Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Народное образование: как осуществляются реформы в системе?

2018-03-29 | Образование

В последнее время в нашей стране принимаются десятки нормативно-правовых документов по коренному развитию разных сфер и отраслей, модернизации жизни общества. Стремительно проводятся и работы по их исполнению. Системе народного образования отводится одно из центральных мест в процессе осуществления кардинальных реформ. Потому что самый большой контингент жителей республики — около 5 миллионов 250 тысяч учащихся и 400 тысяч учителей, определяющих наш завтрашний день, — охвачен именно этой сферой. В воспитании подрастающего поколения гармонично развитыми личностями с глубокими знаниями и жизненно важными навыками, высоким интеллектуальным потенциалом, в дальнейшем обеспечении занятия Узбекистаном в короткие сроки достойного места среди развитых стран мира большое значение имеет учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах.

С целью получения всесторонней информации о проводимой в системе народного образования работе в нынешний период широкомасштабных реформ мы обратились к министру народного образования, доктору педагогических наук, профессору Улугбеку Иноятову.

— Уважаемый Улугбек Ильясович, какие задачи на основе Послания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису поставило перед собой руководимое Вами министерство?

— Исходя из Послания главы государства Олий Мажлису Республики Узбекистан от 22 декабря 2017 года и поручений, полученных на совещании 3 января 2018 года, а также Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах, министерством разработана «Дорожная карта», направленная на повышение качества обучения и воспитания. В ней отдельное внимание уделено строительству новых образовательных учреждений, реконструкции действующих. С целью улучшения условий для получения учащимися качественного образования предусматриваются строительство 21 новой общеобразовательной школы, с расчетом на 67 тысяч 549 учеников, реконструкция 221 и капитальная реконструкция 93 школ. Планируется обеспечить 672 школы (в том числе 335, где будут проведены строительно-монтажные работы, и 337 подлежат дооснащению) 51858 комплектами ученических парт, 225 наборами учебно-лабораторного оборудования по физике, химии и биологии, спортивным инвентарем для 41 спортивного зала. Кроме этого, в 2018 году предусмотрено обеспечение 2859 общеобразовательных школ за счет кредитных средств Эксимбанка Республики Корея, 1303 — за счет грантовых средств Китайской Народной Республики, грантовых средств Глобального партнерства в образовании — 412 комплектами компьютерной техники.

Помимо этого, планируется повышение качества обучения посредством широкого внедрения в образовательный процесс передового зарубежного опыта, инновационных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий, издание 9,7 миллиона учебников для учащихся 11-х классов.

Путем обеспечения необходимым инвентарем 489 кабинетов учебно-производственных комплексов намечены улучшение условий обучения профессиям учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ и повышение эффективности подготовки юношей и девушек, овладения ими профессиональными навыками в соответствии с требованиями рынка труда.


На основе поручений Президента страны, данных в ходе визитов в регионы, созданы специализированные школы: имени Ибрайима Юсупова — в Нукусе, Абдуллы Арипова — в Карши, Хамида Алимджана и Зульфии — в Джизаке, Мухаммада Юсуфа — в Андижане, Мухаммада ал-Хоразмий — в Ташкенте. Деятельность новых учреждений направлена на раскрытие способностей учащихся по определенным предметам. Кроме того, с целью формирования чувства патриотизма, преданности Родине в новом учебном году будут открыты еще 56 специализированных школ.

В 174-м пункте Государственной программы «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» определены задачи по сокращению лишней отчетности на основе пересмотра нормативов рабочего времени руководителей и учителей, недопущению требования органами управления народным образованием и другими учреждениями, а также отдельными руководителями отчетов и дополнительных сведений, не указанных в нормативно-правовых актах. На этой основе уже разработан проект постановления Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании порядка оплаты труда работников народного образования». В новом нормативно-правовом акте предусматривается отказ от таких понятий, как часы, отчеты по месячной, годовой педагогической нагрузке. Учитель будет отчитываться на педагогических советах лишь перед школьной администрацией раз в полугодие. Также в нем рассматриваются такие важные вопросы, как сокращение недельных учебных (урочных) часов, значительное повышение заработной платы педагогов, исходя из занимаемой должности и категорий, поощрение учителей несколько раз в год в соответствии с достигнутыми результатами.

С целью повышения роли института семьи, создания благоприятных условий родителям при воспитании ребенка, сокращения учебной нагрузки ученики 1-х классов с 1 марта текущего года перешли на 5-дневную учебную неделю. Начиная с нового учебного года это планируется и для учащихся 2—4-х классов.

На повышение эффективности работы детских центров «Баркамол авлод» будет направлена разрабатываемая концепция приоритетных меро-приятий на 2018—2022 годы. Финальный этап спортивных игр школьников «Умид ниµоллари-2018» будет проведен на местах по 21 виду спорта как «Праздник молодости и спорта».

— В прошлом году произошли колоссальные изменения в жизни страны. В частности, осуществлены преобразования в работе Министерства народного образования...

