Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования

2018-01-25 | Документы

Указ Президента Республики Узбекистан

Государством уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы непрерывного образования, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышения доступности и качества образовательных услуг. 

За прошедшие годы реализован комплекс мер по развитию профессионального образования, укреплена правовая база в целях обеспечения модернизации и обновления содержания учебного процесса, принят ряд системных мер по оказанию адресной поддержки талантливой молодежи в достижении значимых результатов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах. 

Вместе с тем проведенный анализ результатов развития общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования показал, что нынешнее состояние системы не отвечает современным требованиям и нуждается в коренном реформировании: 

первое, отсутствие системного подхода в размещении профессиональных колледжей вблизи мест проживания населения становится причиной периодических массовых пропусков занятий учащимися, особенно в связи с недостаточной развитостью дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах и погодными условиями; 

второе, существующая практика формирования материально-технической базы профессиональных колледжей привела к созданию учебных мастерских, не отвечающих направлению обучения, недостаточно укомплектованных необходимыми комплектующими и запасными частями. Средний уровень материально-технического оснащения профессиональных колледжей составляет лишь 56 процентов, а в 31 профессиональном колледже вообще отсутствуют учебные мастерские; 

третье, в результате недостаточного финансирования многие необходимые учебники и учебные пособия для системы профессионального образования не были изданы, 50 процентов учебников не переведены на русский и каракалпакский языки, а имеющиеся учебники ни разу не обновлялись; 

четвертое, система подготовки кадров в профессиональных колледжах, не обеспечивающая реальные потребности отраслей экономики в регионах, а также устанавливаемые квоты приема в профессиональные колледжи, не учитывающие конъюнктуру рынка труда и наличие возможностей для организации производственной практики, в результате приводят к проблемам с трудоустройством выпускников; 

пятое, современное состояние организации учебного процесса в профессиональных колледжах, применяемые учебно-нормативные документы, а также сроки обучения не отвечают уровню сложности профессий, недостатки в организации производственной практики приводят к снижению качества получаемых знаний и, соответственно, слабой востребованности выпускников по ряду направлений образования, в результате чего требуется организация дополнительного их обучения на рабочих местах после завершения учебы; 

шестое, недостаточное развитие системы профессиональной подготовки различных категорий населения по принципу «Образование на протяжении жизни» оставляет невостребованными рынком труда значительное количество взрослого населения, а также молодежи и лиц с инвалидностью, нуждающихся в трудоустройстве; 

седьмое, формальное отношение к организации учебного процесса в профессиональных колледжах и интеллектуальному, духовно-нравственному воспитанию учащихся, неэффективный механизм организации их свободного времени приводят к увеличению случаев совершаемых учащимися правонарушений и преступных деяний, снижению посещаемости занятий и интереса к учебе. 

Переход с 2017/2018 учебного года на систему 11-летнего обязательного общего среднего образования получил широкую поддержку со стороны общественности, родителей и выпускников 9-х классов. 

В целях коренного совершенствования системы общего среднего, среднего специального, профессионального образования на основе опыта развитых зарубежных стран, создания условий для подготовки квалифицированных кадров, повышения занятости выпускников профессиональных колледжей, а также реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах: 

1. Установить, что: 

начиная с 2018/2019 учебного года обязательное общее среднее и среднее специальное образование осуществляются в общеобразовательных школах, в том числе специализированных школах и школах-интернатах искусств и культуры, специализированных школах-интернатах олимпийского резерва, а также академических лицеях на основе непрерывного и 11-летнего цикла; 

начиная с 2019/2020 учебного года прием в профессиональные колледжи будет осуществляться из числа выпускников 11-х классов общеобразовательных школ на добровольной основе с целью получения соответствующей специальности (профессии) со сроком обучения от шести месяцев до двух лет; 

учащиеся профессиональных колледжей, принятые на учебу до 2017/2018 учебного года включительно, завершают обучение в профессиональных колледжах в установленном порядке по действующим учебным программам. 

