О мерах по стабильному обеспечению отраслей экономики страны востребованными видами продукции и сырья
Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране последовательно реализуются комплексные меры по либерализации валютной политики, внедрению современных механизмов ценообразования с учетом реальной рыночной конъюнктуры, созданию благоприятных условий для здоровой конкурентной среды и улучшения делового климата.
Отмена Указом Президента Республики Узбекистан от 16 января 2018 года № УП–5303 «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны» индивидуальных таможенных, налоговых и иных льгот, а также других преференций, предоставленных отдельным субъектам по ввозу в страну продовольственных товаров, стала важной мерой по искоренению условий, способствовавших нездоровой конкуренции, монополизации импорта отдельных видов продукции, искусственному росту цен и, как следствие, извлечению на этой основе необоснованной прибыли.
Вместе с тем, наличие отдельных системных проблем препятствует эффективной реализации намеченных мер, приводит к образованию дефицита и спекулятивному росту цен на отдельные виды продукции и сырья, снижению рентабельности производства товаров (работ и услуг). В частности:
во-первых, недостаточные объемы отечественного производства отдельных видов продукции и сырьевых ресурсов не позволяют обеспечить формирование необходимого резерва, полную загрузку имеющихся производственных мощностей, что приводит к спекулятивным операциям и, в конечном итоге, росту цен на востребованную продукцию и сырье;
во-вторых, недостатки во внедрении эффективных рыночных механизмов реализации на биржевых торгах высоколиквидных продукции и сырьевых ресурсов создают условия для различных злоупотреблений;
в-третьих, сложные процедуры лицензирования деятельности по пользованию участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, препятствуют развитию отечественного производства строительных материалов и привлечению прямых инвестиций в данную сферу;
в-четвертых, высокие ставки таможенных платежей при импорте востребованных видов продукции и сырьевых ресурсов, не производимых в достаточном объеме отечественными производителями, способствуют образованию их дефицита и необоснованному росту цен;
в-пятых, затягивание сроков разработки стимулирующих механизмов для предприятий, внедривших энергоэффективные технологии, увеличивает издержки производства готовой продукции.
В целях стабильного обеспечения отраслей экономики востребованными видами продукции, сырья и материалов, наиболее эффективного использования имеющихся производственных мощностей, а также оказания поддержки отечественным предприятиям в условиях либерализации экономики:
1. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № ПП–3386 «О мерах по совершенствованию конкурентной среды, искоренению условий для злоупотребления и хищений в сфере обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и другой высоколиквидной продукцией, укреплению платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности» с 1 января 2018 года внедрен порядок реализации предприятиями-монополистами 27 наименований высоколиквидной продукции на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги.
2. Установить, что:
а) на биржевых торгах реализуются:
бензин экстракционный, медь катодная, медная катанка, алюминий вторичный, цинк металлический, пшеница фуражная – исключительно предприятиям, имеющим производственные мощности по их дальнейшей переработке согласно заключению хокимиятов районов (городов);
технические семена хлопчатника – исключительно масложировым предприятиям АО «Узпахтаег», указанным в приложении № 1 к настоящему постановлению и расположенным по месту производства данных семян;
б) в порядке исключения, по прямым договорам на основе установленных цен реализуются:
бензин автомобильный – бюджетным организациям и автозаправочным станциям;
дизельное топливо – бюджетным организациям, фермерским хозяйствам, производящим хлопок-сырец и зерно по государственному заказу, АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Тошшахартрансхизмат», государственным предприятиям по сбору и вывозу бытовых отходов;
уголь – бюджетным организациям, населению и предприятиям АО «Узбекэнерго»;
масло хлопковое, предназначенное для социально уязвимых слоев населения – оптовым и розничным предприятиям, определяемым Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента на основании предложений хокимиятов районов (городов), для дальнейшего распределения по установленным ценам, включающим розничную наценку в размере не более 10 процентов, а для формирования государственного стратегического резерва – Комитету по управлению государственными резервами при Кабинете Министров Республики Узбекистан по установленным ценам;
в) хлопок-волокно реализуется через биржевые торги отечественным текстильным предприятиям, имеющим производственные мощности по его переработке, а ГПО «Давлат белгиси», предприятиям АО «Узпахтасаноат», Узбекского общества слепых и учреждениям Главного управления исполнения наказания Министерства внутренних дел Республики Узбекистан – по прямым договорам в пределах технологической потребности и имеющихся производственных мощностей;
г) шелуха и шрот хлопковых семян реализуются на биржевых торгах с сохранением действующих биржевой наценки и порядка распределения объемов.
3. Генеральной прокуратуре совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и иными заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок организовать изучение деятельности товарно-сырьевых бирж по реализации высоколиквидных видов продукции, подготовку предложений по недопущению необоснованного роста цен, обеспечению свободного доступа участников к биржевым торгам, эффективной защиты от несанкционированного доступа к электронной системе биржевых торгов.
