Правительственный портал
республики узбекистан
О дополнительных мерах по обеспечению академической и организационно-управленческой самостоятельности государственных высших образовательных учреждений
2021-12-25 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях последовательного обеспечения исполнения задач, определенных Концепцией развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № УП–5847, а также расширения самостоятельности и кардинального сокращения государственного административного управления деятельностью высших образовательных учреждений, формирования посредством этого государственных высших образовательных учреждений, подготавливающих высококвалифицированные кадры, соответствующие меняющимся требованиям рынка труда:
1. Предоставить начиная с 2022/2023 учебного года следующие дополнительные полномочия государственным высшим образовательным учреждениям, которым предоставлена финансовая самостоятельность:
а) в области академической самостоятельности:
утверждение учебных планов, учебных программ, квалификационных требований на основе профессиональных стандартов, определение языка и формы обучения с учетом особенностей направлений образования
и специальностей;
установление сроков продолжительности обучения по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры;
определение стоимости обучения в докторантуре на платно-контрактной основе, прием в докторантуру на конкурсной основе дополнительно к квоте путем выделения грантов за счет внебюджетных средств;
утверждение порядка осуществления научного руководства докторантами и самостоятельными соискателями;
введение заочной, дистанционной и вечерней форм обучения на этапе магистратуры, внедрение системы присвоения дуальной квалификации, включая практическую квалификацию, по направлениям образования и специальностям;
осуществление академической мобильности с высшими образовательными учреждениями на основе взаимных соглашений;
создание и издание учебников, другой учебной и научной литературы для высших образовательных учреждений и образовательных учреждений в их структуре на основе собственных грифов;
определение и внедрение механизмов внутреннего контроля качества образования;
б) в области организационно-управленческой самостоятельности:
создание структурных подразделений, коммерческих и некоммерческих организаций, основное направление деятельности которых связано с образованием, наукой, внедрением и коммерциализацией их результатов, не финансируемых за счет средств Государственного бюджета;
утверждение структуры и определение количества штатных единиц учреждения, независимо от нормативов, установленных для высших образовательных учреждений;
открытие новых и упразднение действующих направлений образования и специальностей исходя из спроса на рынке труда;
установление порядка приема на работу, увольнения, внутренней ротации педагогов и других работников;
прием на учебу граждан зарубежных государств на платно-контрактной основе и организацию дистанционной формы их обучения.
Определить, что полномочия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются высшими образовательными учреждениями самостоятельно в соответствии с требованиями актов законодательства.
2. Согласиться с предложениями Кабинета Министров, предусматривающими:
а) передачу образовательным учреждениям следующих полномочий Кабинета Министров, министерств (ведомств):
перевод учебы иностранных граждан из зарубежных высших образовательных учреждений в государственные высшие образовательные учреждения республики;
утверждение председателя и ответственного секретаря приемной комиссии высшего образовательного учреждения, а также председателя и членов приемной комиссии, графиков экзаменов, программ предметов, по которым принимаются экзамены, и критериев оценки – по экзаменам, проводимым высшим образовательным учреждением;
утверждение порядка прохождения практики обучающимися в высших, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях и ее организацию;
определение правил внутреннего распорядка высших, средних специальных и профессиональных образовательных учреждений, включая требования к форме одежды обучающихся;
б) передачу Министерству высшего и среднего специального образования (далее – Министерство) следующих полномочий Кабинета Министров в сфере высшего, среднего специального и профессионального образования:
утверждение перечня направлений образования, специальностей и профессий, по которым ведется обучение в высших, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях;
установление минимальных сроков продолжительности обучения по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры;
определение направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры, в которых не вводятся вечерняя, заочная и дистанционная формы обучения;
установление требований, предъявляемых к порядку подготовки и издания, поставке и пользованию учебниками, учебной и научной литературой в образовательных организациях;
установление материально-технических, инфраструктурных и параметрических требований к образовательным учреждениям;
в) отмену требования к ученому совету, более половины членов которого должны составлять ученые, осуществляющие деятельность в образовательном учреждении (научной организации), создавшем данный совет.
3. Упразднить с 1 января 2022 года попечительские советы государственных высших образовательных учреждений, которым предоставлена финансовая самостоятельность, и образовать Наблюдательные советы высших образовательных учреждений без статуса юридического лица, как минимум 70 процентов состава которых являются представителями соответствующих министерств, ведомств, заказчиков кадров, общественности.
Установить, что:
состав Наблюдательного совета утверждается министерством (ведомством), в системе которого имеется соответствующее высшее образовательное учреждение;
ректор государственного высшего образовательного учреждения, которому предоставлена финансовая самостоятельность, назначается на должность и освобождается от должности Наблюдательным советом;
Наблюдательный совет вправе делегировать свои полномочия Совету высшего образовательного учреждения, а также принимать на себя полномочия Совета высшего образовательного учреждения.