— Действительно, в 2017 году по инициативе Президента страны с учетом пожеланий народа принят ряд указов, постановлений и распоряжений, направленных на реформирование системы образования. С целью обеспечения высокого качества обучения посредством совершенствования государственного управления в системе народного образования, ориентации деятельности министерства на развитие общего среднего и внешкольного образования, повышения эффективности деятельности и ответственности органов управления, целенаправленного внедрения в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий 30 сентября 2017 года принято постановление Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании деятельности Министерства народного образования Республики Узбекистан». В этом документе совершенно по-новому обозначены основные задачи и направления деятельности министерства. Согласно постановлению, в центральном аппарате Министерства народного образования и его территориальных подразделениях произошли важные изменения. В частности, с целью полноценного и качественного исполнения поручений и задач, обозначенных в Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана» от 5 июля 2017 года, назначен отдельный заместитель министра народного образования по молодежной политике; внедрены штатные единицы пресс-секретаря в центральном аппарате министерства и юридической службы в его территориальных подразделениях.

— Еще один интересующий наших читателей вопрос связан с внедрением обязательного 11-летнего образования. Как осуществляется работа по обеспечению учащихся 10-х классов учебниками и учителями?

— В связи с переходом на 11-летнее образование в системе народного образования за последний год реализована значительная работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, созданию современных предметных кабинетов и мастерских, изданию учебников и пособий, обеспечению учебно-воспитательного процесса квалифицированными педагогическими кадрами. В частности, утвержденной Кабинетом Министров рабочей группой изучены возможности открытия 10-х классов, пожелания учащихся и их родителей, состояние каждого общеобразовательного учреждения, обсуждены проблемы. Среди рассмотренных вопросов были: возможные проблемы в связи с увеличением числа учащихся школ за счет учеников 10-11-х классов и первоклассников, состояние материально-технической базы, варианты размещения учащихся школ с высоким коэффициентом сменности в другие близрасположенные к месту проживания учебные заведения, предпосылки организации учебно-производственных комплексов, исходя из удобства расположения и транспортной инфраструктуры.

Из окончивших в прошлом учебном году 9-е классы 467 тысяч учащихся 284 тысячи, почти 70 процентов, сейчас обучаются в 10-х классах. Для учеников 10-11-х классов, исходя из приоритетных направлений развития общества на основе мнений ученых, учителей-практиков и широкой общественности, заново разработаны учебные планы по 12 общеобразовательным предметам, внесены определенные изменения. Так, наряду с обучением более 50 профессиям подрастающее поколение будет изучать предмет «Основы предпринимательства».

Согласно учебным программам для учащихся 10-х классов издано 9 миллионов учебников по 18 общеобразовательным дисциплинам на 7 языках. Они были доставлены во все регионы. К разработке этих учебников были привлечены опытные учителя, педагоги-ученые и методисты.

В связи с внедрением 11-летнего образования остро стоял вопрос: «Кто будет преподавать?». Для решения этой задачи была проведена совместная работа с соответствующими министерствами и ведомствами. С целью удовлетворения возникшей потребности в кадрах на работу были приняты 9526 выпускников вузов, более 12 тысяч преподавателей, учебные часы которых были сокращены в академических лицеях и профессиональных колледжах. Для подготовки учителей 10-х классов проведены семинары-тренинги, где повысили квалификацию 90 тысяч педагогов, 2,5 тысячи работников, не имеющих профильного образования, прошли курсы переподготовки.

С целью удовлетворения потребности в кадрах на местах был создан Ташкентский областной Чирчикский государственный педагогический институт, куда были приняты 750 студентов. Также открыты Термезский филиал Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, Денауский филиал Термезского государственного университета. Вместе с тем на специальных заочных отделениях 15 вузов для более 9 тысяч педагогов со средним специальным образованием появилась возможность получить высшее образование.

— Глава государства неоднократно отмечал важность вопроса воспитания подрастающего поколения во все времена, который в XXI веке стал еще более актуальным. Это возлагает большую ответственность на руководителей разных организаций. Какие меры принимаются в системе народного образования по сотрудничеству в деле воспитания детей?

— Сейчас в общеобразовательных учреждениях действуют первичные организации Союза молодежи Узбекистана, где лидерами реализуются социальные проекты по принципу «ровесник — ровеснику». Также их активисты ведут различные кружки, работа которых направлена на развитие интеллектуальных способностей учащихся. На совершенно другом качественном уровне проводятся праздники книг в начальных, мероприятия и конкурсы в 5—9-х классах.

В стране действуют 211 детских центров «Баркамол авлод», где 130304 воспитанника изучают основы профессий в 5068 кружках. 12792 кружковца — дети из малообеспеченных семей, 1970 — воспитанники домов «Мехрибонлик», 342 — дети с ограниченными возможностями.

Воспитание — процесс, требующий совместных усилий. Если мы будем работать в тесном сотрудничестве, прежде всего, с родителями, махаллями и другими организациями, это непременно принесет свои плоды. А условия постепенно создаются. От нас требуется лишь преданность делу.

Поделиться