Правительственный портал
республики узбекистан
О дополнительных мерах по развитию народной медицины в Республике Узбекистан
2020-04-11 | Документы
Постановление Президента Республики Узбекистан
В рамках Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019–2025 годы и Концепции по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019–2022 годы реализуются меры, направленные на обеспечение эффективности, качества и доступности медицинской помощи, внедрение современных достижений медицинской науки и технологий, формирование здорового образа жизни населения.
Важное место в обеспечении здоровья населения, оказании медико-санитарной помощи, профилактике и лечении различных заболеваний, особенно хронических, занимает народная медицина, качество, безопасность и эффективность которой подтверждены на практике.
За истекшее время в результате принятых мер сформирована правовая база в сфере оказания услуг народными целителями, созданы Ассоциация народной медицины Узбекистана и первоочередные условия для эффективного и безопасного применения методов и достижений народной медицины, определены основные цели и направления ее развития.
Вместе с тем анализ проведенной работы свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования оказания услуг народной медицины, механизмов оценки эффективности ее методов, последовательной интеграции народной медицины в систему современного здравоохранения, повышения квалификации специалистов и других медицинских работников в данном направлении.
В целях ускоренной интеграции эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний посредством народной медицины в практику современной медицины, дальнейшего укрепления здоровья граждан, налаживания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также проведения научно-исследовательских работ в данной сфере:
1. Принять к сведению, что Всемирной организацией здравоохранения реализуется Стратегия в области народной медицины на 2014–2023 годы, целью которой является оказание государствам-членам поддержки в:
использовании потенциального вклада народной медицины в обеспечение здоровья, благополучия, медико-санитарной помощи, ориентированной на людей, повышение качества медико-санитарных услуг, расширение всеобщего охвата услугами здравоохранения, создание возможностей для потребителей в осознанном выборе в сфере ухода за своим здоровьем;
надлежащем содействии безопасному и эффективному использованию народной медицины путем установления норм и правил, проведения научных исследований и интеграции продукции и практики народной медицины в систему здравоохранения, повышения квалификации кадров, совершенствования навыков, услуг и методов лечения.
2. Министерству здравоохранения с привлечением экспертов Всемирной организации здравоохранения совместно с Ассоциацией народной медицины Узбекистана, Академией «Табобат» и заинтересованными организациями в срок до 1 января 2021 года внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект решения Президента Республики Узбекистан, предусматривающего утверждение Концепции развития народной медицины в Узбекистане в 2021–2025 годах с целевыми показателями (индикаторами), а также с «Дорожной картой» по ее реализации по годам.
При разработке данной Концепции обратить особое внимание на:
взаимоувязку предлагаемых мер с реализуемой Концепцией развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019–2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года № УП–5590;
практическую реализацию рекомендаций и предложений, предусмотренных в Стратегии Всемирной организации здравоохранения в области народной медицины на 2014–2023 годы, с указанием конкретных механизмов и этапов;
широкое изучение опыта Китая, Кореи, Японии, Индии, Вьетнама, Франции, России и других стран, имеющих прогрессивный институциональный опыт развития народной медицины, в том числе с выездом на места;
разработку на основе проведенных анализа и исследований институциональных механизмов регулирования качества, безопасности средств и методов народной медицины, а также развитие ее основных направлений.
3. Одобрить предложения Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Ассоциации народной медицины Узбекистана о создании с 1 мая 2020 года:
Республиканского научно-практического центра народной медицины (далее – Республиканский центр) со статусом юридического лица в форме государственного учреждения, финансируемого за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
в медицинских высших образовательных учреждениях и Техникумах общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино Центров развития народной медицины (далее – Региональные центры) без статуса юридического лица с источниками финансирования, указанными в пункте 8 настоящего постановления.
4. Определить основными задачами Республиканского центра:
анализ и изучение эффективности методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, а также оказания иных медицинских услуг с использованием методов народной медицины, включая исторические традиции и уникальное наследие узбекской народной медицины;
развитие основных направлений народной медицины (фитотерапия, акупунктура, аюрведа, гомеопатия, йога, моксотерапия, натуропатия, остеопатия, термальная медицина, хиропрактика, цигун и другие), подготовку учебно-методической литературы по их применению в поддержании здорового образа жизни населения и современной медицине;
подготовку предложений по эффективной интеграции народной медицины в современную медицину в вопросах профилактики, диагностики и лечения заболеваний, в том числе посредством проведения научно-исследовательских и лабораторных исследований;
организацию выращивания и заготовки растений и сырья нерастительного вида, применяемых в народной медицине, проведения лабораторных и научных исследований в данном направлении, а также подготовку предложений по локализации выращивания наиболее широко используемых в народной медицине растений и сырья;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по народной медицине, медицинских работников и лиц без медицинского образования в Региональных центрах;
взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями, органами государственного и хозяйственного управления, а также другими организациями в изучении проблем и подготовке предложений по повышению роли народной медицины в поддержании здоровья граждан;
осуществление тесного сотрудничества с организациями, представляющими народную медицину зарубежных стран, проведение совместных конференций, форумов и других мероприятий по вопросам дальнейшего развития народной медицины в стране.