4. Определить, что Министерство формирует резерв кандидатов на должность ректора (директора) государственного высшего образовательного учреждения и высшего образовательного учреждения с государственной долей, а также организует обучение кандидатов и ректоров (директоров) на целевых курсах повышения квалификации
по темам развития управленческих способностей, повышения качества образования и эффективного использования предоставляемой академической, финансовой и организационно-управленческой самостоятельности.
5. Министерству совместно с министерствами (ведомствами), имеющими в ведении высшее образовательное учреждение:
в двухмесячный срок обеспечить постоянное членство государственных высших образовательных учреждений в международных базах научно-технических данных, наладить бесплатный доступ к ним студентов, исследователей и преподавателей;
в срок до конца 2022 года обеспечить полный перевод в электронную форму учебной литературы в фондах библиотек всех государственных высших образовательных учреждений и запустить Единую платформу «Электронная библиотека» при Министерстве.
Установить, что разработка и ведение платформы «Электронная библиотека» осуществляются за счет средств Фонда развития высших образовательных учреждений.
6. Принять к сведению, что Министерством в целях отказа от бумажной формы подготовки отчетности в высших образовательных учреждениях и автоматизации деятельности образовательного учреждения в сотрудничестве со Всемирным банком разрабатывается Информационная система управления процессами высшего образования (далее – Информационная система).
Министерству совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования и министерствами (ведомствами), в системе которых имеются высшие образовательные учреждения:
а) на первом этапе – в срок до 1 марта 2022 года:
внедрить раздел Информационной системы «Управление учебным процессом». При этом академическая деятельность высшего образовательного учреждения, в частности, отчет посещаемости, успеваемости и рейтинговая книжка студента, а также журнал группы, расписание занятий и экзаменов цифровизируются;
внедрить раздел Информационной системы «Управление научным процессом». При этом формируется база данных о научных проектах, статьях, научно-методических изданиях профессоров-преподавателей, научных соискателях, а также автоматизируются функции оценки научного потенциала профессоров-преподавателей и кафедр;
внедрить раздел Информационной системы «Управление административным процессом». При этом ведение данных о структуре высшего образовательного учреждения, управленческих кадрах, профессорско-преподавательском составе и студентах, а также подготовка соответствующих отчетов цифровизируются;
внедрить раздел Информационной системы «Управление финансово-хозяйственной деятельностью». При этом платные контракты предоставляются в электронном виде, данные о выплате стипендий осуществляются посредством системы;
б) на втором этапе – в срок до 1 мая 2022 года внедрить раздел Информационной системы «Надзор за качеством образования». При этом формируется база данных показателей высших образовательных учреждений по качеству образования, автоматизируется ведение национального рейтинга высших образовательных учреждений, а также будет предоставлена возможность ведения мониторинга качества образования в дистанционной форме.
Установить, что:
Информационная система внедряется поэтапно с полным охватом студентов, принятых на учебу начиная с 2021/2022 учебного года;
интеграция систем высших образовательных организаций, имеющих другое программное обеспечение управления образовательными процессами, в Информационную систему в соответствии с требованиями, определенными Министерством и Государственной инспекцией по надзору за качеством образования, является обязательной;
Государственная инспекция по надзору за качеством образования пользуется Информационной системой на бесплатной основе с созданием ей возможности осуществления мониторинга качества образования, в том числе проведения социальных опросов среди студентов, докторантов и профессоров-преподавателей;
расходы, связанные с внедрением Информационной системы и обеспечением ведения ее деятельности, покрываются за счет средств высших образовательных учреждений, расходы на техническую поддержку и совершенствование – средств Фонда развития высших образовательных учреждений;
государственным высшим образовательным учреждениям разрешается заключать с организациями в системе Министерства прямые договоры о внедрении и обслуживании Информационной системы.
7. Государственной инспекции по надзору за качеством образования в трехмесячный срок разработать проект постановления Президента Республики Узбекистан «О внедрении эффективных механизмов обеспечения и контроля качества образования», в том числе предусматривающего:
внедрение институциональных и специальных (по направлениям образования, видам специализации и другим) форм аккредитации образовательных организаций;
привлечение негосударственных организаций к процессу обеспечения и контроля качества образования, а также освобождение образовательной организации, прошедшей авторитетную международную аккредитацию, от очередной государственной аккредитации;
внедрение системы «риск-анализ» при контроле качества образования, а также определение охвата, продолжительности и периодичности изучений, в зависимости от уровня изменения качества образования;
пересмотр полномочий Государственной инспекции по надзору за качеством образования с учетом академической самостоятельности, предоставляемой высшим образовательным учреждениям.
8. Признать утратившими силу некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению.
9. Министерству в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
10. Возложить на министра высшего и среднего специального образования Тошкулова А.Х. и руководителей министерств и ведомств, имеющих в ведении высшее образовательное учреждение, персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 июля 2022 года и до 1 января 2023 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
24 декабря 2021 года.
Источник: УзА