4. Передать Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам полномочия по выдаче лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, упразднив Комиссию Кабинета Министров Республики Узбекистан по выдаче лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые.
Определить, что:
срок рассмотрения заявки на получение лицензии на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, сокращается до 20 дней;
требования к уставному фонду заявителей на получение лицензии на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, составляет 500-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законодательством на момент подачи заявки;
предоставление горных отводов для разработки месторождений нерудных полезных ископаемых осуществляется в течение 10 дней со дня предоставления недропользователями рабочего проекта.
Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам в месячный срок обеспечить разработку и внесение в установленном порядке обновленного порядка выдачи лицензии на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые.
5. Отменить порядок заключения отечественными предприятиями с нерезидентами контрактов в иностранной валюте на условиях прямых договоров на поставку предусмотренных к использованию на территории Республики Узбекистан товаров (работ, услуг), собственниками которых они являются.
6. Государственному комитету по геологии и минеральным ресурсам, ГИ «Саноатгеоконтехназорат», Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, АО «Узстройматериалы» совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей в двухмесячный срок критически изучить использование месторождений нерудных полезных ископаемых и внести предложения по повышению эффективности их освоения, предусмотрев в том числе:
оптимизацию затрат, включая снижение энергоемкости добычи нерудных полезных ископаемых и производства строительных материалов, путем модернизации производства и внедрения альтернативных источников энергии;
ускоренную разработку и освоение альтернативных песчано-гравийных месторождений;
широкое информирование субъектов предпринимательства об участках недр, содержащих нерудные полезные ископаемые.
7. Установить, что в отношении организаций-потребителей природного газа, указанных в пункте 1 приложения к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2017 года № 1025, до 1 апреля 2018 года действует порядок оплаты с применением коэффициента 1,6 к действующему тарифу, установленному для потребителей, на которых не распространяется особый порядок ценообразования при реализации природного газа.
ГИ «Узгосэнергонадзор» и «Узгоснефтегазинспекция», АО «Национальная энергосберегающая компания» обеспечить совместно с Агентством «Узстандарт» и Министерством юстиции Республики Узбекистан в срок до 15 февраля 2018 года разработку и ввод в действие порядка выдачи предприятиям заключений о соответствии применяемых ими технологий и оборудования показателям энергоэффективности, а также об использовании альтернативных видов топлива.
8. АО «Узстройматериалы», Министерству экономики Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго», АО«Узтрансгаз», Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей принять меры по обеспечению ввода в эксплуатацию мощностей по производству основных видов строительных материалов согласно приложению № 2.
9. Одобрить перечень видов продукции, сырья и материалов, при импорте которых предоставляется льгота по уплате таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление, сроком до 1 января 2019 года, согласно приложению № 3.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить программу мер по ускоренному развитию производства востребованных видов продукции и сырья, в первую очередь, не производимых в достаточном объеме отечественными производителями.
10. Предоставить ООО «ИК Кишлок курилиш инвест» право самостоятельно приобретать у производителей пиломатериалы и кровельные металлические листы без проведения тендерных торгов по результатам отбора наилучших предложений с осуществлением экспертизы импортных контрактов в Центре комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.
Освободить ООО «ИК Кишлок курилиш инвест» от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление, при импорте пиломатериалов и кровельных металлических листов и налога на добавленную стоимость – при их реализации генеральным подрядным организациям в рамках строительства доступных жилых домов по обновленным типовым проектам.
Установить, что:
реализация ООО «ИК «Кишлок курилиш инвест» пиломатериалов и кровельных металлических листов по прямым договорам генеральным подрядным организациям осуществляется по цене с рентабельностью не более 5 процентов;
льготы АО «Узсаноатэкспорт» в виде освобождения от уплаты таможенных платежей при импорте пиломатериалов и кровельных металлических листов и налога на добавленную стоимость при их реализации ООО «ИК «Кишлок курилиш инвест» применяются в отношении импортных контрактов, заключенных до принятия настоящего постановления.
Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с АКБ «Кишлок курилиш банк» в десятидневный срок внести предложения по источникам и механизму финансирования импорта пиломатериалов и кровельных металлических листов.
11. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 июля 2018 года в рамках Единой национальной информационной системы проектного управления Республики Узбекистан обеспечить внедрение Единой интегрированной информационной системы межведомственного взаимодействия, предусматривающей автоматизацию процессов учета и отчетности, а также позволяющей в режиме реального времени отслеживать процессы по цепочке «добыча – перевозка – хранение – переработка – производство – реализация строительных материалов».
12. Министерству экономики, Министерству юстиции, Государственному комитету по геологии и минеральным ресурсам совместно с другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 17 января 2018 года.