Правительственный портал
республики узбекистан

Архив
2024
Календарь

События

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Новое на портале
  • Ты источник силы, место счастья, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Перечень объектов государственной собственности подлежащих реализации по выкупной стоимости Подробно>>>
  • Страница «Государственные органы в социальных сетях» Подробно>>>
  • Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Подробно>>>
  • Новая страница «Открытый бюджет» Подробно>>>

О дополнительных мерах по поддержке отечественных производителей

2020-08-24 | Документы

Постановление Президента Республики Узбекистан


За последние годы в стране осуществлена масштабная работа по поддержке отраслей экономики в реализации активной инвестиционной и внешнеторговой деятельности.В течение 2017–2019 годов объем освоенных инвестиций
в экономику вырос в 2,1 раза, в том числе за счет централизованных инвестиций – в 2,8 раза. Доля инвестиций в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 21 процента в 2016 году до более 38 процентов по итогам 2019 года. Объем внешнеторгового оборота за этот период вырос в 1,7 раза.

Высокая инвестиционная и внешнеторговая активность оказала стимулирующее влияние на рост объемов производства промышленной продукции в 1,24 раза, строительства – в 1,44 раза, а их доля в структуре валового внутреннего продукта выросла с 24,1 до 33,2 процента.

Вместе с тем глобальная коронавирусная пандемия продолжает оказывать ограничительное воздействие на производственную активность предприятий в ряде отраслей и секторов экономики вследствие нарушения кооперационных связей, сокращения спроса на продукцию и рынков их сбыта.

В целях дополнительной поддержки отечественных производителей в увеличении объемов и номенклатуры отечественной промышленной продукции, углублении межотраслевой кооперации и развитии цепочек добавленной стоимости, а также создания условий для развития конкурентной среды и расширения участия отечественных производителей в системе государственных закупок:

1. Согласиться с предложением Кабинета Министров об установлении порядка, согласно которому:

а) с 1 ноября 2020 года:

для юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, а также юридических лиц, в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более (далее – корпоративные заказчики), вводится порядок, в соответствии с которым целесообразность закупки импортных товаров (работ, услуг) на сумму свыше 50 тысяч базовых расчетных величин подлежит обязательному рассмотрению наблюдательными советами (общими собраниями учредителей) с утверждением перечня на ежеквартальной основе;

вводится механизм временных запрета и ограничений
в допуске к государственным закупкам в отношении отдельных товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами;

по продукции, не включенной в Перечень товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, в отношении которых вводятся временные запрет и ограничения в допуске к государственным закупкам, в соответствии с международной практикой при оценке предложений участников тендера (конкурса) товарам местного производства предоставляется преференция в размере не более 15 процентов от цены CIP (Узбекистан) на импортируемые товары;

в состав закупочных комиссий по государственным закупкам, осуществляемым территориальными бюджетными заказчиками, в обязательном порядке включаются помощники председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по вопросам локализации производства и расширения кооперационных связей в промышленности;

б) с 1 января 2021 года отменяются отдельные порядки закупок товаров (работ, услуг) для хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения.

Кабинету Министров в срок до 1 января 2021 года обеспечить внедрение в хозяйственных обществах и на предприятиях стратегического значения внутренних правил проведения закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с требованиями законодательства о государственных закупках и современных принципов корпоративного управления.

2. Определить, что:

а) Перечень товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, в отношении которых вводятся временные запрет и ограничения в допуске к государственным закупкам, формируется и утверждается Кабинетом Министров на основе:

совместных предложений Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства финансов и Торгово-промышленной палаты, согласованных с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента;

данных о товарах (работах, услугах) и их производителях, размещаемых на электронном кооперационном портале Министерства экономического развития и сокращения бедности (далее – Портал cooperation.uz) и обладающих соответствующими сертификатами;

б) положения подпункта «а» пункта 1 настоящего постановления не распространяются на закупочные процедуры и контракты:

финансируемые за счет средств международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций;

заключаемые в соответствии с отдельными решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, которыми установлен иной порядок закупок товаров (работ, услуг);

осуществляемые в целях обеспечения обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка, а также связанные с государственными секретами.

3. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству инвестиций и внешней торговли, Министерству финансов и Торгово-промышленной палате в срок до 1 октября 2020 года на основе детального изучения производимой в республике продукции внести в Кабинет Министров на утверждение Перечень товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, в отношении которых вводятся временные запрет и ограничения в допуске к государственным закупкам.

4. Ввести с 1 октября 2020 года порядок, в соответствии с которым:

руководители бюджетных и корпоративных заказчиков при формировании перечня товаров (работ, услуг), предусматриваемых к закупу, в обязательном порядке изучают возможность их приобретения у местных производителей, зарегистрированных на Портале cooperation.uz;

руководители предприятий – корпоративных заказчиков обосновывают наблюдательным советам (общим собраниям учредителей) целесообразность осуществления корпоративных закупок товаров (работ, услуг) по импорту в случае отсутствия возможности закупки у местных производителей (по техническим параметрам, объемам и срокам производства);

представители государства в наблюдательных советах (общих собраниях учредителей) предприятий обеспечивают рассмотрение на заседаниях органов управления вопросов обоснованности предлагаемых к закупу по импорту товаров (работ, услуг) на сумму свыше 50 тысяч базовых расчетных величин, при этом проводят анализ складских остатков импортных товаров в производственных запасах с принятием мер по их вовлечению в деятельность предприятия;

Агентство по управлению государственными активами на ежеквартальной основе проводит анализ соблюдения представителями государства в наблюдательных советах (общих собраниях учредителей) требований настоящего постановления, по результатам которого вносит предложения в Кабинет Министров;

министерства и ведомства – распорядители бюджетных средств обеспечивают осуществление в подведомственных организациях мер по оптимизации импортных закупок, а также организацию системного контроля за эффективным и целевым использованием выделяемых средств в рамках государственных закупок;

Министерство инвестиций и внешней торговли на ежемесячной основе проводит анализ объема и номенклатуры завозимых по импорту товаров (работ, услуг), а также оценку результативности принимаемых руководителями отраслей, предприятий и регионов мер по оптимизации импорта и, по результатам, вносит их в Кабинет Министров;

Министерство экономического развития и сокращения бедности на ежеквартальной основе разрабатывает в разрезе отраслей промышленности и регионов предложения по развитию цепочек добавленной стоимости по востребованной на внутреннем рынке продукции и вносит их в Кабинет Министров;

Центральный банк обеспечивает предоставление коммерческими банками на ежемесячной основе в Счетную палату и Кабинет Министров данных о валютных операциях, осуществленных корпоративными заказчиками в пользу компаний, зарегистрированных на территории оффшорных юрисдикций;

Министерство финансов при согласовании смет расходов бюджетных организаций на предстоящий период контролирует формирование расходов, в том числе путем определения стоимости товаров исходя из данных Портала cooperation.uz;

Счетная палата на ежеквартальной основе проводит анализ целевого и эффективного использования средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, а также собственных и привлеченных средств корпоративных заказчиков при осуществлении импортных закупок;

помощники председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по вопросам локализации производства и расширения кооперационных связей в промышленности на основе статистических сведений об объемах и номенклатуре импорта товаров в республику принимают меры по развитию в регионах производства востребованной продукции, а также обеспечивают полноценное размещение производимой в соответствующих регионах продукции на Портале cooperation.uz;

Кабинет Министров ежемесячно рассматривает в разрезе своих комплексов результативность мер по оптимизации закупок, развитию цепочек добавленной стоимости и расширению кооперации между отечественными производителями, принимаемых руководителями органов государственного и хозяйственного управления – государственных заказчиков и представителями государства в органах управления предприятий.

