Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки инвалидов

2017-08-02 | Документы

Распоряжение Президента Республики Узбекистан

В стране создана система организации медико-социальной помощи престарелым, пенсионерам, инвалидам и детям с ограниченными возможностями. Адресная социальная защита уязвимых слоев населения определена одним из приоритетных направлений государственной политики. 

Вместе с тем проводимую работу в данной сфере нельзя признать удовлетворительной. 

Принимаемые меры по раннему выявлению и предупреждению врожденных и наследственных заболеваний не дают ожидаемого результата. Перинатальные скрининговые обследования новорожденных не обеспечивают своевременное выявление врожденных аномалий и последующее предупреждение инвалидности. 

Недостатки в организации и проведении сплошного комплексного скринингового обследования детей раннего возраста приводят к упущению благоприятного времени для проведения реабилитационных мероприятий и возникновению детской инвалидности. 

Не устранены бюрократические процедуры в деятельности врачебно-консультативных комиссий и врачебно-трудовых экспертных комиссий при определении группы инвалидности и обеспечении протезно-ортопедическими и техническими средствами реабилитации. 

Также требуют модернизации предприятия по производству технических средств реабилитации для инвалидов. 

Отсутствие комплексной системы учета инвалидов, недостаточное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий не позволяют осуществлять мониторинг за социальным положением инвалидов и своевременно оказывать им необходимую медико-социальную помощь. 

Применяемые при проведении медико-социальной экспертизы критерии для установления инвалидности основываются на методике 40-летней давности, что усугубляется также отсутствием углубленных научных исследований в данной сфере. 

Действующая система образования и трудоустройства инвалидов не отвечает современным требованиям. Вовлеченность инвалидов в трудовую деятельность составляет в среднем 2 процента, что свидетельствует о неудовлетворительной работе ответственных ведомств. 

С учетом изложенного и в целях дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки, медико-социальной помощи, улучшения качества жизни инвалидов, оказания им всестороннего содействия в получении образования и трудоустройстве: 

1. Признать неудовлетворительной деятельность Министерства здравоохранения, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в сфере государственной поддержки инвалидов. 

2. Образовать Комиссию по подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование системы государственной поддержки инвалидов (далее – Комиссия) в составе согласно приложению. 

3. Определить в качестве основных задач Комиссии: 

проведение инвентаризации и анализа законодательства в сфере обеспечения государственной поддержки инвалидов на предмет выявления пробелов, недостатков и коррупциогенных факторов; 

критическое изучение состояния медико-социальной помощи инвалидам, реализации их права на образование и трудоустройство, а также деятельности уполномоченных органов в сфере обеспечения государственной поддержки инвалидов; 

изучение общепризнанных норм и стандартов, а также рекомендаций международных организаций в области обеспечения прав инвалидов; 

пересмотр деятельности врачебно-квалификационных комиссий и врачебно-трудовых экспертных комиссий в целях обеспечения прозрачности и доступности, упрощения прохождения процедур и сокращения их сроков; 

анализ состояния работ по социальной реабилитации инвалидов, их профессиональной подготовке, переподготовке, а также повышению квалификации, направленных, в первую очередь, на трудоустройство инвалидов; 

изучение и подготовку предложений по модернизации и техническому обновлению предприятий по производству протезно-ортопедических и технических средств реабилитации для инвалидов, а также созданию современных производств с привлечением иностранных инвестиций; 

анализ состояния обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к общественному транспорту, объектам социальной и другой инфраструктуры; 

выработку мер по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения государственной поддержки инвалидов, раннего выявления и предупреждения врожденных и наследственных заболеваний, а также кардинальному усилению пропаганды здорового образа жизни среди широких слоев населения, в том числе по предупреждению родственных и ранних браков. 

4. Комиссии: 

в недельный срок образовать рабочие группы для обеспечения качественного и своевременного выполнения возложенных на нее задач, а также утвердить план мероприятий по изучению системы государственной поддержки инвалидов, анализу законодательства и правоприменительной практики в данной сфере; 

в срок до 15 сентября 2017 года внести обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки инвалидов. 

5. Предоставить Комиссии право привлекать специалистов министерств и ведомств, представителей научных и образовательных учреждений республики, а также ресурсы и экспертов международных и зарубежных организаций. 

6. Ответственным министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента оказать всестороннее содействие Комиссии в осуществлении возложенных на нее задач. 

7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б. 


Президент Республики Узбекистан                                      Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 1 августа 2017 года 

 

* * *
 
КОММЕНТАРИЙ
 
к распоряжению Президента Республики Узбекистан
«О мерах по дальнейшему совершенствованию системы 
 государственной поддержки инвалидов»


В стране создана система организации медико-социальной помощи престарелым, пенсионерам, инвалидам и детям с ограниченными возможностями. Адресная социальная защита уязвимых слоев населения определена одним из приоритетных направлений государственной политики. 

Вместе с тем принимаемые меры по раннему выявлению и предупреждению врожденных и наследственных заболеваний не дают ожидаемого результата. 

Так, на 1 января текущего года инвалидами признаны 650 284 лица, из которых 84 908 – дети до 16 лет. Им ежегодно выплачивается из Государственного бюджета 2,5 триллиона сумов в виде пенсий и пособий. 

