Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

Взгляд из Польши: Президент Узбекистана демонстрирует умение управлять страной в условиях кризиса

2020-09-11 | Общество

ВАРШАВА, 11 сентября. /ИА «Дунё»/. Руководитель факультета восточных исследований Института политических наук при Варшавском университете профессор Тадеуш провел большую исследовательскую работу, по итогам которой опубликовал статью «Узбекистан: государство в процессе тотальной реконструкции» в сборнике трудов «Nowa polityka Wschodnia» («Новая восточная политика»), изданном холдингом «Marshalek».

Руководитель факультета Восточных исследований Института политических наук при Варшавском университете профессор Т.Бодио провел большую исследовательскую работу, по итогам которой опубликовал статью «Узбекистан: государство в процессе тотальной реконструкции» в сборнике трудов «Nowa polityka Wschodnia» («Новая восточная политика»), изданном холдингом «Marshalek», сообщает корреспондент ИА «Дунё».

В своем исследовании автор подверг глубокому и объективному анализу стратегию реализуемых в Узбекистане реформ по пяти приоритетным направлениям развития в 2017-2021 годах.

Определяющую роль в этих процессах польский эксперт отводит деятельности архитектора реформ - Президента Шавката Мирзиёева. Подчеркивается, что политика главы государства и проводимые им реформы вписываются в модель трансформационного лидерства. Это реформаторский, миссионерский и патриотический стиль руководства, отвечающий ожиданиям общества, но одновременно обремененный высокой ответственностью и рисками.

Автор пишет о социально-политических и экономических изменениях в Узбекистане, коснувшихся всех ключевых сфер общественной жизни. Этот процесс он называет полной практической реконструкцией, целью которой является построение государства на основе модели, отвечающей стандартам современного государства и ожиданиям граждан многонационального Узбекистана.

Тот факт, что эти реформы также вписываются в Стратегию ЕС по Центральной Азии, придал импульс переговорам между Евросоюзом и Узбекистаном по заключению всеобъемлющего Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве.

Автор подчеркивает, что результаты реформаторской деятельности Президента Шавката Мирзиёева получают широкое признание в узбекском обществе. Также приводятся оценки международного экспертного сообщества: в 2018 году высокая оценка Центра «Strateg East» (Вашингтон), содействующего верховенству закона и экономической трансформации государств, созданных после распада СССР; в декабре 2019 года еженедельник «The Economist» назвал Узбекистан «страной года», высоко оценив динамику и первые результаты от деятельности правительства; в начале 2020 года Президент Узбекистана был удостоен награды влиятельного Совета по сотрудничеству тюркоязычных государств за выдающийся вклад в возрождение «тюркского мира».

Это, по мнению автора, свидетельство достигнутого прогресса в реализации реформ, инициированных Президентом Узбекистана, прежде всего, в области совершенствования принципов разделения властей и сокращения бюрократии, либерализации социальной и экономической жизни, соблюдения гражданских прав и свобод, деятельности СМИ, верховенства закона и функционирования служб общественного порядка, финансовой политики.

Политолог отмечает, что принятию Стратегии развития страны в феврале 2017 года предшествовали широкие консультации, в том числе с зарубежными учреждениями и экспертами. Принятие данного документа имело фундаментальное значение для Узбекистана, учитывая накопившиеся социально-экономические проблемы, угрожающие глубоким кризисом с непредсказуемыми последствиями.

Еще один важный документ, отраженный в анализе польского эксперта, принятая в 2019 году Стратегия комплексного социально-экономического развития Узбекистана до 2030 года, которая нацелена на продолжение реформ, начатых в 2017 году, и состоящая из семи приоритетов. Главная цель преобразований, по мнению автора, вхождение Узбекистана в группу высокоразвитых стран мира.

Анализируя основные результаты реформ последних лет, исследователь отмечает налаженный диалог между государством и обществом, укрепивший доверие к власти и придавший импульс процессам борьбы с бюрократией, коррупцией, обеспечивший прозрачность власти, эффективно реализуемую реформу государственного управления, требующую дальнейшего укрепления кадрового потенциала, демонтаж административно-распределительной системы, ограничение монополистического положения государства в экономике и внедрение рыночных механизмов.

