Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования

2017-09-27 | Документы

Постановление Президента Республики Узбекистан

В настоящее время в системе народного образования функционируют 4 916 дошкольных образовательных учреждений, 9 680 общеобразовательных школ, 211 центров «Баркамол авлод», в которых ведут деятельность более 400 тысяч педагогов. В системе Министерства народного образования Республики Узбекистан функционируют 5 государственных педагогических высших образовательных учреждений и 14 региональных институтов переподготовки и повышения квалификации работников народного образования. 

В соответствии с действующим порядком периодичность повышения квалификации для педагогических кадров составляет не реже одного раза в 5 лет. В процессе повышения квалификации учителя знакомятся с новейшими достижениями в области мировой и отечественной педагогики, психологии, общеобразовательных предметов и совершенствуют навыки использования современных информационных и педагогических технологий, внедряют их в собственную практику. 

Вместе с тем анализ показал, что в региональных институтах переподготовки и повышения квалификации работников народного образования научно-педагогический потенциал и качество образовательного процесса не вполне соответствуют современным требованиям. Работники не занимаются научно-исследовательской деятельностью, не налажена эффективно система внешней оценки их деятельности. 

Кроме того, выявлено, что в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров отсутствуют непрерывность и преемственность систем народного и высшего образования. В результате работники общих средних и внешкольных образовательных учреждений в период своей деятельности остаются в стороне от новшеств в области методики преподавания предметов, теории образовательного и воспитательного процессов, реформ, осуществляемых в системе высшего образования, не используют передовой зарубежный опыт. 

В целях дальнейшего совершенствования системы подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, обеспечения постоянного развития их профессиональной компетентности с активным использованием новейших достижений педагогической науки и практики: 

1. Принять предложение Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства экономики и Министерства финансов Республики Узбекистан: 

о передаче Нукусского государственного педагогического института, Навоийского государственного педагогического института, Джизакского государственного педагогического института, Кокандского государственного педагогического института и Ташкентского областного Чирчикского государственного педагогического института в ведомственное подчинение Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан; 

о передаче институтов переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в ведомственное подчинение соответствующим региональным высшим образовательным учреждениям и создании в соответствии с приложением Региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования (далее – Региональные центры); 

о передаче Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук имени Кары Ниязи и Республиканской научно-педагогической библиотеки в ведомственное подчинение Ташкентскому государственному педагогическому университету имени Низами. 

2. Определить основными задачами Региональных центров: 

внедрение инновационных форм и методов переподготовки и повышения квалификации с целью полномасштабного обеспечения методической потребности работников народного образования; 

развитие навыков ведения научно-исследовательской и учебно-методической деятельности в целях совершенствования образовательных программ переподготовки и повышения квалификации работников народного образования; 

разработку соответствующих учебно-методических ресурсов для организации курсов переподготовки и повышения квалификации работников народного образования на основе дистанционных методик обучения, дальнейшее совершенствование организации онлайн и оффлайн занятий; 

организацию переподготовки и повышения квалификации по блокам общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также создание методической и информационно-справочной базы соответствующих направлений; 

непрерывное совершенствование образовательных программ переподготовки и повышения квалификации во взаимодействии с организациями-заказчиками; 

обеспечение взаимоувязки учебно-воспитательного процесса с практикой, организацию курсов переподготовки и повышения квалификации работников народного образования путем проведения выездных занятий в образовательных учреждениях, оснащенных современной техникой и технологиями; 

внедрение в систему образования техники и технологий, необходимых для расширения возможностей применения инновационных научных достижений, современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих организацию дистанционного и самостоятельного обучения. 