5. Утвердить:
структуру Республиканского научно-практического центра народной медицины согласно приложению № 1;
Перечень медицинских высших образовательных учреждений и Техникумов общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино, в которых создаются Центры развития народной медицины, согласно приложению № 2.
6. Установить, что:
Республиканский центр является головным учреждением в области народной медицины, а многопрофильная клиника Ташкентской медицинской академии – клинической базой по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в данной сфере;
Республиканский центр входит в организационную структуру Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Министерство) и является подотчетным ему;
Республиканский центр возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром здравоохранения по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
директор Республиканского центра по условиям оплаты труда приравнивается к начальнику главного управления Министерства;
Республиканский центр комплектуется за счет оптимизации научно-практических, исследовательских и иных учреждений Министерства;
Региональные центры являются подразделениями Республиканского центра на местах, который осуществляет методическое руководство и координацию их деятельности;
обучение в Региональных центрах осуществляется на платной основе по учебным планам и программам, утвержденным Министерством, разработанным Республиканским центром, Ташкентской медицинской академией, Ассоциацией народной медицины Узбекистана и Академией «Табобат»;
размер стоимости обучения в Региональных центрах устанавливается Республиканским центром;
прием слушателей и аттестация выпускников Региональных центров осуществляются в соответствии с требованиями, порядком и сроками, определяемыми Министерством;
выпускникам Региональных центров выдается сертификат установленного образца, признаваемый официальным документом о повышении квалификации по народной медицине;
лицам без медицинского образования, успешно окончившим курсы по подготовке специалистов по народной медицине, выдается удостоверение утверждаемого Министерством образца, дающее право на осуществление деятельности по соответствующим направлениям народной медицины;
директора Региональных центров назначаются на должность директором Республиканского центра;
к преподавательской деятельности в Региональных центрах привлекаются профессорско-преподавательский состав медицинских и фармацевтических высших образовательных учреждений, а также Техникумов общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино, специалисты по народной медицине и медицинские работники;
на работников Региональных центров распространяются условия оплаты и материального стимулирования труда, установленные для соответствующих должностей в медицинских высших образовательных учреждениях;
с целью выращивания и заготовки востребованных лекарственных растений и проведения научных исследований в области народной медицины на землях сельскохозяйственного назначения создаются мини-плантации площадью до 1 гектара, находящиеся на балансах соответствующих медицинских высших образовательных учреждений и Техникумов общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино и передаваемые Региональным центрам в постоянное пользование (далее – мини-плантации);
финансирование расходов по созданию в Региональных центрах современных лабораторий для проведения передовых научных исследований и изыскательских работ, а также их оснащение необходимым оборудованием, техникой и другими материально-техническими ресурсами осуществляются за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей, а также других источников, не запрещенных законодательством.
7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей совместно с Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Министерством, Министерством инновационного развития, Академией наук Республики Узбекистан, Ассоциацией народной медицины Узбекистана и Академией «Табобат» в срок до 1 июля 2020 года произвести выбор и отвод земель сельскохозяйственного назначения для создания мини-плантаций с подключением их к инженерно-коммуникационным сетям.
8. Определить источниками финансирования деятельности Региональных центров:
средства, поступающие от оказания услуг на договорной основе, в том числе от подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по народной медицине, медицинских работников и лиц без медицинского образования;
гранты международных финансовых институтов и организаций;
средства внешнего безвозмездного содействия (гранты, техническое содействие и другие);
благотворительные пожертвования юридических и физических лиц, в том числе нерезидентов;
иные источники, не запрещенные законодательством.
9. Согласиться с предложением Министерства и Ассоциации народной медицины Узбекистана об открытии с 1 мая 2020 года кабинетов народной медицины в:
государственных многопрофильных медицинских учреждениях районного (городского), областного и республиканского уровней и укомплектовании их за счет выделения по 1 штатной единице в пределах установленной общей численности медицинского персонала данных учреждений;
негосударственных медицинских организациях.
Министерству в месячный срок обеспечить внесение изменений и дополнений в законодательство в части пересмотра лицензионных требований и условий осуществления медицинской деятельности негосударственными медицинскими организациями с учетом требований настоящего пункта.
