирующих стран в целях предотвращения случаев передачи возбудителей болезней растений, сорняков и вредителей. Закон одобрен сенаторами.

Затем, сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», направленный на дальнейшее совершенствование деятельности органов государственной власти и управления, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, законодательства об административной ответственности, а также развитие экономики страны. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы также рассмотрели ряд законов о ратификации международных договоров Республики Узбекистан. Законы одобрены сенаторами.

Сенаторы заслушали отчет Генерального прокурора Республики Узбекистан о деятельности органов прокуратуры Республики Узбекистан в 2017 году.

В отчете отмечалось, что органами прокуратуры в 2017 году проведена определенная работа по обеспечению верховенства закона, укреплению законности, защите прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений в стране.

В частности, в целях усиления правовой защиты субъектов предпринимательства, обеспечения безусловного исполнения законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности в районных (городских) прокуратурах введены дополнительные должности заместителя и помощника прокурора в количестве 386 штатных единиц.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года «О мерах по дальнейшему повышению эффективности информационно-аналитической деятельности органов прокуратуры», в целях доведения до широкой общественности сути и значения проводимых реформ и преобразований, принимаемых актов законодательства, своевременного информирования населения о происходящих событиях при Генеральной прокуратуре создан Информационно-аналитический мультимедийный центр.

По результатам анализа состояния законности и преступности в целях устранения правовых пробелов, недопущения субъективизма при применении правовых норм, выработки механизмов реализации нормативно-правовых актов в 2017 году по инициативе Генеральной прокуратуры принят ряд решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров.

Согласно внесенным изменениям и дополнениям в законодательство, установлен порядок ежегодного представления прокурорами отчета о своей деятельности в соответствующие Кенгаши народных депутатов и информирование органов самоуправления граждан о состоянии законности и борьбы с преступностью.

 В результате надзорных мероприятий за исполнением законов, направленных на реализацию реформ в сельском хозяйстве, оказана практическая помощь в получении фермерскими хозяйствами
51,3 млрд. сумов кредитов, 9,9 млрд. сумов заработной платы, а также взыскании дебиторской задолженности на сумму 5,8 млрд. сумов, регистрации и открытии счетов в банке 375 фермерским хозяйствам. В ходе надзорных мероприятий в резервный фонд возвращено 15,5 тысяч гектаров необоснованно выданных либо незаконно используемых земель, выявлены случаи хищения 114 млн. сумов, выделенных для проведения ирригационных и мелиоративных мероприятий, а также 61,8 млрд. сумов заработной платы, кредитов и других выплат. Виновные привлечены к ответственности.

 В ходе надзорных мероприятий установлены факты нарушения прав 51260 субъектов предпринимательства, в том числе, 57 случаев незаконного вмешательства и 53 незаконных проверок, 752 случая принятия незаконных решений, восстановлены права 49866 и деятельность
2797 предпринимателей.

Заслушав отчет, сенаторы высказали мнение о необходимости усиления мер по обеспечению верховенства закона, укреплению справедливости в обществе, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, повышению правовой культуры населения.

Далее сенаторы заслушали отчет о деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан в 2017 году.

Отмечалось, что в 2017 году Счетной палатой проведено около 70 аналитических изучений и контрольных мероприятий, 49 из которых –непосредственно на местах, другие – в министерствах и ведомствах.

В отчете подчеркивалось, что Счетной палатой при рассмотрении проекта Государственного бюджета и основных направлений налогово-бюджетной политики на 2018 год подготовлены и представлены предложения Министерству финансов. На основе данных предложений произведен перерасчет прогноза доходов бюджета на 1,4 трлн. сумов, установлен контроль за формированием и исполнением Государственного бюджета на республиканском и местном уровнях, а также изучено состояние законного, целевого, эффективного расходования государственных средств на примере финансируемых из бюджета министерств и ведомств.

 В результате контрольных мероприятий выявлены незаконные и неэффективные затраты на 37 млрд. сумов и 7 млн. долларов, а также источники дополнительного дохода на 270 млрд. сумов.

Заслушав отчет, сенаторы отметили необходимость принятия соответствующих мер по эффективному использованию средств, выделенных из Государственного бюджета и внебюджетных фондов, наиболее полного использования источников доходов бюджета, оценки работы руководителей секторов на местах, дальнейшего усиления контроля за реализацией программ социально-экономического развития территорий, поручений, вытекающих из постановлений и распоряжений Президента. По итогам слушания принято соответствующее постановление Сената.

После этого сенаторы заслушали информацию министра внутренних дел Республики Узбекистан о деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности в первом полугодии 2018 года.

Отмечалось, что в отчетный период министерством осуществлена работа по укреплению мира и стабильности в обществе, полной защите прав подозреваемых и пострадавших в процессе следствия.

В результате комплексной работы, проведенной в текущем году, достигнуто снижение количества совершенных преступлений на 40,7%.

Наряду с этим отмечалось, что в последнее время оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел направлена на выявление проблем населения, которые могут привести к совершению преступлений и правонарушений, раннюю профилактику преступности, работу по борьбе с правонарушениями. Осуществлены масштабные мероприятия по изучению каждой семьи и решению имеющихся проблем в короткие сроки.

В качестве важного фактора ранней профилактики преступности в махаллях и формировании бескомпромиссного отношения населения к любым проявлениям преступности министерством внутренних дел налажен механизм обсуждения каждого совершенного преступления с участием общественности и ежемесячного отчета инспекторов профилактики перед населением.

Кроме того, намечена работа по осуществлению целевых профилактических мер при участии специалистов по профилактике разводов среди молодых семей, устранению конфликтных ситуаций в неблагополучных семьях.

В качестве важного стимула улучшения деятельности инспекторов профилактики отмечено об их обеспечении современными мобильными смартфонами, подключенными к базам данных Министерства внутренних дел, тем самым им предоставлена возможность оперативно осуществлять работу по проверке подозрительных лиц и размещения данных о правонарушителях в единую базу.

В целях обеспечения верховенства закона и профилактики нарушений прав человека в рамках реформирования судебно-правовой системы, пресечения любых проявлений насилия и беспощадности по отношению к подозреваемым и обвиняемым внедрена система стенографии, аудио и видео фиксации процесса допроса и следственных действий в следственных изоляторах и кабинетах следователей.

В ходе обсуждения информации министра внутренних дел сенаторами рекомендовано дальнейшее расширение использования новых инновационных технологий в деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности и повышению эффективности профилактики правонарушений.

Как отметили сенаторы, коренное улучшение деятельности органов внутренних дел является одним из важных условий успешной реализации Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан 2017-2021 годах в “Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий”. По итогам обсуждения принято соответствующее постановление.

На этом завершился первый день работы пятнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Поделиться