2. Считать важнейшими задачами системы подготовки кадров в сфере профессионального образования: 

подготовку квалифицированных кадров по востребованным специальностям, в том числе смежным, с учетом приоритетов и перспектив развития экономики, современных технических и технологических тенденций, обладающих практическими навыками работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и со знанием не менее двух иностранных языков; 

координацию деятельности профессиональных колледжей по коренному повышению качества подготовки востребованных отраслями и сферами экономики специалистов с учетом реальных потребностей в кадрах и предложений предприятий-работодателей; 

организацию педагогического процесса на основе новых форм и методов, направленных на воспитание молодежи гармонично развитыми личностями, в духе патриотизма и преданности идее национальной независимости, а также на развитие духовных и нравственных качеств учащихся на основе нашего богатого научного, культурного и духовного наследия, уважения национальных и общечеловеческих ценностей; 

всестороннее развитие сотрудничества с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями, привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов в области профессионального образования для совместной реализации современных инновационных учебных проектов; 

приведение требований национальных стандартов профессионального образования в соответствие с требованиями Международной стандартной классификации образования, международных квалификационных рамок, организацию работы по поэтапному обеспечению соответствия и признания национальных квалификационных требований их международным аналогам; 

систематизацию и последующее внедрение наработанного практического опыта по организации дифференцированного образовательного процесса, органично сочетающего получение общего образования наряду с профессией, а также эффективной интеграции негосударственного сектора образования в государственную систему непрерывного образования; 

обеспечение тесного взаимодействия системы профессионального образования и производства с активным использованием в учебном процессе инновационных идей, технологий и разработок в целях подготовки кадров, способных эффективно участвовать в процессах дальнейшего реформирования, модернизации и достижения устойчивого роста экономики страны; 

реализацию мер по формированию современной материально-технической базы профессиональных колледжей, включающую высокоэффективное учебно-лабораторное оборудование, компьютерную технику и инновационные технологические парки, и ее дальнейшему укреплению и эффективному использованию. 

3. Создать: 

Республиканскую комиссию по координации дальнейшего совершенствования системы профессионального образования (далее – Республиканская комиссия) в составе согласно приложению № 1; 

территориальные рабочие группы по системному мониторингу деятельности профессиональных колледжей (далее – территориальные рабочие группы) в типовом составе согласно приложению № 2. 

4. Республиканской комиссии (К. Акмалов), территориальным рабочим группам обеспечить: 

а) в трехмесячный срок всестороннее критическое изучение деятельности профессиональных колледжей в плане определения реальной потребности рынка труда в кадрах по специальностям, входящим в существующие программы обучения, соответствия их целевым параметрам программ социально-экономического развития регионов, выявления потенциальных отраслевых работодателей для последующего закрепления выпускников; 

б) до 1 июля 2018 года разработку соответствующего проекта правительственного решения и его внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан, предусмотрев в нем: 

передачу профессиональных колледжей в отраслевое подчинение соответствующим министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, коммерческим банкам и крупным предприятиям с учетом имеющихся реальных потребностей в кадрах в соответствии с целевыми параметрами программ социально-экономического развития регионов и прогноза рынка труда; 

организацию многопрофильных колледжей для целевой подготовки кадров по востребованным специальностям на рынке труда для сферы предпринимательства, в том числе субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства; 

частичную реорганизацию профессиональных колледжей с оптимизацией их общего количества в связи с отсутствием востребованности по отдельным специальностям (профессиям) со стороны отраслевых министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий – заказчиков кадров; 

целевое использование материально-технической базы, зданий и строений профессиональных колледжей, подлежащих оптимизации, имея в виду размещение в них общеобразовательных школ и учебно-производственных комплексов, а также дошкольных образовательных учреждений. 

Установить, что Республиканская комиссия и территориальные рабочие группы прекращают свою деятельность после завершения мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте. 