10. Министерству в двухнедельный срок разработать и утвердить:
структуру и положение о Региональных центрах;
программу обучения слушателей в Региональных центрах;
порядок и механизмы регулирования взаимодействия и интеграции народной медицины с современной медициной в вопросах профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
11. Принять к сведению, что:
Академией наук Республики Узбекистан сформирован перечень народных средств отечественного природного и растительного происхождения, рекомендуемых для лечения заболеваний с применением методов народной медицины;
постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2018 года № ПП–3968 «О мерах по упорядочению сферы народной медицины в Республике Узбекистан» предусмотрено создание единой информационной базы данных, включающей сведения об организациях и специалистах, оказывающих услуги с использованием методов народной медицины, опыте их работы, видах оказываемых ими услуг, контактных данных и другое.
Министерству совместно с Академией наук принять меры по включению в указанную информационную базу данных лекарств природного и растительного происхождения, народных средств, рекомендуемых для лечения заболеваний с применением методов народной медицины, а также организаций и специалистов, оказывающих услуги с использованием методов народной медицины.
12. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан:
при формировании проектов ежегодных государственных научно-технических программ обеспечивать объявление конкурса на научно-исследовательские проекты по народной медицине;
на основании обоснованных расчетов Министерства и решений Наблюдательного совета Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей обеспечить направление средств Фонда на создание в Региональных центрах современных лабораторий и оснащение их необходимым оборудованием, техникой и другими материально-техническими ресурсами в соответствии с настоящим постановлением.
13. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан обеспечить в установленном порядке по заявкам Республиканского центра выдачу (продление) разрешений на привлечение в Республику Узбекистан иностранных специалистов для организации деятельности и последующей работы Региональных центров, а также выдачу (продление) указанным иностранным гражданам подтверждений на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан без взимания установленной платы.
14. Министерству совместно с:
а) Министерством иностранных дел Республики Узбекистан:
в трехмесячный срок обеспечить привлечение в процесс организации деятельности и последующей работы Региональных центров зарубежных специалистов и экспертов по вопросам народной медицины, в том числе Китая, Кореи, Японии, Индии, Вьетнама, Франции, России, в которых наиболее развита народная медицина;
в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о целесообразности и механизмах заключения между странами, имеющими перспективы и опыт развития в области народной медицины, меморандумов и соглашений по налаживанию сотрудничества в данной сфере, в том числе реализации научно-образовательных проектов и программ;
до конца 2020 года проработать вопрос вступления республики (организаций) в международные профессиональные организации в области народной медицины (Всемирная федерация ассоциаций акупунктуры и моксотерапии, Всемирная федерация по хиропрактике, Всемирная федерация по гидротерапии и климатотерапии, Всемирная федерация обществ китайской медицины и другие) и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан соответствующие предложения;
б) Институтом востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии наук, Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, другими заинтересованными организациями в срок до 1 августа 2020 года обеспечить библиотеки Региональных центров копиями комплектов трудов, связанных с изучением научного наследия ученых-энциклопедистов, философов, целителей Абу Али ибн Сино, Абу Бакра Мухаммада ибн Закария ар-Рази, Абу Мансура Кумри, Исмаила Джурджани и других великих предков в области народной медицины;
в) Национальной палатой инновационного здравоохранения Республики Узбекистан, Ассоциацией народной медицины Узбекистана, Академией «Табобат», заинтересованными организациями принять меры по широкой пропаганде среди населения преимуществ народной медицины, натуральных продуктов, основанных на лекарственных растениях, применяемых для профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
15. Разместить Республиканский центр по адресу: г. Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, улица Паркентская, 51.
16. Министерству в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
17. Возложить непосредственное исполнение настоящего постановления на следующих лиц:
заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам образования и здравоохранения – обеспечить качественное, полное и своевременное исполнение настоящего постановления, эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств, ведомств, организаций и хокимиятов, регулярное заслушивание отчетов их руководителей о принятых мерах, оперативное устранение выявленных проблем и недостатков;
министру здравоохранения Республики Узбекистан Шадманову А.К. – обеспечить эффективную организацию работы Республиканского центра и Региональных центров, дальнейшее их функционирование, установить тесное и активное сотрудничество со Всемирной организацией здравоохранения, другими международными и неправительственными структурами по вопросам дальнейшего развития народной медицины в Узбекистане;
первому заместителю министра здравоохранения Республики Узбекистан Юсупалиеву Б.К. – обеспечить поэтапную интеграцию народной медицины в современную медицину в вопросах профилактики, диагностики и лечения заболеваний, проведение инвентаризации лиц, оказывающих услуги с использованием методов народной медицины, с последующей классификацией их на соответствующие группы;
руководителям ответственных министерств, ведомств и организаций – неукоснительно и качественно исполнить все мероприятия в установленные сроки в соответствии с настоящим постановлением, оказать содействие Министерству в реализации поставленных задач.
18. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
10 апреля 2020 года.