Правительственный портал
республики узбекистан
О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот
2019-06-28 | Документы
Указ Президента Республики Узбекистан
В стране проводится широкомасштабная работа по формированию эффективной системы налогообложения и таможенно-тарифного регулирования, направленная на стимулирование конкурентоспособного производства, поддержку предпринимательства и здоровой конкурентной среды, поощрение и расширение экспортного потенциала страны, а также обеспечение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами.
Вместе с тем существующие диспропорции в действующем порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, предусматривающие предоставление значительного количества льгот и преференций субъектам предпринимательства в отдельных отраслях экономики, не позволяют создать полноценную цепочку по налогу на добавленную стоимость для обеспечения равных условий для всех хозяйствующих субъектов и повысить конкурентоспособность экономики.
В целях дальнейшего улучшения в стране инвестиционного климата, обеспечения реализации принципов добросовестной конкуренции и упорядочения практики предоставления льгот по налогам и таможенным платежам:
1. Установить с 1 августа 2019 года порядок, в соответствии с которым:
сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся плательщиками единого земельного налога, имеют право перейти на уплату налога на добавленную стоимость на добровольной основе;
индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги операторам и (или) провайдерам телекоммуникаций, выручка которых от реализации услуг превысила 100 миллионов сумов в календарном году, но не более одного миллиарда сумов, переходят на уплату единого налогового платежа по ставке 25 процентов от суммы вознаграждения.
2. Определить, что с 1 октября 2019 года:
а) юридические лица, осуществляющие реализацию конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа через автозаправочные станции, признаются плательщиками налога на добавленную стоимость независимо от размера выручки от реализации данных товаров;
б) субъекты предпринимательства – импортеры товаров признаются плательщиками налога на добавленную стоимость независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом субъекты предпринимательства, импортирующие товары впервые, обязаны встать на учет в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения импортного контракта;
в) отменяются льготы по налогу на добавленную стоимость, в том числе при импорте, в отношении:
асбеста, угля, лесоматериалов, древесины и изделий из нее, углеводородного сырья;
соевых бобов, семян подсолнечника и кунжута, масличного сырья и сахара-сырца;
сельскохозяйственной техники, автотранспортных средств, комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки, используемых в производстве автотранспортных средств;
г) отменяются льготы по освобождению от налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты, полученные в виде процентов от размещенных в коммерческих банках средств.
3. В целях создания полноценной цепочки по налогу на добавленную стоимость и обеспечения равных условий для всех хозяйствующих субъектов установить, что:
с 1 октября 2019 года отменяются льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении сельскохозяйственной продукции собственного производства и производимой в Республике Узбекистан продовольственной продукции;
плательщики единого земельного налога, имеющие оборот (выручку) более 1 миллиарда сумов за период с января по сентябрь 2019 года или орошаемые сельскохозяйственные угодья площадью более 50 гектаров, являются плательщиками налога на добавленную стоимость и обязаны зарегистрироваться в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость в установленном порядке. При этом с 1 октября 2019 года плательщики единого земельного налога, достигающие установленного порога оборота (выручки), переходят на уплату налога на добавленную стоимость начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут установленный порог;
производители хлопка-сырца переходят на уплату налога на добавленную стоимость с урожая 2019 года. При этом им предоставляется право относить в зачет суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного по фактически полученным не ранее 1 октября 2018 года товарам (работам, услугам) и использованным ими для выращивания хлопка-сырца 2019 года.
Предоставить право юридическим лицам, применяющим льготы по налогу на добавленную стоимость в части продовольственной продукции, производимой в Республике Узбекистан, уплачивать налог на добавленную стоимость на основе уведомления об отказе применения льгот с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление.
4. Принять к сведению, что Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан разработан специальный программный продукт для оказания фермерским хозяйствам услуг по ведению бухгалтерского учета.
Государственному налоговому комитету совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана доработать программный продукт, предусмотрев возможность исчисления и отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость.
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок утвердить новые закупочные цены на хлопок-сырец урожая 2019 года в связи с введением налога на добавленную стоимость.
6. Предоставить органам государственной власти на местах полномочия по предоставлению отсрочки по налогу на имущество юридических лиц, земельному налогу с юридических лиц и единому земельному налогу сроком до 24 месяцев с одновременной отменой их права на предоставление льгот по данным налогам.
Предусмотреть, что отсрочка предоставляется в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан, с условием взимания процентов в размере пени, установленной для налоговой задолженности.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить порядок предоставления органами государственной власти на местах отсрочки юридическим лицам по уплате налогов.
7. Установить, что с 1 августа 2019 года не подлежат налогообложению суммы заработной платы и другие доходы физических лиц, направляемые на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности в Республике Узбекистан по долгосрочному страхованию жизни (отрасль страхования жизни всех классов), за каждый год действия договора страхования и при условии, что страховые выплаты по случаю дожития застрахованного лица осуществляются не ранее 12 месяцев с даты начала периода страхования по договору.
При досрочном прекращении договора долгосрочного страхования жизни и возврате страховщиком части или всей страховой премии страхователю размер возвращенной страховой премии включается в совокупный доход физического лица, подлежащий налогообложению. При этом обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц у источника выплаты возлагается на страховщика.
8. Определить, что финансовые санкции в отношении субъектов предпринимательства за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам на поставку оборудования и (или) комплектующих не применяются, если условиями таких контрактов установлены сроки поставки оборудования и (или) комплектующих к ним более 180 дней в связи с их техническими характеристиками и особенностями.
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по определению порядка применения финансовых санкций в отношении субъектов предпринимательства за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам на поставку оборудования и (или) комплектующих.
9. Министерству финансов совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан до 1 октября 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению порядка обязательного возмещения суммы превышения зачета по налогу на добавленную стоимость над его начисленной суммой.
10. Министерству финансов и Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными ведомствами с привлечением консультантов международных финансовых институтов и независимых экспертов в срок до 1 августа 2019 года внести предложения по кардинальному пересмотру порядка предоставления таможенных льгот, а также отмене ранее предоставленных льгот, обратив особое внимание на:
использование механизмов предоставления хозяйствующим субъектам – плательщикам налога на добавленную стоимость отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость при импорте товаров (работ, услуг) сроком до 120 дней взамен освобождения от уплаты налога при ввозе товаров, а также при импорте работ (услуг);
совершенствование и оптимизацию механизма предоставления таможенных льгот по технологическому оборудованию.
11. Внести с 1 октября 2019 года изменения и дополнения в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению.
12. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Саидову Г.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
27 июня 2019 года.