5. Министерству экономики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами по итогам каждого года вносить предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по открытию новых направлений образования и специальностей в профессиональных колледжах с учетом осуществляемых изменений в программах социально-экономического развития регионов. 

6. Установить, что: 

профессиональные колледжи осуществляют деятельность преимущественно в составе министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий – заказчиков кадров по отраслевой принадлежности; 

стоимость передаваемых зданий, сооружений, оборудования, мебели и инвентаря профессиональных колледжей не является объектом налогообложения при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль; 

содержание профессиональных колледжей за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан осуществляется до полного завершения обучения учащихся, принятых на учебу в профессиональные колледжи до 2017/2018 учебного года (включительно); 

средства министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий, направляемые целевым назначением на содержание подведомственных профессиональных колледжей, обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров, освобождаются от обложения всеми видами налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды. 

7. Министерству юстиции совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан внести: 

в недельный срок в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан о совершенствовании деятельности Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан; 

в двухмесячный срок в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа. 

8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Касимова Р.С.


Президент Республики Узбекистан                             Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 25 января 2018 года.

* * *

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования»

Государством уделяется особое внимание дальнейшему совершенствованию системы непрерывного образования, повышению доступности качественных образовательных услуг, подготовке высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда. 

За прошедшие годы в процессе реформирования системы образования республики была создана прочная правовая, организационная, материально-техническая база, что способствовало обновлению содержания обучения и воспитания для повышения интеллектуального потенциала молодого поколения и его гармоничного развития. 

Вместе с тем всесторонний анализ результатов развития общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования за годы реформ, перехода на обязательное 12-летнее образование показал, что нынешняя система среднего специального, профессионального образования не отвечает требованиям сегодняшнего дня и нуждается в дальнейшем коренном реформировании. 

В частности, отсутствие системного подхода в размещении профессиональных колледжей на местах, недостаточно развитая дорожно-транспортная инфраструктура в регионах явились причинами периодических массовых пропусков занятий учащимися; 

обеспеченность профессиональных колледжей и их учебных мастерских учебно-лабораторным оборудованием отставала от темпов развития науки, производственных технологий и техники, уровень материально-технического оснащения профессиональных колледжей составил в среднем 56 процентов; 

неэффективное и несвоевременное финансирование работы по подготовке и изданию учебников и учебных пособий привело к серьезному отставанию в обеспечении системы профессионального образования учебниками и учебными пособиями нового поколения; 

существующая система подготовки кадров в профессиональных колледжах, не обеспечивающая реальных потребностей отраслей экономики в регионах, квоты приема в профессиональные колледжи, устанавливаемые без учета конъюнктуры рынка труда и наличия возможностей для организации производственной практики, оказывали негативное влияние на показатели трудоустройства выпускников; 

осуществляемый учебный процесс в профессиональных колледжах, недостатки применяемых учебно-нормативных документов, единые сроки обучения независимо от уровня сложности профессий, недостатки в организации производственной практики приводили к снижению уровня получаемых знаний и слабой востребованности выпускников по ряду направлений, необходимости дополнительного их обучения на рабочих местах после завершения учебы; 

слабое развитие системы профессиональной подготовки различных категорий населения по принципу «Образование на протяжении жизни» оставляло значительное число взрослого населения невостребованным на рынке труда, включая молодежь и лиц с инвалидностью, нуждающихся в трудоустройстве; 

формальное отношение в профессиональных колледжах к организации учебного процесса и духовно-нравственному воспитанию учащихся, неэффективный механизм организации их свободного времени приводили к снижению посещаемости занятий и, как следствие, к увеличению числа совершаемых ими правонарушений. 

В целях системного решения имеющихся в данной сфере проблем, обеспечения коренного совершенствования и развития системы профессионального образования на основе опыта передовых зарубежных стран, обеспечения рационального и целевого использования материальной базы существующих профессиональных колледжей, а также создания условий для повышения эффективности подготовки квалифицированных и отвечающих требованиям рынка труда кадров в профессиональных колледжах, находящихся в ведомственном подчинении соответствующих министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий, учета потребностей и повышения занятости всех слоев населения принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования». 