Изучение показало, что органами здравоохранения не охвачены скрининговыми обследованиями более 60 процентов беременных женщин. В результате несвоевременного выявления заболеваний 3 568 детей рождены с врожденными аномалиями. 

Проводимые в республике перинатальные скрининговые обследования новорожденных включают только два вида обследований (недостаток гормонов щитовидной железы, нарушения, приводящие к умственной отсталости) и являются недостаточными для своевременного выявления врожденных аномалий и последующего предупреждения инвалидности. 

Недостатки в организации и проведении сплошного комплексного скринингового обследования детей раннего возраста приводят к упущению благоприятного времени для проведения реабилитационных мероприятий и возникновению детской инвалидности. 

Не устранены бюрократические процедуры в деятельности врачебно-консультативных комиссий и врачебно-трудовых экспертных комиссий при определении группы инвалидности и обеспечении протезно-ортопедическими и техническими средствами реабилитации.Об этом также свидетельствует 5 521 обращение, поступившее в 2016 году и за первое полугодие текущего года в Виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан и на телефон доверия Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан. 

Отсутствие комплексной системы учета инвалидов, единой электронной отчетности лекарственных средств и ортопедических изделий, выдаваемых на льготных условиях инвалидам, и прозрачности в данной сфере не позволяет осуществлять мониторинг за социальным положением инвалидов и своевременно оказывать им необходимую медико-социальную помощь, а в отдельных случаях порождает коррупцию, хищения и иные злоупотребления. 

На практике не в полной мере реализуется норма статьи 9 Закона Республики Узбекистан «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан», предусматривающая недопущение проектирования и застройки населенных пунктов, производства транспортных средств без приспособлений для доступа инвалидов. Должным образом не обеспечен доступ инвалидов в спортивные, культурные, образовательные и другие социальные объекты, позволяющие обеспечить их содержательный досуг. Отсутствуют инициативы по организации специальных мест проведения содержательного досуга детей с ограниченными возможностями. 

Также требуется модернизация предприятий по производству технических средств реабилитации инвалидов. 

В республике действуют 7 предприятий по производству протезной продукции и технических средств реабилитации для инвалидов, из которых современным требованиям отвечают лишь 2 предприятия. Оборудование, используемое на остальных предприятиях, морально и физически устарело, что влияет на качество, удобство изготавливаемых изделий, в первую очередь протезно-ортопедических. 

Деятельность уполномоченных государственных органов по оказанию медико-социальной помощи инвалидам организуется, как правило, на основании заявлений самих инвалидов вследствие отсутствия мотивации в поиске и постановке на учет нуждающихся в помощи лиц. 

Действующая система образования инвалидов не отвечает современным требованиям, уровень их вовлеченности в трудовую деятельность является крайне низким, что свидетельствует о недостаточной работе ответственных ведомств в данном направлении. 

В этой связи принятым 1 августа текущего года главой государства распоряжением деятельность Министерства здравоохранения, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства занятости и трудовых отношений в сфере государственной поддержки инвалидов признана неудовлетворительной. 

В целях дальнейшего совершенствования системы государственной поддержки, медико-социальной помощи, улучшения качества жизни инвалидов, оказания им всестороннего содействия в получении образования и трудоустройстве распоряжением образована Комиссия по подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование системы государственной поддержки инвалидов

Основными задачами Комиссии определены: 

проведение инвентаризации и анализа законодательства в сфере обеспечения государственной поддержки инвалидов на предмет выявления пробелов, недостатков и коррупциогенных факторов; 

критическое изучение состояния медико-социальной помощи инвалидам, реализации их права на образование и трудоустройство, а также деятельности уполномоченных органов в сфере обеспечения государственной поддержки инвалидов; 

изучение общепризнанных норм и стандартов, а также рекомендаций международных организаций в области обеспечения прав инвалидов; 

пересмотр деятельности врачебно-квалификационных комиссий и врачебно-трудовых экспертных комиссий в целях обеспечения прозрачности и доступности, упрощения прохождения соответствующих процедур и сокращения их сроков; 

анализ состояния работ по социальной реабилитации инвалидов, их профессиональной подготовке, переподготовке, а также повышению квалификации, направленных, в первую очередь, на трудоустройство инвалидов; 

изучение и подготовка предложений по модернизации и техническому обновлению предприятий по производству протезно-ортопедических и технических средств реабилитации для инвалидов, а также созданию современных производств с привлечением иностранных инвестиций; 

анализ состояния обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к общественному транспорту, объектам социальной и другой инфраструктуры; 

выработка мер по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения государственной поддержки инвалидов, раннего выявления и предупреждения врожденных и наследственных заболеваний, а также кардинальному усилению пропаганды здорового образа жизни среди широких слоев населения, в том числе по предупреждению родственных и ранних браков. 

Кроме того, Комиссии поручено образовать рабочие группы для обеспечения качественного и своевременного выполнения возложенных на нее задач, утвердить план мероприятий по изучению системы государственной поддержки инвалидов, анализу законодательства и правоприменительной практики в данной сфере, а также в срок до 15 сентября текущего года внести обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки инвалидов. 

Реализация предусмотренных распоряжением мер, несомненно, послужит дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки инвалидов, медико-социальной помощи, оказанию им всестороннего содействия в получении образования и трудоустройстве, предотвращению коррупционных проявлений и иных правонарушений и, в конечном итоге, созданию необходимых условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов.

Поделиться