Констатируется наличие прогресса в следующих областях: адаптация законодательства и институтов к стандартам рыночной экономики; внедрение цифровых технологий в систему управления; экономический мониторинг и реконструкция статистических служб; создание полноценного рынка товаров и услуг; рационализация распределения бюджетных средств; интеграция с международным финансовым рынком; реструктуризация и диверсификация банковской системы; конвертация национальной валюты; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; либерализация цен и упрощении налоговой системы; совершенствование налоговой системы и налоговых служб; реформа системы образования с учетом потребностей рынка труда; социальная и профессиональная активизация женщин и молодежи; модернизация коммуникационной и транспортной инфраструктуры; искоренение коррупционных практик; развитие предпринимательства и малого бизнеса; совершенствование кредитной политики.

Кроме того, Узбекистан вошел в первую десятку стран мира по созданию благоприятных условий для инвестиций. Согласно недавнему отчету Всемирного банка, Узбекистан в рейтинге Doing Business переместился на 69-е место среди 190 стран.

Рассматривая изменения во внешней политике, польский эксперт отмечает радикальный поворот в данной сфере, отказ от самоизоляции и открытие государства глобализирующемуся миру. Отмечается положительный эффект от политики активной деятельности и укрепления доверия и престижа Узбекистана в регионе и на международной арене.

Сотрудничество с мировыми и региональными державами оценивается как сбалансированное, отвечающее интересам государства, а взаимодействие с целым рядом международных партнеров - коммерчески и инвестиционно успешным. Установление конструктивного политического диалога с соседними странами, нейтрализация тлеющих конфликтов и напряженности из-за исторических споров, связанных с вопросами делимитации границ, миграцией населения, логистикой транзитных маршрутов, энергетикой, экологией и доступом к воде - влияют на изменение политического климата, благоприятного для азиатской интеграции и активизации развития региона.

Автор считает очевидным, что пересмотр Президентом Шавкатом Мирзиёевым политики в отношении государств Центральной Азии с акцентом на укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе приносит ощутимые выгоды для реализуемой стратегии реформ. По его мнению, результаты регионального сотрудничества последних лет подтверждают правильность лозунга, сформулированного главой Узбекистана: «Сотрудничество лучше конкуренции».

Он также отмечает, что польская экономика положительно отреагировала на реформы в Узбекистане. В 2019 году произошел рост двустороннего товарооборота на 20% по сравнению с предыдущим периодом, а в первой половине 2020 года, несмотря на пандемию, динамика прироста еще более увеличилась – до 30%. Констатируется рост дипломатической активности между странами, а также активизация двустороннего сотрудничества в сферах образования, науки, туризма и здравоохранения.

Резюмируя анализ преобразований, проведенных в Узбекистане, автор пишет, что своими действиями Президент страны начал вписывать новую главу в историю независимого Узбекистана. Глава государства воспринимает свою должность как миссию национально-государственной службы, что свидетельствует о твердой решимости проводить реформы, нацеленные на перспективу. Президент публично высказывает критические слова в адрес высших должностных лиц государства за недостатки в исполнении власти, затягивание реформ. Он является системным лидером, демонстрируя умение управлять в условиях кризиса, открыт для людей и их проблем.

По мнению автора статьи, Президент страны высоко оценивает современные системы управления и внедряет многие их элементы, например, «Цифровой Узбекистан». Борясь с консерватизмом и инерцией властных структур, он меняет Узбекистан, придает большое значение восстановлению доверия к государственной власти и расширению границ субъективности общества. Глава государства ценит преимущества политического маркетинга, заботится о продвижении и престиже своей страны на международной арене.

Коротко об авторе. Тадеуш Бодио, доктор философских наук, с 2009 года руководитель факультета восточных исследований Института политических наук Варшавского университета. В 2005-2008 годах руководил проектом «Исследования Востока». Специалист по теории и методологии политических наук, психологии политики, теории и практики трансформации в странах Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа. Читал лекции и проводил консультативные встречи в Узбекистане. Научный руководитель дипломных работ стипендиатов польского правительства в Узбекистане. Рецензент ряда кандидатских и докторских диссертаций соискателей из Узбекистана. Организатор и соорганизатор международных конференций и научных семинаров, в том числе польско-узбекских конференций, посвященных Конституции Узбекистана и Аральскому морю. С 2013 года член редколлегии журнала «Демократизация и права человека» (Узбекистан).

Источник: Информационное агентство «Дунё»

Поделиться