Данным указом предусмотрено, что: 

с 2018/2019 учебного года обязательное общее среднее образование осуществляется на базе непрерывного и бесплатного 11-летнего цикла; 

с 2019/2020 учебного года прием в профессиональные колледжи будет осуществляться из числа выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений на добровольной основе для получения соответствующей специальности (профессии) со сроком обучения от шести месяцев до двух лет. 

Указом также определены важнейшие задачи системы подготовки кадров в сфере профессионального образования: 

подготовка по востребованным профессиям с учетом приоритетов и перспектив развития экономики, современных технических и технологических тенденций квалифицированных специалистов среднего звена, обладающих практическими профессиональными навыками работы, в том числе с использованием современных информационных технологий; 

координация деятельности профессиональных колледжей по коренному повышению качества подготовки востребованных отраслями и сферами экономики специалистов с учетом реальных потребностей в кадрах и предложений предприятий-работодателей; 

организация педагогического процесса на основе новых форм и методов, направленных на воспитание молодежи гармонично развитыми личностями, в духе патриотизма и преданности идее национальной независимости, а также развитие духовных и нравственных качеств учащихся на основе нашего богатого научного, культурного и духовного наследия, уважения национальных и общечеловеческих ценностей; 

всестороннее развитие сотрудничества с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями, привлечение зарубежных специалистов для совместной реализации инновационных учебных проектов; 

обеспечение соответствия требований национальных стандартов профессионального образования требованиям Международной стандартной классификации образования и международных квалификационных рамок, организация работы по поэтапному обеспечению соответствия национальных квалификационных рамок квалификационным рамкам развитых стран и их последующему признанию; 

систематизация и последующее внедрение наработанного практического опыта по организации дифференцированного по срокам обучения образовательного процесса, эффективная интеграция негосударственного сектора образования в государственную систему непрерывного образования; 

обеспечение тесного взаимодействия системы профессионального образования и производства с активным использованием в учебном процессе инновационных идей, технологий и разработок в целях подготовки кадров, способных активно и эффективно участвовать в процессах дальнейшего реформирования, модернизации и достижения устойчивого роста экономики страны; 

разработка и реализация мер по формированию и рациональному использованию современной материально-технической базы профессиональных колледжей, включающей высокоэффективное учебно-лабораторное, компьютерное и иное инновационно-технологическое оборудование. 

Указом создается Республиканская комиссия по координации дальнейшего совершенствования системы профессионального образования, а также соответствующие территориальные рабочие группы, задачами которых являются: 

изучение деятельности профессиональных колледжей в плане определения потребности рынка труда в кадрах по обучаемым специальностям, соответствия их программам социально-экономического развития региона, определения потенциального отраслевого работодателя для последующего закрепления выпускников; 

разработка проекта правительственного решения о передаче профессиональных колледжей в отраслевое подчинение соответствующим министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, коммерческим банкам и крупным предприятиям с учетом имеющихся реальных потребностей в кадрах в соответствии с целевыми параметрами программ социально-экономического развития регионов и прогноза рынка труда, а также создание сети многопрофильных колледжей для обучения востребованным на рынке труда рабочим профессиям для хозяйствующих субъектов, включая предприятия малого и частного бизнеса, об оптимизации профессиональных колледжей в связи с отсутствием востребованности по отдельным специальностям (профессиям) либо по размещению в них общеобразовательных школ и учебно-производственных комплексов, а также детских дошкольных образовательных учреждений. 

Принятие настоящего указа позволит обеспечить рациональное и целевое использование материально-технической базы существующих профессиональных колледжей, создание условий для повышения эффективности подготовки квалифицированных и отвечающих требованиям рынка труда кадров, занятости населения и дальнейшего развития системы профессионального образования в целом.

Поделиться