3. Установить, что: 

Региональные центры являются правопреемниками по правам и обязательствам институтов переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента; 

Региональные центры являются государственными образовательными учреждениями со статусом юридического лица, имеют самостоятельный баланс, лицевые счета в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке; 

научно-методическое обеспечение Региональных центров осуществляется соответствующими кафедрами высших образовательных учреждений; 

в образовательный процесс Региональных центров привлекаются высококвалифицированные специалисты, а также педагоги из числа профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений на основе почасовой оплаты труда и по совместительству; 

на работников Региональных центров распространяются условия и размеры оплаты труда, установленные для соответствующих должностей высших образовательных учреждений. При этом предельные нормативы соотношения численности слушателей Региональных центров на одного преподавателя устанавливаются на 25 процентов ниже предельных нормативов соотношения численности студентов на одного преподавателя высших образовательных учреждений. 

4. Первому заместителю министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Д. Набиеву: 

в месячный срок с выходом на места проанализировать расположение, качественное обеспечение условий деятельности Региональных центров, создаваемых на основании данного постановления; 

в двухмесячный срок принять необходимые меры по обеспечению Региональных центров квалифицированными профессорами и преподавателями; 

раз в три месяца отчитываться о проделанной работе лично перед Президентом Республики Узбекистан. 

5. Определить Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами базовым высшим образовательным учреждением для Региональных центров и считать его основными задачами: 

руководство научно-методической работой по повышению профессиональных знаний и квалификации работников системы народного образования; 

разработку типовых учебных планов и программ, учебно-методических и других документов по переподготовке и повышению квалификации работников народного образования, направленных на развитие творческого мышления с использованием интерактивных методик обучения с учетом непрерывности и преемственности учебных программ; 

разработку научно-методической и организационно-методической нормативной базы для повышения эффективности системы переподготовки и повышения квалификации; 

повышение профессиональных знаний, навыков и квалификации руководящих, педагогических и других кадров на основе внедрения передовых форм и методов обучения, современных информационно-коммуникационных технологий в процесс переподготовки и повышения квалификации; 

внедрение научно обоснованных инноваций путем широкого распространения зарубежного опыта, а также достижений передовых образовательных учреждений в области переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. 

6. Ректорам высших образовательных учреждений, в ведение которых организованы Региональные центры: 

в месячный срок внести в Кабинет Министров концепцию развития деятельности Региональных центров, согласованную с Министерством высшего и среднего специального образования; 

в двухмесячный срок внедрить в Региональных центрах передовые формы и методы подготовки и переподготовки кадров народного образования, совершенствовать образовательные программы, переподготовки по соответствующим направлениям общепрофессиональных и специальных блоков дисциплин, в частности, организовать систему повышения квалификации в режиме онлайн путем установления сотрудничества с ведущими зарубежными университетами; 

назначить лично ответственным за разработку необходимых учебно-методических ресурсов, качественную организацию учебных занятий на курсах, организованных для переподготовки и повышения квалификации кадров учреждений народного образования. 

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять постановление во исполнение настоящего постановления, предусматривающее: 

организацию деятельности Региональных центров и утверждение их типовой организационной структуры; 

обеспечение непрерывности и преемственности видов образования при разработке типовой структуры Региональных центров, образовательных программ по переподготовке и повышению квалификации работников народного образования и организации учебно-методического процесса. 

Утвердить Концепцию развития деятельности каждого Регионального центра. 

8. По вопросам анализа работы Региональных центров по переподготовке и повышению квалификации кадров народного образования организовать специальную комиссию во главе с Государственным советником Президента Республики Узбекистан А.Юнусходжаевым. 

9. Министерствам высшего и среднего специального образования, народного образования каждые два месяца возложить ответственность сдачи отчета об эффективности деятельности на местах сотрудников народного образования, повышавших квалификацию и прошедших переподготовку, а также внесение предложений по мерам совершенствования деятельности Региональных центров. 

10. Министерству высшего и среднего специального образования Узбекистана: 

организовать Управление по организации и контролю переподготовки, повышения квалификации, состоящее из пяти штатных единиц на основе отдела по контролю повышения квалификации кадров, с учетом перевода двух штатных единиц, сокращаемых за счет ликвидации отдела по подготовке, переподготовке и повышению квалификации, а также координации научно-исследовательской деятельности Министерства народного образования; 

Управлению финансирования и бухгалтерского учета выделить дополнительно одну штатную единицу. 

