Правительственный портал
республики узбекистан
Представители правительства и гражданского общества совместно обсудили концепцию формирования бюджета для граждан
2017-12-07 | Экономика
4 декабря 2017 года в столичном Бизнес центре «Пойтахт» состоялся Круглый стол по обсуждению Концепции подготовки и публикации бюджета для граждан. Данное мероприятие было проведено в рамках реализации совместного проекта Программы Развития ООН (ПРООН) и Министерства финансов Республики Узбекистан «Содействие реформе управления государственными финансами в Узбекистане» при активном участии Главного управления государственного бюджета и Учебного центра Министерства финансов.
На мероприятии приняли участие более 60 экспертов, представляющих широкий круг заинтересованных сторон, включая Сенат и Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинет Министров, Министерство финансов, ряд отраслевых министерств и ведомств, Центр экономических исследований при Аппарате Президента Республики Узбекистан, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров, Банковско-финансовую академию и Ташкентский финансовый институт, Общественный фонд по поддержке ННО при Олий Мажлисе, Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества, Центр по изучению общественного мнения «Ижтимоий фикр», Союз молодежи и Комитет женщин Республики Узбекистан, Общественный благотворительный фонд "Махалля", а также средства массовой информации и др.
Согласно Бюджетному кодексу Республики Узбекистан, принятому в 2013 году, открытость является одним из основных принципов бюджетной системы Республики Узбекистан. Данный принцип предусматривает открытость для общества и средств массовой информации процедур подготовки, рассмотрения и принятия Государственного бюджета, публикацию информации об утвержденном бюджете, бюджетах государственных целевых фондах и ходе их исполнения. Реализация данного принципа особенно актуальна в контексте принятой в этом году Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и объявления 2017 года «Годом диалога с народом и интересов человека». Новые инициативы подчеркивают необходимость раскрытия информации и внедрения механизмов вовлечения граждан в процессы рассмотрения, принятия и исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов.
В своей приветственной речи г-н Дилшод Нематович Саттаров, Заместитель министра – Начальник Казначейства Министерства финансов, отметил, «что принимаемые Руководством Республики решения и меры кардинально меняют механизмы взаимодействия органов государственного управления с гражданами. Новое взаимодействие строится на основе понимания, что диалог между органами государственного управления и гражданами является ценным инструментом повышения доверия правительству. При развитии такого диалога граждане более склонны поддерживать усилия и меры органов власти по развитию страны, так как понимают, что предпринимаемые меры – в их интересах. Налаживание диалога с гражданами будет не только способствовать повышению эффективности бюджетного процесса, но прежде всего, обеспечит широкое информирование граждан о бюджетной системе, о формировании и исполнении бюджетов всех уровней, бюджетов государственных целевых фондов. Это позволит повысить понимание целей и приоритетов бюджетной политики, а также упростит вовлечение граждан в процесс обсуждения бюджета и контроля над его исполнением».
Далее в своей приветственной речи г-н Хуршид Рустамов, Начальник отдела по устойчивому развитию офиса ПРООН в Узбекистане, поблагодарив участников встречи от имени Программы Развития ООН, отметил основные направления сотрудничества и содействия, которое будет оказываться Министерству финансов в сфере повышения фискальной прозрачности, включая разработку новых форматов бюджета для представления в Олий Мажлис, подготовку и публикацию информации по бюджету в форматах, доступных для широкой аудитории, включая Бюджет для граждан, а также содействие в проведении обзора и оценки своевременности, качества и доступности публикуемой бюджетной информации в соответствии с международными стандартами.
В своей презентации Координатор исследований проекта ПРООН г-жа Виктория Аношкина представила краткую информацию о принятых в международной практике стандартах и руководствах по открытости бюджетных данных, а также оценках фискальной прозрачности, проводимых авторитетными международными организациями.
О реформах, проводимых в нашей стране в области управления государственными финансами, в частности в сфере обеспечения открытости и участия граждан в процессе подготовки бюджета, рассказал в своем выступлении г-н Исмонжон Мамаджанов, Начальник Управления методологии планирования и казначейского исполнения бюджета, внутреннего аудита и финансового контроля Министерства финансов.
Далее национальный консультант проекта г-н Омонжон Ганиев, представил к вниманию гостей и участников Круглого стола основные положения Концепции подготовки и публикации бюджета для граждан. В своем выступлении он подробно рассказал об основных целевых группах «гражданского бюджета», о его содержании и структуре, формах, способах и средствах его представления, а также о сроках публикации и каналах распространения.
В ходе оживленной дискуссии участники Круглого стола имели возможность задать интересующие их вопросы, а также поделиться своими замечаниями и предложениями по представленному документу. По итогам обсуждения, принятые предложения и рекомендации будут учтены при доработке Концепции, а также приняты во внимание при разработке самого Бюджета для граждан, который планируется подготовить в 2018 году.
****
Начиная с 2007 года, ПРООН оказывает поддержку правительству Республики Узбекистан в сфере реформирования системы управления государственными финансами (УГФ). Целью совместного проекта ПРООН «Содействие реформе управления государственными финансами в Узбекистане» является обеспечение содействия правительству Узбекистана в продвижении следующей стадии реформы в сфере УГФ путем постоянной поддержки и дальнейшего укрепления потенциала, с акцентом особого внимание вопросам достижения большей эффективности, надежности и прозрачности системы подготовки бюджета.