5. Кабинету Министров в месячный срок:

внести в Олий Мажлис проект Закона «О государственных закупках» (в новой редакции), предусмотрев в нем нормы по отмене понятия «стратегический субъект государственных закупок», применению запрета и ограничений в допуске к государственным закупкам товаров (работ, услуг) иностранного происхождения, расширению способов государственных закупок и повышению их прозрачности, в том числе путем публикации в открытом доступе результатов тендерных (конкурсных) торгов, а также усилению ответственности государственных заказчиков и наблюдательных советов за нарушение законодательства о государственных закупках;

утвердить Положение о порядке формирования Перечня товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, в отношении которых вводятся временные запрет и ограничения в допуске к государственным закупкам;

утвердить Положение о порядке предоставления преференции товарам (работам, услугам) местного производства при государственных закупках.

6. Утвердить График проведения аудита системы закупок субъектами государственных закупок согласно приложению с привлечением международных аудиторских компаний.

Счетной палате совместно с Министерством финансов обеспечить взаимодействие с международными аудиторскими компаниями при проведении аудита импортных поставок в соответствии с утвержденным графиком и внесение в Кабинет Министров предложений по результатам аудита.

7. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством финансов, Государственным комитетом по статистике и Государственным таможенным комитетом в срок до 1 ноября 2020 года обеспечить:

размещение и последующее постоянное обновление на Портале cooperation.uz технических параметров всех производимых в республике товаров (работ, услуг) с 10-значными кодами ТН ВЭД и контактными данными производителей;

интеграцию Портала cooperation.uz с Единой электронной информационной системой внешнеторговых операций (ЕЭИСВО) и Специальным электронным порталом государственных закупок (xarid.uz).

8. Государственному таможенному комитету:

усилить мониторинг за ценами импортных товаров, поставляемых в рамках государственных закупок, с использованием методов «риск-анализа», а также на основе данных «зеркальной статистики» с ежемесячным представлением в Кабинет Министров, Счетную палату и Министерство финансов информации о фактах существенного искажения;

на ежемесячной основе представлять в Кабинет Министров и Агентство по управлению государственными активами, а также публиковать на своем официальном сайте сведения о номенклатуре и объемах товаров на таможенных складах со сроком хранения, превышающим три месяца, в разрезе государственных заказчиков;

обеспечить эффективное выполнение возложенных функций и задач по недопущению завоза товаров по заниженным ценам.

9. Агентству «Узстандарт»:

в двухмесячный срок внедрить информационную систему о производстве и ввозе некачественной, несертифицированной и поддельной продукции, в том числе продукции, включенной в информационные системы быстрого оповещения опасной продукции в ЕС и ЕАЭС, запрещенной для ввоза в страны ЕС и ЕАЭС;

совместно с Государственным таможенным комитетом ввести с 1 января 2021 года запрет на оформление в таможенный режим «выпуск для свободного обращения» продукции, включенной в информационную систему быстрого оповещения опасной продукции зарубежных стран;

в срок до 1 января 2021 года обеспечить отмену с использованием метода «регуляторной гильотины» 5 236 стандартов, утвержденных до 1995 года, с принятием международных, межрегиональных и зарубежных стандартов в идентичном виде без изменений требований на продукцию на языке оригинала;

направлять информацию органам сертификации о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, стандартов и норм страны-производителя, с установлением государственного контроля за недопущением обращения данной продукции на внутреннем рынке;

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по усилению контроля за соблюдением импортерами и производителями действующих стандартов, технических регламентов и требований к качеству выпускаемой продукции с использованием методов «риск-анализа», а также повышению их ответственности за импорт, производство и реализацию товаров, не отвечающих соответствующим требованиям.