11. Министерству финансов Республики Узбекистан внести соответствующие изменения в параметры Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год с учетом содержания Региональных центров за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан. 

12. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок: 

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления; 

обеспечить приведение ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением. 

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н. 



Президент Республики Узбекистан                                    Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 26 сентября 2017 года. 

 

* * *
 
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования»

В настоящее время в системе народного образования функционируют 4 916 дошкольных образовательных учреждений, 9 680 общеобразовательных школ, 211 центров “Баркамол авлод”, в которых ведут педагогическую деятельность более 400 педагогических кадров. В систему Министерства народного образования Республики Узбекистан входят 5 государственных педагогических высших учебных заведений и 14 региональных институтов переподготовки и повышения квалификации работников народного образования. 

В соответствии с действующим порядком периодичность повышения квалификации для педагогических кадров составляет не менее одного раза в 5 лет. В процессе повышения квалификации учителя знакомятся с современными достижениями в области мировой и отечественной педагогики, психологии, учебного предмета и совершенствуют свои навыки использования современных информационных и педагогических технологий, внедряют их в собственную практику. 

Вместе с тем необходимо отметить, что в региональных институтах переподготовки и повышения квалификации работников народного образования научно-педагогический потенциал и образовательный процесс не соответствуют современным требованиям. Работники не осуществляют научно-исследовательскую деятельность, не разработана система внешней оценки их деятельности. 

Анализ процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров указывает на отсутствие непрерывности и преемственности между системами народного и высшего образования. В результате этого работники средних общеобразовательных учреждений и учреждений внешкольного образования остаются в стороне от новшеств в области теории и методики преподавания учебного предмета, реформ, осуществляемых в системе высшего образования, знакомства с передовым зарубежным опытом. 

В продолжение принимаемых мер, направленных на повышение интеграции науки и производства, а также в целях дальнейшего совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечения постоянного развития их профессиональной компетентности принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования». 

Постановление определяет: 

передачу Нукусского государственного педагогического института, Навоийского государственного педагогического института, Джизакского государственного педагогического института, Кокандского государственного педагогического института и Ташкентского областного Чирчикского государственного педагогического института, находящихся в ведомственном подчинении Министерства народного образования, под ведомственное подчинение Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан; 

передачу институтов переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, находящихся в ведомственном подчинении Министерства народного образования, под ведомственное подчинение соответствующих территориальных высших учебных заведений и создание на их основе Региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования; 

передачу Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук имени Кары Ниязи и Республиканской научно-педагогической библиотеки, находящихся в ведомственном подчинении Министерства народного образования, под ведомственное подчинение Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами. 

Определены основные задачи, функции и юридический статус Региональных центров. 

Руководство по разработке научно-методической и организационно-методической нормативной базы по повышению профессиональных знаний и компетенции работников системы народного образования, совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков руководящих, педагогических и других кадров на основе внедрения передовых форм и путей внедрения современных информационно-коммуникационных технологий возложено на Министерство высшего и среднего специального образования и соответствующие высшие учебные заведения. 

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами определен как ведущее высшее учебное заведение для Региональных центров по руководству научно-методической работой, разработке типовых учебных планов, учебных программ, учебно-методических и других документов по переподготовке и повышению квалификации. 

Определены сроки и задачи по организации деятельности Региональных центров и утверждению их типовой организационной структуры, а также обеспечению Региональных центров квалифицированным профессорско-преподавательским составом. 

С учетом объема работы утверждены штатные единицы Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан. 

Постановление является логическим продолжением комплексных мер, направленных на повышение качества подготовки педагогов для системы народного образования Республики Узбекистан.

Поделиться