10. Правительственной комиссии по вопросам развития экспорта и инвестиций:

совместно с наблюдательными советами акционерных обществ и компаний, доля государства в уставном фонде которых составляет 50 процентов и более, в месячный срок провести инвентаризацию инвестиционных проектов на предмет их приостановления или отмены при отсутствии подтвержденных источников финансирования и социально-экономической целесообразности;

в двухмесячный срок изучить действующие долгосрочные импортные контракты, заключенные корпоративными заказчиками, на предмет возможного снижения цен в условиях коронавирусной пандемии или изменения условий контрактов;

в месячный срок обеспечить утверждение конкретных индикаторов оценки результативности мер (KPI), принимаемых руководителями министерств, ведомств, регионов и предприятий по вопросам эффективной реализации инвестиционных проектов и оптимизации импорта, с ежеквартальным внесением в Кабинет Министров информации о достижении индикаторов по каждому руководителю.

11. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством финансов, Министерством инвестиций и внешней торговли:

при разработке адресной части Инвестиционной программы на 2021 год провести тщательную экспертизу вновь начинаемых инвестиционных проектов, финансируемых за счет централизованных источников, на предмет социально-экономической целесообразности их реализации;

в срок до 1 января 2021 года на основе общепринятых принципов оценки управления государственными инвестициями (PIMA) обеспечить разработку и внедрение целостной и непрерывной системы мониторинга инвестиционных проектов, финансируемых за счет централизованных источников, в том числе предусматривающей мониторинг в постинвестиционный период (в течение 3–5 лет после ввода объекта в эксплуатацию) на основе ежегодного проведения анализа достижения целевых параметров и оценки влияния проектов на социально-экономическое развитие страны, отраслей, регионов.

12. Совету по тарифному и нетарифному регулированию
в двухмесячный срок, на основе изучения международного опыта и положений соглашений Всемирной торговой организации, внести в Кабинет Министров:

комплексные предложения по внедрению нового порядка регулирования внешней торговли, в том числе предусматривающего применение более гибких механизмов по принятию оперативных решений в части оптимизации импорта посредством тарифных и нетарифных мер, включая тарифное квотирование;

проект правительственного решения по утверждению Положения о порядке применения временных тарифных квот
в отношении импортируемых товаров.

13. Возложить персональную ответственность на:

руководителей бюджетных и корпоративных заказчиков – за обеспечение эффективного и целевого использования средств, а также соблюдение принципов открытости и прозрачности при осуществлении государственных закупок;

председателя Государственного таможенного комитета Азимова М.Б. – за недопущение импорта в рамках государственных закупок товаров, включенных в Перечень товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, в отношении которых вводится временный запрет в допуске к государственным закупкам;

председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента – за полноценное выполнение утвержденных параметров по производству локализуемой продукции, реализации инвестиционных проектов, а также расширение кооперационных связей между малыми региональными и крупными отраслевыми предприятиями;

заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. – за оптимизацию импорта в рамках государственных закупок, эффективность мер по развитию цепочек добавленной стоимости в отраслях и регионах страны;

заместителя Премьер-министра Умурзакова С.У. – за эффективность привлекаемых инвестиций в создание производств по выпуску востребованной на внутреннем и внешнем рынках продукции с высокой добавленной стоимостью;

заместителей и советников Премьер-министра Барноева У.И., Мусаева Б.А., Абдухакимова А.А., Умарова О.М. – за организацию качественного исполнения руководителями курируемых министерств, ведомств, хозяйственных обществ и предприятий требований законодательства о государственных закупках, а также эффективное использование бюджетных средств в соответствующих отраслях;

первого заместителя Премьер-министра Раматова А.Ж. – за оптимизацию импорта в рамках реализации инфраструктурных проектов, финансируемых за счет централизованных средств;

Премьер-министра Арипова А.Н. – за конечные результаты исполнения заместителями Премьер-министра, председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, руководителями министерств, отраслевых ведомств и хозяйственных объединений, а также представителями государства в наблюдательных советах (общих собраниях учредителей) возложенных на них настоящим постановлением задач с принятием, при необходимости, мер дисциплинарной ответственности, в том числе внесением предложений по освобождению от занимаемой должности.

14. Министерству экономического развития и сокращения бедности в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

 

Президент Республики Узбекистан                            Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 21 августа 2020 года.

Источник: УзА

Поделиться